Афанасьев Петр Онисимович (13.2.1874, дер. Апанасово-Темяги Тетюшского у. Казанской губ. – 26.8.1944, Москва) – педагог, методист; д-р педагогических наук (1940); проф. (1924).
После окончания Симбирской чувашской учительской школы (1890) стал работать учителем начальной школы в с. Богдашкино Симбирской губ. Затем учился в духовной семинарии (1892–98) и в Московской духовной академии. Окончил экстерном Императорский Казанский ун-т (1906). В 1903 стал преподавателем словесности в Симбирской учительской семинарии. Работал в Рязанской семинарии (1905–09), Ярославском учительском ин-те (1909–12), Поливановской семинарии (1912–14), Рязанском учительском ин-те (1917–18), Поливановском педагогическом техникуме (1918–22), Ин-те народного образования в Москве (1919–20), Московской высшей педагогической школе (1920–26). С 1920 преподавал на педагогическом факультете 2-го МГУ, затем в Московском государственном педагогическом ин-те им. А.С. Бубнова, в МГПИ, а также в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (1926–29). С 1944 являлся проф. МГПИ им. В.И. Ленина, где до последних дней жизни преподавал методику русского языка. В 1920-е А. настаивал на принципиальной реконструкции учеб. программ по русскому языку в духе идей трудовой школы, выступал за преодоление таких сложившихся традиций, как искусственная подача материала, преобладание готовых образцов и правил. Духовному становлению ребенка, по мнению А., могли способствовать только активно-творческие методы преподавания, основанные на деятельностном подходе к лингвистическим явлениям. Главное внимание должно быть направлено на естественное развитие речи учащихся, формирование умений самобытно и самостоятельно выражать собственные мысли, выработку культуры речевого поведения в коллективе и обществе. В 1940-е вышел в свет основной труд А. «Методика русского языка в средней школе: учеб. для педагогических и учительских институтов» (1944). В этой работе А. подчеркивал: «Ближайшая задача преподавания русского языка в школе – подготовить вполне грамотных людей, владеющих основами науки о языке, разбирающихся в явлениях речи и умеющих претворять эти знания в навыки собственной речи, вполне грамотной и литературной. Но эта задача не является единственной. Перед преподавателем русского языка стоит и другая, не менее важная задача – поднять общий культурный уровень учеников посредством преподаваемого им предмета. Не только через чтение художественных произведений, научно-популярной и деловой литературы и т.д. мы поднимаем общий культурный уровень учащихся, но и уроки грамматики, и уроки по развитию устной и письменной речи способствуют тому же подъему общего культурного уровня».
С о ч.: Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. М., 1914; Как преподавать грамматику в начальной школе. М., 1932.