АРКИН Ефим Аронович (13.1.1873, Пинск Минской губ. – 31.1.1948, Москва) – врач, педагог; д-р педагогических наук (1936); проф. (1924), акад. АПН РСФСР (1947).
В 1897 окончил медицинский факультет Киевского Императорского ун-та св. Владимира, работал земским врачом в Дмитрове и Дмитровском у. Московской губ. Обширная врачебная практика позволила А. увидеть серьезные проблемы в обл. здоровья взрослого и детского населения. Преподавал в медицинских школах и читал лекции на учительских курсах (1907). В годы Первой мировой войны руководил размещением детей беженцев в детских садах и интернатах. Тогда же А. начал заниматься подготовкой воспитателей для детских садов. С 1919 являлся преподавателем Высших науч.-пед. курсов и Ин-та дефектологии, с 1943 работал в МГПИ им. В.И. Ленина. В 1924 был назначен штатным проф. каф. дошкольной педагогики педагогического факультета 2-го МГУ. На протяжении ряда лет являлся постоянным консультантом дошкольного отдела Наркомпроса и МОНО. Участвовал в разработке нормативных документов для дошкольного образования. Много лет возглавлял Музей дошкольного воспитания, где вел серьезную исследовательскую работу по изучению психических и физических особенностей детей дошкольного возраста, привлекая не только науч. кадры, но и практических работников. Один из первых советских ученых – теоретик и практик дошкольного воспитания. Изучая инстинкты и влечения, кот-е приводят к созданию детских коллективов, пришел к выводу о соответствии их инстинктам и влечениям первобытных обществ. При этом стимулы объединения в группу меняются от предметов внешнего мира (игрушки) до склонностей, влечений, а затем и чувств по отношению к др. детям. Характеризуя детский коллектив как ин-т, А. отмечал необходимость в нем элементов свободы, самостоятельности и самодеятельности. При создании детских коллективов, чтобы избежать конфликтов, надо учитывать индивидуальные склонности каждого ребенка. Затрагивал А. также проблему лидерства (вожачества), утверждая, что влияние и сила лидера в детской группе обусловлена не любовью к нему детей, а тем, что он может предложить надежные и наиболее доступные пути выхода активности. Первым поставил вопрос об оздоровительной функции физической культуры для дошкольников. Видел в ней не только основное средство оздоровления детей, но и своеобразный психологический тренинг, развивающий различные органы чувств и личностные качества ребенка. Под влиянием идей А. в детском саду стала практиковаться подвижная игра, вызывающая наибольший эмоциональный отклик у детей и потому являющаяся главным средством физического воспитания дошкольников. Важную роль в оздоровлении детей А. отводил закаливанию как науч. обоснованной системе мероприятий, направленных на повышение выносливости организма. Уделял большое внимание правильной организации физической и умственной активности дошкольников. При этом А. выделял вредные для детей движения (длительные висы, упоры, упражнения, связанные с неправильным положением тела и т.д.), а также такие знания, кот-е наносят серьезный вред психике, поскольку не могут быть правильно истолкованы ребенком в силу возраста.
Соч.: Мозг и душа. М., 1928; Физиология человека. М., 1929; Ребенок от года до четырех лет. М. ; Л., 1931; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935; Беседы о воспитании. М., 1945; Физическое воспитание в детском саду. М. ; Л., 1946; Особенности школьного возраста. М., 1947; Дошкольный возраст. М., 1948; Вопросы советского дошкольного воспитания. М., 1950; Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. М., 1957; Письма о воспитании детей. М., 1961.