БЛОНСКИЙ Павел Петрович (26.5.1884, Киев – 15.2.1941, Москва) – педагог, психолог; д-р педагогических наук (1935); проф. (1918).
В 1902 после окончания 2-ой Киевской классической гимназии поступил на истор.-филолог. факультет Киевского ун-та, кот-й окончил (1907) с золотой медалью. Переехал в Москву. В 1908 начал преподавать педагогику и психологию в женской учебной семинарии А.В. Липеровского, женских гимназиях А.С. Алферовой и О.А. Виноградской, Елизаветинском ин-те, Усачево-Чернавском женском училище. Сдал магистерские экзамены (1913) и стал приват-доц. Московского ун-та. Одновременно преподавал в ун-те им. А.Л. Шанявского, на Тихомировских высших женских курсах и на летних учительских курсах. По инициативе Н.К. Крупской введен в состав науч.-пед. секции Государственного ученого совета (ГУСа) (1922–32). В 1920-е на агропедфаке 2-го МГУ. Став членом ГУСа, Б. предложил схемы и программы, кот-е заложили основы школьной реформы. До 1925 Б. являлся основным разработчиком программ городских школ 1-ой ступени, составил первый советский учебник для начальной школы – хрестоматию «Красная зорька». С 1930-х заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Государственном науч.-исслед. ин-те психологии (ныне Психологический ин-т РАО). Один из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 – Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской). За годы существования Академия подготовила около 4 тыс. работников просвещения, среди кот-х действит. чл. АПН СССР – И.Ф. Свадковский, Н.К. Гончаров, А.М. Арсеньев. В 1907–14 Б. написал ряд работ по истории философии. Обратившись к проблемам образования, сформулировал принцип классового характера воспитания и выдвинул теорию трудовой народной школы. Согласно Б., процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врожденных способностей ребенка. Это определило интерес Б. к педологии. Высказав верный тезис о том, что без знания возрастных особенностей детей нельзя построить удовлетворительную педагогику, пришел, однако, к механистическим выводам, согласно кот-м изменения в поведении ребенка обусловлены влиянием среды и наследственности, а развитие его интеллекта должно повторять развитие человеческого рода и т.п. Предложил генетическую теорию памяти, сохраняющую значение до сих пор и утверждающую, в частности, что в процессе усвоения главная роль принадлежит мышлению, а не памяти.
Соч.: Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка. М., 1916; Трудовая школа. 2-е изд. Ч. 1–2. М., 1919; Реформа науки. М., 1920; Азбука труда. М., 1922; Трудные школьники. М., 1929; Возрастная педология. М. ; Л., 1930; Память и мышление. М., 1935; Развитие мышления школьника. М., 1935.