Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Джуринский Александр Наумович

ДЖУРИНСКИЙ Александр Наумович (05.06.1941, г. Немиров Украинской ССР) – доктор педагогических наук (1985), профессор, заведующий кафедрой эстетического и трудового воспитания младших школьников, член-корреспондент РАО, академик Академии педагогических и социальных наук.

В 1963 окончил историко-филологический факультет Казахского государственного педагогического института (г. Алма-Ата). Работал учителем в Джамбульской области (Казахстан). В 1966 в МГИМО защитил кандидатскую диссертацию по теме «Советско-французские отношения (1944 – 1947 гг.)». В 1985 в НИИ общей педагогики АПН СССР – докторскую диссертацию «Тенденции развития общего образования во Франции (с начала ХХ в. до Второй мировой войны)». Работал в Казахском государственном педагогическом институте (1967 – 1971), Академии педагогических наук СССР (1971 – 1985), Университете Декарта (Париж) (1977 – 1978), Университете Цукуба (Япония) (1992 – 1995). С 1985 – в МПГУ.

Д. – один из ведущих специалистов по истории педагогики, сравнительной педагогике, образованию в многонациональном социуме. Один из основателей Научного совета по сравнительной педагогике в России. Глава научной школы по истории педагогики и сравнительной педагогике. Член Европейского общества сравнительной педагогики и Всемирного совета по сравнительной педагогике.

Сфера научных интересов: этапы и тенденции истории педагогики и образования, типологические проявления воспитания и обучения в Древнем мире, Средние века, Новое и Новейшее время; реформы образования, пересмотр традиционной педагогики в России и ведущих странах на протяжении ХХ – начала XXI вв. Д. рассматривает историю педагогики и образования в формационно-стадийном, цивилизационном ключе, в контексте методологии сравнительной педагогики изучает развитие отечественного и мирового образования: проблемы, приоритеты, педагогические парадигмы, универсальное и специфическое. Разрабатывает концепцию образования в многонациональном социуме в свете философско-культурологических перспектив, генезиса идеи поликультурного образования, взаимосвязи с толерантным, этнокультурным, гражданским, интернациональным образованием, российского и мирового опыта образования в поликультурном социуме.

Труды Д. ориентируют студентов и преподавателей на творческое, пространственно-временное, компаративистское, педагогическое мышление, эффективную работу в многонациональной школе. Учебник Д. по истории педагогики включен в Федеральный комплект учебно-методической литературы для педагогических направлений и специальностей, сформированный в соответствии с Программой модернизации педагогического образования (2004).

Д. – участник исследовательских проектов РАО по Отделениям философии образования и теоретическо й педагогике, профессионального образования, общего среднего образования, международных проектов по образованию в третьем возрасте (2003), предшкольному образованию (2005 – 2008), образованию в многонациональном социуме (2008 – 2009), развитию цивилизаций, технологий и образования (2010 – 2012). Д. неоднократно приглашался для чтения лекций в учебных и научно-исследовательских учреждениях России, на международных встречах в Боснии-Герцеговине, Германии, Казахстане, Киргизии, Китае, Нидерландах, Республике Корея, Франции, Японии. Член редколлегии журнала «Педагогика и психология» (Казахстан), эксперт журнала «New International Education».

Опубликовал более 30 персональных и 10 коллективных монографий. Под руководством Д. защищено 2 докторских и 10 кандидатских диссертаций.

За успехи по созданию комплектов учебников, учебных пособий, оригинальных авторских программ, разработку новых технологий обучения и практического использования их в образовательном процессе отмечен дипломом 1-ой степени научного конкурса МПГУ, благодарностью Министра образования и науки РФ. Лауреат премии Правительства в области образования.

С о ч.: Составитель и комментатор трудов А.Я. Коменского (1987) и Ж.-Ж. Руссо (1981); Школа Франции. Традиции и реформы. М., 1981; Школа Франции ХХ столетия. М., 1989; Зарубежная школа: история и современность. М., 1992; Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993; Чему и как учат школьников в Японии. М., 1997; Сравнительная педагогика. М., 1998; История зарубежной педагогики. М., 1998; История педагогики Древнего и Средневекового мира. М., 1999; История педагогики. М., 1999; Развитие образования в современном мире. М., 1999; Модернизация образования и воспитания в США. М, 2000; Педагогика: история педагогических идей. М., 2000; Высшее образование: история и современные тенденции развития. М., 2003; История образования и педагогической мысли. М., 2003; Научные и методические проблемы истории педагогики. М., 2005; Воспитание в многонациональной школе. М., 2007; Педагогика межнационального общения. М., 2007; Зарубежная педагогика. М., 2008; Педагогика в многонациональном мире. М., 2010; Педагогика России: история и современность. М., 2011; История педагогики и образования. М., 2011; Педагогика в России и в мире на пороге двух тысячелетий. М., 2011.

“Труды Джуринского А. Н.”.

Исторический этап

МПГУ

Учёные МПГУ