Голубков Василий Васильевич (20.1.1880, Вичуга Кинешемского у. – 9.2.1968, Москва) – педагог, специалист в обл. методики преподавания литературы; д-р педагогических наук (1938); проф., действит. чл. АПН РСФСР (1950).
В 1898 поступил на историческое отделение истор.-филолог. факультета Императорского Московского ун-та (ИМУ), где увлекся лекциями проф. В.О. Ключевского, под руководством кот-го написал соч. о земских соборах. В 1903–05 окончил ИМУ, преподавал в Костромской мужской и женской гимназиях, служил земским статистиком. В 1906 переехал в Москву. Преподавал в частной гимназии Потоцкой, женской гимназии Львовых, на Пречистенских рабочих курсах, занимался просветительской деятельностью среди рабочих. После 1917 преподавал в Практическом ин-те и на рабфаке, работал в Гуманитарном педагогическом ин-те, Ин-те методов школьной работы, Ин-те науч. педагогики. Принимал участие в разработке учеб.-метод. пос., в формировании принципов строительства новой школы. С 1925 – преподаватель 2-го МГУ–МГПИ−МГПИ им. В.И. Ленина, где в 1933 создал каф. методики преподавания русского языка и литературы. Науч. школа Г. формировалась в МГПИ им. В.И. Ленина. Исследовал методы преподавания литературы, создав одну из классификаций, в основе кот-й лежал процесс совместной деятельности учителя и ученика (лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы). Виды уроков по литературе подразделял в зависимости от стадии учеб. процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет. Сформулировал три важнейшие задачи для современного учителя-словесника: интенсификация работы, повышение творческой активности учащихся и педагогического мастерства учителя. Наиболее полное воплощение и систематизацию идеи Г. нашли в кн. «Методика преподавания литературы» для студентов педагогических вузов.
Под руководством Г. защищено около 20 канд. и докт. дисс.
Ученики: О.Ю. Богданова и мн. др.
С о ч.: Новый путь изучения художественных произведений и составление письменных работ: пос. для самообразования родителей и преподавателей. М., 1909; Пос. к изучению художественных произведений. Планы и вопросы для разбора произведений и критических статей к ним. М., 1915; Литературно-художественная хрестоматия для школ II ступени. М., 1925; Писатели-современники. М., 1925; Мастерство А.П. Чехова. М., 1958; Горький в школе. М., 1960; Художественное мастерство Тургенева: пос. для учителя. М., 1960; Методика преподавания литературы. М., 1962; Мастерство устной речи. М., 1967.