ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич (30.4.1863, Городец Нижегородской губ. – 9.1.1941, Москва) – д-р педагогических наук (1938); проф. (1922).
В 1887 окончил Казанскую духовную академию со степенью канд. богословия. Педагогическую деятельность начал в Нижегородском женском епархиальном училище, где преподавал географию, русский язык, литературу. Одновременно исполнял обязанности смотрителя духовного училища. Оставив ведомство духовных дел, в 1896 получил должность инспектора народных училищ Нижегородской губ. с содержанием от земства. Инициировал создание 10 музеев наглядных пос. В мае 1895 избран чл. и секретарем исполнительной комиссии по организации отдела «Народное образование» на Всероссийской выставке 1896. Организовывал лекции и экскурсии, кот-е посетили свыше 5 тыс. педагогов всех российских губ. Получил чин статского советника, вступил в кадетскую партию. В канун революционных событий 1905 в Нижнем Новгороде была открыта первая в России общедоступная детская библиотека, при 6 городских начальных училищах начали работать детские столовые. И. активно занимался вопросами краеведения: труд «Исторический очерк народного образования в Н. Новгороде» был удостоен большой золотой медали в Париже на Всемирной выставке 1900. За общение с состоящим под особым полицейским надзором А.М. Пешковым (будущим писателем М. Горьким) и за либеральные идеи был привлечен к дознанию, отстранен от работы в Нижегородском учеб. округе. Отбыл административную ссылку в течение 3 лет в Митаве в учеб. округе Прибалтийского края, затем поступил на службу в Московское уездное земство. Один из организаторов Всероссийского съезда учителей (1913–14) и руководитель Всероссийского учительского союза. С сентября 1917 в должности товарища министра народного просвещения работает над законопроектом «О единой общественной общеобразовательной школе». После октября 1917 возглавлял образовательный отдел Совета всероссийских кооперативных съездов (1918–19). Чл. коллегии Наркомата просвещения РСФСР и глава Гл. управления социального воспитания и политехнического образования (1921). В 1922 как политически неблагонадежный отстраняется от должности. Руководил Сергиевским ин-том народного образования, кот-й позднее был преобразован в педагогический техникум (1920–24). Читал лекции в Центральном ин-те организаторов народного просвещения им. Е.А. Литкенса, на Высших науч.-пед. курсах. С 1924 работал во 2-м МГУ. Основные труды посвящены вопросам организации общеобразовательной школы (школоведению). Школоведение предполагало изучение различных сторон внутренней жизни школы. Подобное толкование основывалось на представлении о школе как автономном ин-те. И. выступал за стимулирование творческой инициативы каждого учителя в организации школьной жизни, за создание общественно-государственной системы управления школьным делом, широкое привлечение населения к участию в жизни школы; обосновывал пути и средства осуществления массового народного образования, убеждал в необходимости тесной связи учебных заведений с трудовой жизнью населения. Большую роль в школе отводил самоуправлению, кот-е понимал как стремление самих детей к самоорганизации, в кот-м педагогу принадлежит руководящая и направляющая роль. В школьной кооперации видел одно из социализирующих начал (школа – место для кооперативного просвещения и пропаганды). Разработал способы применения различных методов наблюдения (опросов, анкетирования, тестов) и анализа результатов детского труда и творчества для изучения детской среды, а также составил соответствующие программы. Педагогические взгляды И. не утратили значения для современной педагогики.
Награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны 3-й степени.
С о ч.: Краткий очерк деятельности общества распространения начального образования в Нижегородской губернии 1872–1895. Казань, 1896; Бытовые и семейные условия жизни школьников в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 1907; Детский дом-коммуна. М., 1919; Основы и практика социального воспитания. М., 1925; Массовая трудовая школа. М., 1923; Массовая трудовая школа и программа ГУСа. М., 1925; Школоведение: руководство для массового учителя. М., 1927.