Кузьмин Аполлон Григорьевич (8.9.1928, с. Высокие Поляны Рязанской обл. – 9.5.2004, Москва) – историк; д-р исторических наук (1971); проф.
В 1952 поступил на исторический факультет Рязанского педагогического ин-та. В годы учебы на К. оказал большое влияние филолог П.А. Орлов, преподававший курс древнерусской и русской литературы. После окончания ин-та стал сотрудником Рязанского областного краеведческого музея, науч.-исслед. работа с древними летописями предопределила дальнейший творческий путь К. В 1956 поступил в аспирантуру МГУ им М.В. Ломоносова, где науч. руководителем К. стал знаток средневековой Руси акад. М.Н. Тихомиров. Оставаясь марксистом, К. критически воспринимал базовые положения методологии диалектического материализма, в освоении кот-го проявил оригинальность, глубину и неординарность своего дарования. Уже являясь науч. сотрудником Ин-та истории АН СССР и работая в группе по изд. Полного собр. русских летописей, защитил канд. дисс. «Рязанское летописание» (1963). В 1964 обратился к науч.-пед. деятельности в качестве доц. Рязанского педагогического ин-та. В 1969 по рекомендациям акад. И.Д. Ковальченко и акад. Б.А. Рыбакова назначен зам. гл. ред. ведущего исторического журнала «Вопросы истории»; одновременно преподавал в МГУ им М.В. Ломоносова на каф. истории СССР эпохи феодализма. За годы ред. работы стал признанным специалистом по русскому средневековью. По инициативе К. на страницах журнала развернулись широкие науч. дискуссии о российском абсолютизме, генезисе капитализма и т.д. Защитил в МГУ им. М.В. Ломоносова докт. дисс. «Начальные этапы древнерусского летописания», ставшую серьезным вкладом в разработку фундаментальных вопросов отечественной исторической науки. Обосновал положение о существовании и идеологической борьбе нескольких летописных центров в Древней Руси, предложил принципы их изучения. Выявленное К. многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий этнических и социальных групп домонгольской Руси не вписывалось в господствовавшие в науке того периода представления об особенностях генезиса древнерусского общества и государства. По приглашению зав. каф. истории СССР проф. Д.С. Бабурина перешел на работу в МГПИ им. В.И. Ленина (1975), около 30 лет читал курс лекций по истории России периода феодализма. Был признанным мастером проблемных лекций, требующих от лектора глубокого знания не только фактов, но и историографии и т.д. Стремился привить студентам навыки самостоятельного науч. поиска, делал акцент на тех сюжетах истории, кот-е, по мнению К., требовали дополнительного изучения. Основным видом работы на семинарах К. была подготовка студентами докладов, причем докладчику необходимо было не только сформулировать собственную позицию по избранной проблеме, но и отстоять ее в полемике с назначенными оппонентами. В стенах МГПИ им. В.И. Ленина полностью раскрылся талант К. как выдающегося и самобытного исследователя. В 1977 опубликовал монографию «Начальные этапы древнерусского летописания». Этот фундаментальный труд подводил итоги многолетних исследований К. основных закономерностей формирования свода русских летописей. Подвергнул основательной критике общепризнанную в науке схему летописания В.Н. Татищева – А.А. Шахматова. Доказал, что летопись представляет собой не череду записей, сделанных сменяющими друг друга летописцами, а свод разнохарактерных и разновременных, зачастую противоречащих друг другу летописных и внелетописных материалов. Опираясь на результаты проведенного анализа, пересмотрел выводы предшественников о датировке «Повести временных лет», о генетических связях ее с новгородским летописанием, о соотношении Лаврентьевской и Ипатьевской летописей, нашел ряд узлов истории раннего летописания в Киеве и Новгороде. Одновременно разрабатывал проблемы происхождения древнерусского государства, этногенеза славян и индоевропейцев, первичных форм организации славян. Выявил особенности складывания восточно-славянского государства, что позволило пересмотреть устоявшиеся в отечественной исторической науке представления о крещении Руси. Отказался от оценки Византии как единственного источника проникновения христианства на Руси, открыл не связанные напрямую с Римом и Константинополем христианские учения, повлиявшие на общественно-политическую и религиозную жизнь государства. На конкретном историческом материале проследил влияние кирилло-мефодиевской традиции, ирландской церкви и арианства. Изучение генезиса социальных форм первобытной эпохи позволило К. сделать вывод о разнохарактерности дохристианских верований кровно-родственной и территориальной общин. Обоснование К. специфических черт древнерусского государства привело к формированию целостной концепции истории России в контексте рассмотрения диалектики общества и государства, глубоко эшелонированной вертикали «власти» и горизонтально структурированной «земли». Перевел, отредактировал и опубликовал ряд источников по древнерусской истории. В изд. «Откуда есть пошла Русская земля» (2 т.), подготовленном К., собрано 162 письменных свидетельства о племенах Руси; в 1993 была переведена и опубликована Лаврентьевская летопись. Активно участвовал в общественной жизни как ученый-публицист, популяризатор важнейших событий отечественной истории. В серии «Жизнь замечательных людей» опубликовал книгу «Татищев» (1981), в кот-й раскрыл мировоззрение Татищева, живущего идеей «государственной пользы».
Под руководством К. защищено 20 канд. и 4 докт. дисс.
Науч. школа К. развивается в трудах учеников. Имя К. присвоено УНЦ актуальных проблем исторической науки и образования. На базе Центра проводятся «Чтения памяти А.Г. Кузьмина», в кот-х принимают участие известные и начинающие исследователи России и стран Западной и Восточной Европы.
С о ч.: Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977; Татищев. М., 1981; Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М., 1988; К какому храму ищем мы дорогу? История глазами современника. М., 1989; Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. М., 2001; Источниковедение истории России (с древнейших времен до монгольского завоевания): учебное пособие. М., 2002; Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М., 2003; Крещение Руси. М., 2004; Мародеры на дорогах истории. М., 2005.