Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Матросов Виктор Леонидович

МАТРОСОВ Виктор Леонидович (7.10.1950, Москва – 19.01.2015, Москва) – д-р физ.-мат. наук (1986), проф., ректор МГПИ им. В.И. Ленина−МПГУ (с 1987), акад. РАН (2008) и РАО (1992), чл. Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ (2002–10); чл. Совета и Председатель экспертной комиссии по учебным изданиям, исследованиям и инновационным разработкам в области профессионального образования Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования (до 2005  – Совет по присуждению премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования); чл. Правления Российского союза ректоров; чл. Клуба ректоров Европы; чл. Экспертного совета по вопросам образования Комитета по образованию и науке Совета Федерации РФ; чл. Президиума РАО; чл. Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской обл.; чл. Всемирной ассоциации президентов ун-тов; чл. Президиума Высшей аттестационной комиссии; чл. коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования по аттестационным и аккредитационным вопросам; чл. Президиума Федерального Совета по учебникам Министерства образования и науки РФ; чл. Аттестационной комиссии по вопросам присвоения ученых званий проф. по каф. и доц. по каф.; чл. Совета по качеству общего образования при Президиуме Генерального совета Партии «Единая Россия»; Председатель Координационного Совета Учебно-методических объединений; Председатель  Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров (до 2010 – Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования); Президент Ассоциации развития педагогических ун-тов и ин-тов РФ; почет. д-р Кельнского Ун-та (Германия), Ун-та им. Неофита Рыльского (Болгария), Благоевградского Ун-та (Болгария), Краковского педагогического ун-та (Польша); чл. редакционных советов и редколлегий журналов «Проблемы информатики», «Магистр», «Высшее образование сегодня», «Наука и школа», «Преподаватель. XXI век», «Высшее образование в России», «Педагогика», «Интеграция образования», «Здоровьесберегающее образование» и др.

Награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV, III степени, «За заслуги в Науке и Образовании» I степени; Золотой медалью РАО «За достижения в науке»; медалями К.Д. Ушинского, королевы Виктории Международной корпорации социального партнерства “Europe Business Assembly”, «В память 850-летия Москвы»; орденами Русской Православной Церкви. Лауреат премии Правительства РФ в области образования, премии Правительства РФ в области науки и техники, национальной ежегодной премии «Лучший руководитель года». Имеет почетное звание «Ученый года», «Заслуженный деятель науки РФ», «Ректор года» независимого общественного совета конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» (2005, 2010); нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»; благодарности Министерства образования РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Почетные грамоты Правительства РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства Москвы.

В 1967 В.Л. Матросов поступил на математический факультет МГПИ им. В.И. Ленина. «Я себя в шутку называю “сыном полка”, – говорит Виктор Леонидович. – Я вырос в стенах МПГУ: здесь учился, защитил кандидатскую диссертацию, преподавал на кафедре математического анализа и позже стал доктором физико­-математических наук, профессором».

В 1972 с отличием окончил математический факультет МГПИ им. В.И. Ленина. В 1972−75 проходил обучение в аспирантуре кафедры математического анализа МГПИ им. В.И. Ленина. Еще будучи студентом, В.Л. Матросов обратил на себя внимание преподавателей и сокурсников выдающимися способностями и увлеченностью учебой. На становление В.Л. Матросова как молодого ученого в области теории алгоритмов большое влияние оказали видные преподаватели, широко известные своими науч. трудами: П.С. Новиков, Л.С. Атанасян и В.И. Мишин. Его наставником на долгие годы стал Е.А. Щегольков – ветеран Великой Отечественной войны 1941−1945 гг., зав. каф. математического анализа, один из первых Почет. проф. МПГУ. Исследования молодого В.Л. Матросова печатались в различных изданиях, в т.ч. и в весьма авторитетном журнале «Доклады АН СССР». К публикации работ В.Л. Матросова в «Журнале вычислительной математики и математической физики» в период его обучения в аспирантуре дал рекомендацию выдающийся ученый в мире высшей математики А.Н. Колмогоров – акад. АН СССР, проф., д-р физ.-мат. наук. «Я считаю А.Н. Колмогорова своим учителем в математике и в жизни. Андрей Николаевич Колмогоров был, без сомнения, одним из величайших русских ученых и принадлежал к числу самых крупных математиков 20 века. Он был Просветителем, создателем огромной научной школы, одним из патриархов Московского университета, реформатором математического образования, философом и историком науки. А.Н. Колмогоров как педагог высшей школы, как университетский профессор – тема отдельного разговора. Вклад Колмогорова в дело распространения математических знаний совершенно уникален», – вспоминает В.Л. Матросов.

В 1976 В.Л. Матросов защитил канд. дисс. «Классы рекурсивных функций по сложности вычислений. Аналитические характеристики сигнализирующих». В 1975–88  В.Л. Матросов – ассистент, ст. преподаватель, доц. каф. математического анализа. В 198184 – декан математического факультета МГПИ им. В.И. Ленина. В эти годы развилось присущее В.Л. Матросову умение объединять людей различных взглядов, ценить деловые качества и научный потенциал своих коллег, создавать атмосферу товарищества и увлеченности работой. В МПГУ хорошо знают его человеческие и деловые качества: талант руководителя, принципиальность, требовательность, энергичность, доброжелательное, чуткое отношение к людям, умение сохранить хладнокровие в самых непростых ситуациях. В 1984­−87 В.Л. Матросов   –  освобожденный секретарь парткома МГПИ им. В.И. Ленина. В 1986 защитил докт. дисс. «Корректные алгебры алгоритмов распознавания ограниченной емкости».

С 1987  В.Л. Матросов −   ректор МГПИ им. В.И. Ленина (с 1990  –МПГУ). С 1988 – проф. каф. информатики и дискретной математики. В 1992  избран акад. РАО. С 1994 – зав. каф. теории и методики информатики и дискретной математики. В 2000 избран чл.-корр. РАН. В 2008 – акад.  РАН.

Еще будучи аспирантом, В.Л. Матросов получил ряд серьез­ных науч. результатов, относящихся к математической логи­ке и теории алгоритмов. В частности, им была найдена машинно-независимая характеристика сложности вычислимых функ­ций для таких мер сложности, как время вычисления и объем памяти. Получены верхние оценки корректных моделей алго­ритмов. Соответствующие работы были опубликованы в самом престижном науч. журнале «Доклады АН СССР».

В середине 1970-­х выдающимся математиком, ныне акад. РАН Ю.И. Журав­левым было сделано фундаментальное научное открытие: он предложил принципиально новые подходы к построению крайне широкого класса высокоэффективных и точных алго­ритмов распознавания классификации и прогнозирования. Эти подходы были основаны на применении к эвристическим алгоритмам специальных алгебраических операций, так что все это направление сегодня широко известно как алгебраи­ческий подход к проблеме синтеза корректных алгоритмов. Отличительной чертой мультиалгоритмических конструкций, получаемых методами алгебраического подхода, является их конструктивная сложность. В силу этого сама возможность ис­пользования таких конструкций при решении прикладных за­дач стала предметом острейших науч. дискуссий. Действительно, выводы господствовавшей в то время статистической теории Вапника­−Червоненкиса давали повод считать, что мультиалгоритмические конструкции с необходимостью будут обладать низкой надежностью или, как это принято говорить сейчас, низкой обобщающей способностью. Строгое матема­тическое обоснование возможности построения статистиче­ски обоснованных мультиалгоритмических конструкций было актуальнейшей и очень трудной научной задачей, за решение которой и взялся молодой кандидат наук В.Л. Матросов.

Проблему статистического обоснования статистического подхода В.Л. Матросов разрешил, показав, что введение ограничения на количество базовых алгоритмических операторов (что с необходимостью происходит при решении любой прикладной задачи) немедленно приводит к появлению семейств конечной емкости. Эти выдающиеся и технически очень сложные результаты составили основу докт. дисс. В.Л. Матросова, которая была защищена в Вычислительном центре РАН в 1986. В 1979 им (совместно с С.С. Марченковым) опубликована монография «Сложность алгоритмов и вычислений», котораяя подвела итог и положила начало но­вым исследованиям и новым результатам, публикуемым в цент­ральных науч. журналах: «Математические заметки», «Доклады АН СССР», «Журнал вычислительной мате­матики и математической физики».

Свою педагогическую деятельность В.Л. Матросов успешно сочетает с науч. и организационной работой. В феврале 1987 он избирается ректором МГПИ имени В.И. Ленина. В то время ему было 36 лет, и он стал одним из самых молодых ректоров в истории российского высшего образования. В 1990-е, в период коренных изменений в российском обществе, МПГУ не только прочно удерживал позиции ведущего отечественного педагогического вуза, но и уверенно работал, развивался, сохраняя и приумножая свой преподавательский и науч.-исследовательский потенциал. Одна их главных заслуг ректората и лично В.Л. Матросова состоит в том, что был сохранен науч.-педагогический коллектив вуза и обеспечены перспективы его дальнейшего развития во время смены исторических эпох рубежа 20−21 столетий.

Непросто решался вопрос о ведомственном подчинении вуза. После напряженного периода согласований на высоком уровне благодаря работе В.Л. Матросова университет был подчинен Госкомитету РФ по делам высшей школы. В сложных условиях реформирования высшей школы ректорат и Ученый совет МПГУ видели свою основную задачу в разработке современной концепции педагогического образования.

 В сложной общественно­-политической и социально-­экономической обстановке конца 1980­-х ректорат сумел определить стратегическое направление в развитии института, по-­новому оценить возможности в складывающихся условиях и уверенно взять курс на укрепление позиций МГПИ им. В.И. Ленина и повышение его статуса в системе образования в качестве ведущего педагогического вуза страны.

Ректорату МГПИ им. В.И. Ленина совместно с Министерством просвещения РСФСР удалось добиться решения Правительства об укреплении материальной базы, развитии науч. исследований и учреждении своего издательства. Важную роль в системе высшего педагогического образования в стране сыграло решение о создании на базе института в 1989 Учебно­-методического объединения (УМО) по специальностям педагогического образования, возглавляемого ректором МГПИ В.Л. Матросовым. УМО решало вопросы разработки новых образовательно­-профессиональных программ и учебных планов, совершенствования целого ряда основных вузовских и школьных курсов, внедрения нетрадиционных методов оценки уровня и качества подготовки студентов. За время пребывания на посту ректора В.Л. Матросов удвоил учебно-материальную базу университета: построено четыре общежития для студентов и аспирантов, а также жилой дом для преподавателей.

В 1990 институт был преобразован в первый в России и мире педагогический университет. Ученый совет МПГУ видел свою основную задачу в разработке новой современной концепции образования. Особое внимание уделялось обновлению системы непрерывного педагогического образования. В 1996 при Министерстве общего и профессионального образования РФ был учрежден Совет по педагогическому образованию под председательством В.Л. Матросова. Совет стал органом государственно­общественного управления образованием, обширное поле деятельности которого заключается в решении ключевых вопросов педагогического образования, ведении работы по совершенствованию нормативно­правовой базы педагогического образования, решении проблем повышения качества подготовки педагогических кадров, которая ведется более чем в 150 вузах. В апреле 1997 на первом заседании Совета В.Л. Матросов особо подчеркнул необходимость реформирования  системы  высшего  образования России, ее приведения в соответствие с общепринятыми в ведущих странах мира стандартами. Как неоднократно отмечал В.Л. Матросов, главная задача заключается не в реформах как таковых, не в технологиях самих по себе, а в осуществлении целого комплекса преобразований, обеспечивающих условия для развития личности человека знающего, всесторонне развитого, самостоятельно мыслящего, способного сохранить и передать заветы и традиции Отечества.

В 2000 на базе МПГУ была создана Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, председателем которой стал  В.Л. Матросов. Работа Ассоциации (в ее состав вошли 55 крупнейших классических и педагогических университетов и институтов России) способствовала объединению и координации деятельности вузов по развитию науч. исследований, обобщению передового опыта и внедрению его в образовательную практику. В настоящий момент организация решает задачи  развития педагогического образования, содействия науч. исследованиям в сфере образования  и  совершенствования общественно-государственных форм управления системой непрерывного педагогического образования.

Очень важно, что ректорат обеспечил создание и успешное функционирование общеуниверситетского Центра по содействию трудоустройству выпускников, во многом благодаря которому преподавательский и руководящий состав образовательных учреждений столицы и др. городов пополняется новыми кадрами – выпускниками МПГУ, на сегодняшний день составляющими около 70% учительского корпуса Москвы.

Заботу, внимание, помощь со стороны ректора постоянно чувствует Совет ветеранов войны и труда МПГУ – организация, котораяя активно работает и вносит весомый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения, т.к. воспитательная работа в коллективе, прежде всего со студенческой молодежью, является одной из важнейших задач университета. Ветераны МПГУ составляют поистине золотой фонд вуза.

По инициативе В.Л. Матросова в 1992 Ученый совет учредил звание «Почет. проф. МПГУ». Первыми этого звания удостоились д-р филологических наук, проф. Н.П. Михальская и проф., д-р физ.-мат. наук  Е.А. Щегольков. В последующие годы это звание присваивалось уважаемым проф., много лет проработавшим в ун-те и подготовившим целую плеяду талантливых учеников, а также науч., общественным и политическим деятелям, оказавшим большую поддержку вузу.  

МПГУ всегда был и остается вузом, в кот-м реализуются смелые науч. идеи, отрабатываются современные подходы к структуре и содержанию образования. Ученые МПГУ стояли у истоков науч. проектирования концепции обновления содержания общего среднего образования.

Министерство образования определило роль МПГУ как ведущего вуза, осуществляющего созидательную деятельность в важнейших государственных и общественных структурах. Опираясь на свой уникальный опыт, кадровый и науч. потенциал, ун-т принимает активное участие в разработке и корректировке концептуальных государственных документов, определяющих основные пути развития российского образования. МПГУ одним из первых в системе высшего профессионального образования приступил к разработке отраслевых программ развития образования, две из кот-х утверждены Министерством образования РФ: «Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001­−10 гг.» и «Программа модернизации педагогического образования России».

Акад. РАН, акад. РАО, д-р физ.-мат. наук, проф. В.Л. Матросов известен в кругу науч. и педагогической общественности в стране и за рубежом как крупный ученый в области математики, информатики и их приложений в психолого-педагогических исследованиях, теории и методики обучения и воспитания. Круг науч. интересов: математическая кибернетика, логика, теория распознавания образов, статистическое прогнозирование, компьютеризация учебного процесса. Результаты этих исследований используются при построении «модели» учителя, тестировании, прогнозировании различных образовательных процессов, т.е. просто необходимо прислушиваться к его словам.

МПГУ одним из первых открыл экспериментальную подготовку бакалавров и магистров образования, что на десятилетие предвосхитило реализацию идей Болонского процесса в России. За прошедшие годы многое сделано для развития вариативной подготовки педагогов в целях обеспечения кадрами всех уровней и ступеней образования.

За годы ректорства В.Л. Матросова значительно расширились международные связи МПГУ. В целях укрепления партнерских отношений с ведущими ун-тами мира, что в современных условиях формирования общеевропейского образовательного пространства становится особенно актуальным, МПГУ осуществляет сотрудничество с зарубежными ун-тами и исследовательскими центрами Германии, Японии, Южной Кореи, Польши, Чехии, США, Швеции, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Франции, Италии, а также с компаниями: “IBM” (США); “Microsoft” (США); “VeriCold Technologies GmbH” (Германия); “id Quantique SA” (Швейцария); “Pirelli Labs” (Италия); “Thales TRT” (Франция). Совместно с иностранными вузами-партнерами МПГУ реализует ряд образовательных программ и науч. проектов, в т.ч. «Темпус-Секстант», «Синфониа» и др. В ун-те обучается свыше 700 иностранных граждан более чем из 40 стран мира. За период с 1950 по 2010 вуз  подготовил специалистов с высшим образованием, канд. и д-ров наук для более чем 100 стран всех континентов мира.

Современные лидирующие позиции в системе высшего профессионального образования России ун-т ежегодно подтверждает первым местом в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ в группе педагогических и лингвистических вузов. Под руководством В.Л. Матросова МПГУ удостоен ряда значимых государственных наград. Вуз стал единственным педагогическим вузом, отмеченным благодарностями двух Президентов РФ. Ун-т получил премию Правительства Москвы за высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными учреждениями. В 2005 и 2009 МПГУ получил медаль и Диплом лауреата конкурса в номинации «100 лучших вузов России» от независимого общественного совета конкурса «Золотая медаль «Европейское качество». В 2010 ун-т получил Золотую медаль и Диплом лауреата конкурса «100 лучших организаций России. Наука. Инновации. Научные разработки» в номинации «100 лучших организаций России в области науки и образования».

За последние годы ун-т посетили с визитами высшие руководители страны: Д.А. Медведев по итогам конкурса инновационных вузов в 2007, В.В. Путин в День знаний в 2001, С.М. Миронов в День знаний в 2007.

Почти 140-летний опыт науч.-образовательной деятельности ун-та, потенциал его науч. школ, новаторские подходы к развитию образовательных  программ создали необходимые условия для участия МПГУ в конкурсе вузов, реализующих инновационные образовательные программы в рамках Национального проекта «Образование». По его итогам в 2007 ун-т вошел в число 40 вузов-победителей. В период реализации Инновационной образовательной программы в МПГУ закуплено и введено в действие дорогостоящее оборудование для факультетов и учебно-науч. центров с целью проведения современных науч. и учебно-исследовательских работ в области физики, химии, биологии, географии, информатики, к осуществлению кот-х активно привлекаются молодые ученые, студенты и аспиранты.

Сохранение лучших традиций высшего образования университетского типа и активное участие в реализации инновационных проектов позволили МПГУ войти в число особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Соответствующий указ был подписан 2 февраля 2009 Президентом РФ Д.А. Медведевым. Это эпохальное событие, золотыми буквами вписанное в новейшую историю вуза, стало не только признанием огромных заслуг МПГУ перед обществом, но и свидетельством той важнейшей роли, кот-ю университет играет в совре­менной отечественной системе высшего профессионального образования.

В.Л. Матросов – истинный патриот своего ун-та. В одном из интервью «Учительской газете» его спросили:

– Среди претендентов на министерское кресло называли и вас. Вы хотите быть министром?

– Если честно, то нет, – ответил корреспонденту Матросов,  – потому что я прежде всего «сын полка» университета. Я здесь учился, был аспирантом, деканом. Вся моя жизнь тут. Я прирос. Работа нелегкая, но она мне нравится. И, главное, я еще не все сделал, что могу, для этого вуза. И знаю, как это сделать.

В.Л. Матросовым опубликовано более 300 печатных изданий, из них более 140 науч. и науч.-методических работ, в т.ч. 5 монографий, 24 учебника и учебно-­методических пособия по высшей математике и информатике для студентов вузов и школьников. По учебникам В.Л. Матросова учатся тысячи студентов педагогических вузов России. В 1997  за комплект учебников по информатике и математике ему была присуждена премия Правительства РФ. Науч., науч.­-методические статьи В.Л. Матросова опубликованы в центральных и академических журналах: «Доклады АН СССР», «Журнал вычислительной математики и математической физики», «Математические заметки», «Вестник высшей школы». Некоторые его работы переведены на иностранные языки и опубликованы в США, Германии, Франции, Японии и др. странах.

Великий поэт и мыслитель Гете выделял такие основные принципы настоящего учителя: преподавать и быть понятым своими учениками. Принадлежность В.Л. Матросова к числу избранных педагогов – факт, не поддающийся сомнению. Энергия, с кот-й он приступает к работе, любовь, щедро даруемая ученикам, и всепоглощающая тяга к науке сделали его замечательным педагогом и выдающимся ученым.

Неполный перечень важнейших работ:  Классы сложности и классы сигнализирующих вычислимых функций // Доклады АН СССР.  Т. 266, № 3.  1976; Сложности вычислений для обобщенной меры памяти // Тезисы Всесоюзной конференции по математической логике. Новосибирск, 1979; Сложность алгоритмов и вычислений: монография. Итоги науки и техники Теория вероятности. Математическая статистика. Теоретическая кибернетика / в соавт. с С.С. Марченковым М., 1979. Т. 16; Корректные алгебры ограниченной емкости над множеством некорректных алгоритмов // Доклады АН СССР.  Т. 253, № 1. 1980; Сложность вычислимых функций для обобщенной меры памяти // Математические заметки.  Т. 29, вып. 6.  1981; Верхние оценки емкости корректных моделей алгоритмов // Тезисы докладов IV Всесоюзной конференции по математической логике.  Тбилиси, 1982; О критериях полноты модели алгоритмов вычисления оценок и ее алгебраических замыканий // Доклады АН СССР.  Т. 258, № 4.  1981; Оптимальные алгоритмы в алгебраических замыканиях операторов вычисления оценок // Доклады АН СССР.  Т. 262,  № 4. 1982; О емкости корректных моделей алгоритмов // Тезисы докладов III Всесоюзной конференции «Применение методов математической логики».  Таллин, 1983; О вероятности изоморфизма пар допустимых объектов регулярных задач // Журнал вычислительной математики и математической физики.  Т. 23, № 1.  1983; О неполноте моделей алгоритмов вычисления оценок // Журнал вычислительной математики и математической физики.  Т. 23, № 2. 1983; Спектральные методы в оценке емкости корректных алгебр алгоритмов распознавания // Тезисы докладов международной конференции по применению методов математической логики.  Таллин, 1986; Емкость алгебраических расширений моделей алгоритмов вычисления оценок // Журнал вычислительной математики и математической физики.  Т. 24, № 11.  1984; Нижние оценки емкости L­мерных алгебраических алгоритмов вычисления оценок // Журнал вычислительной математики и математической физики.  Т. 24, № 12.  1984; Емкость алгебраических многочленов над множеством алгоритмов вычисления оценок // Журнал вычислительной математики и математической физики.  Т. 25, № 1.  1985; Индекс и емкость моделей алгоритмов распознавания // Тезисы Всесоюзной конференции по применению методов математической логики.  Таллин, 1986; Теория алгоритмов: учебник.  М., 1989; Функция роста одного расширения модели алгоритмов вычисления оценок / в соавт. // Тезисы IV Всесоюзной конференции «Математические методы распознавания образов». Ч. 2.  Рига, 1989; Краткий курс теории вероятностей и математическая статистика / в соавт.  М., 1989; Оценка емкости некоторых классов алгоритмов / в соавт. // Математические методы распознавания образов. Тезисы докладов с Международным участием, посвященной 60-­летию академика РАН Ю.И. Журавлева, Пущино. 25−­30 сентября 1995 г. ВЦ РАН.  М., 1995; Об одной модели самообучающейся экспертной системы / в соавторстве // Математические методы распознавания образов. Тезисы докладов с Международным участием, посвященной 60­-летию академика РАН Ю.И. Журавлева, Пущино. 25−­30 сентября 1995 г. ВЦ РАН.  М., 1995; Избранные статьи и доклады.  М., 1996; О компьютерной реализации распознающего алгоритма // Математические методы распознавания образов. Тезисы докладов с VIII Всероссийской конференции. ВЦ РАН.  М., 1997; Аналитические функции комплексного переменного. Теоретические сведения. Примеры. Задачи / в соавт.  М., 1998; Дифференциальные уравнения в школе и педвузе / в соавт.  М., 1998; Дифференциальные уравнения высших порядков / в соавт. с Р.М. Аслановым, М.С. Сабуровым.  М., 1999; Избранные главы теории дифференциальных уравнений / в соавт. с Р.М. Аслановым.  М., 2001; Основы курса высшей математики.  М., 2002; Математика: учебник / в соавт. с Р.М. Аслановым, М.В. Топуновым.  М., 2002; Краткий курс математики / в соавт. с Р.М. Аслановым, М.В. Топуновым.  М., 2003; Дифференциальные уравнения и уравнения с частными производными. Т. 1. Теоретический курс / в соавт. с Р.М. Аслановым, М.В. Топуновым.  М., 2003; Дифференциальные уравнения и уравнения с частными производными. Т. 2. Сборник задач / в соавт. с Р.М. Аслановым, М.В. Топуновым, А.В. Тетеруковским.  М., 2003; Творцы просвещения и математики – заведующие кафедрой математического анализа МПГУ // Актуальные проблемы математики, физики, информатики и методики их преподавания. Юбилейный сборник к 130-­летию МПГУ / в соавт. с Р.М. Аслановым, С.Ю. Колягиным, Д.А. Мельниковым. М., 2003; Математический анализ. Дифференциальное исчисление функций многих переменных / в соавт. с Р.М. Аслановым, В.И. Ивлевым, А.И. Нижниковым.  М., 2004; Математик­-педагог А.Я. Хинчин – первый заведующий кафедрой математического анализа МПГУ. Актуальные проблемы математики, информатики, физики и математического образования. Юбилейный сборник 70 лет кафедре математического анализа МПГУ / в соавт. с Р.М. Аслановым, С.Ю. Колягиным.  М., 2004; Сергей Алексеевич Чаплыгин (к 150­-летию со дня рождения). Актуальные проблемы математики, информатики, физики и математического образования. Юбилейный сборник 70 лет кафедре математического анализа МПГУ / в соавт. с Р.М. Аслановым, Д.А. Мельниковым.  М., 2004; Петр Сергеевич Новиков. Актуальные проблемы математики, информатики, физики и математического образования. Юбилейный сборник 70 лет кафедре математического анализа МПГУ / в соавт. с Р.М. Аслановым.  М., 2004; Некоторые вопросы теории оптимального управления / в соавт. с Р.М. Аслановым, Л.Н. Матросовой, М.В. Топуновым.  М., 2005; Теоретические основы информатики / в соавт. с В.А. Гореликом, С.А. Ждановым, О.В. Муравьевой, Б.З. Угольниковой.  М., 2005; Математика: учебник: в трех т. Т. 1. Аналитическая геометрия и линейная алгебра / в соавт. с Р.М. Аслановым, А.И. Нижниковым, М.В. Топуновым.  М., 2006; Гармонический анализ в научных исследованиях Дмитрия Абрамовича Райкова (к 100­-летию со дня рождения) // Некоторые вопросы математики, информатики и методики их преподавания: сборник научных статей, посвященный 100-­летию со дня рождения Д.А. Райкова / в соавт. с Р.М. Аслановым, Е.А. Гориным, С.А. Ждановым.  М., 2006; Л. Эйлер. Наука. Образование. Жизнь. Материалы международной научно­-практической конференции «Л. Эйлер и российское образование, наука и культура» г. Тула 2­5 мая 2007 / в соавт. с Р.М. Аслановым, С.А. Ждановым.  Тула, 2007; Математика: учебник: в трех т. Т. 2. Математический анализ и его приложения / в соавт. с Р.М. Аслановым, А.И. Нижниковым, М.В. Топуновым.  М., 2007; Математика: учебник: в трех т. Т. 3. Математический анализ и его приложения / в соавт. с Р.М. Аслановым, А.И. Нижниковым, М.В. Топуновым. М., 2007; Предшественники современной математики. Т. 2 / в соавт. с Р.М. Аслановым, Л.Н. Матросовой.  М., 2007; Л. Эйлер – великий учитель (к 300­-летию со дня рождения) // Актуальные проблемы математики, информатики и образования / в соавт. с Р.М. Аслановым, С.А. Ждановым, И.И. Косенко.  М., 2007; Предшественники современной математики. Т. 1, ч. 1, ч. 2 / в соавт. с Р.М. Аслановым, Л.Н. Матросовой.  М., 2009; Модульный подход в подготовке учителя математики и информатики (на примере курса «Уравнения математической физики») / в соавт. с Р.М. Аслановым, А.В. Синчуковым, С.В. Матросовым // Наука и школа.  № 2,  2009.

“Матросов Виктор Леонидович – ректор МГПИ им. В. И. Ленина (1987—1990 гг.), ректор МПГУ (1990 — 2013 гг.)”.

Годы жизни

1950 - 2015

Исторический этап

МГПИ

Учёные МПГУ