ПУРИШЕВ Борис Иванович (10.4.1903, Москва – 2.4.1989, Москва) – литературовед; специалист по зарубежной литературе средних веков, эпохе Возрождения и 18 в.; д-р филологических наук (1951); проф. (1955).
Окончил Высший литературно-художественный ин-т, кот-й в нач. 1920-х возглавлял В.Я. Брюсов. Учился в аспирантуре (1926–29) Ин-та языка и истории литературы Российской ассоциации НИИ общественных наук. Преподавал во 2-м МГУ−МГПИ−МГПИ им. В.И. Ленина (1929–89), в Московском ин-те философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского, МГУ им. М.В. Ломоносова. С нач. Великой Отечественной войны вступил в народное ополчение. В 1941 попал в окружение под Вязьмой и оказался в немецком плену. В 1943 бежал из плена и примкнул к киевскому подполью. После освобождения Киева в 1943 был и.о. проф. в Киевском государственном ун-те им. Т.Г. Шевченко. В 1945–49 вновь преподавал в МГПИ им. В.И. Ленина и МГУ им. М.В. Ломоносова. Внес огромный вклад в концепцию средневековой и ренессансной культуры. Стремился выявить ее глубокую духовность, подчеркнуть и выделить те проявления красоты (природы, человеческого тела и духа), преобразованной и воплощенной в образах искусства, кот-е во все вр. играли важнейшую роль в освобождении человека «из телесных тенет суеверий». Наглядней всего это проявилось в толковании П. творчества Ф. Рабле и романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». На первый план здесь выходят образ Телемской обители и духовные искания персонажей, а не «материально-телесный низ», чрезмерно гипертрофированный, по мнению П., в исследовании М.М. Бахтина. Этот же подход явно и ярко виден в глубоком и тонком анализе творчества М. Сервантеса, в стремлении всемерно подчеркнуть духовное величие Дон Кихота, гуманистическую направленность «прекрасного безумия» героя. П. связывал развитие поэтических идей и форм с развитием др. родов искусства, в особенности архитектуры и живописи. «Песнь о Роланде» рассматривал на фоне романского стиля в архитектуре; рыцарский роман В. фон Эшенбаха и Г. Страссбургского на фоне готики; рассказ об итальянском литературном Возрождении сопровождал экскурсами в историю изобразительного искусства. В курс зарубежной литературы включал лекции по средневековой персидской и арабской литературе, подчеркивая ее влияние на рыцарскую культуру Европы в пер. крестовых походов. Выявлял черты типологической близости в развитии зарубежной и отечественной литературы и культуры, позволяющие более отчетливо акцентировать в каждой из них черты самобытности и схожести. Эта проблема была поставлена еще в кн. «Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в.» (Л., 1941), написанной в соавт. с Б.В. Михайловским. Здесь П. говорил «не столько о влияниях, сколько о чертах типологической близости древнерусского искусства европейскому миру». Для создания кн. П. и Б.В. Михайловский сфотографировали и описали целый ряд архитектурных памятников в центральных и северных обл. России: древние русские церкви, монастыри; их фрески и иконостасы. Автор статей в «Ученых записках МГПИ им. В.И. Ленина», в первом изд. «Литературной энциклопедии», предисл. к произведениям Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, И.В. Гете, Ш. де Костера. Широкому кругу филологов известен хрестоматиями по зарубежной литературе, кот-е охватывали пер. от Средних веков до кон. 18 в. и содержали уникальные тексты в качественно выполненных пер. (П. отказался от некоторых старых пер., считая их недостаточно точными). Чл. редколл. первой советской «Литературной энциклопедии» и один из ред. академической науч. серии «Литературные памятники»; ред.-консультант «Краткой литературной энциклопедии» (1960–70).
Под руководством П. защищено свыше 100 канд и докт. дисс.
Ученики: А.А. Аникст, А.Л. Штейн, А.В. Карельский и др.
Соч.: Очерки немецкой литературы XV–XVII вв. М., 1955; Зарубежная литература XVIII века: в 2-х т. / под ред. Б. И. Пуришева. М., 1988; Литература эпохи Возрождения: курс лекций. М., 1996.
“Человек универсальной культуры: Б. И. Пуришев”.