РАУ Наталья Александровна (24.5.1870, Москва – 1947, Москва) –сурдопедагог; общественный деятель; канд. педагогических наук (1932).
Профессиональные интересы Р. определились уже в ранней юности, когда она обучала грамоте детей в деревне, где семья проводила лето. Особенное внимание Р. уделяла детям дошкольного и ясельного возраста. В 19 лет организовала при одной из фабрик воскресные кл. для подростков. В 1893 в одном из беднейших р-нов Москвы – Пресне – при содействии Р. были открыты ясли для детей рабочих, где, несмотря на ограниченность средств, удалось наладить работу. Первые шаги в сурдопедагогике были сделаны Р. в школе для глухих, где работал учителем ее супруг Ф.А. Рау. Уже в эти годы сформулировала один из важнейших принципов работы с глухими: дошкольное воспитание может оказать значительное положительное влияние на уровень общего и речевого развития глухих. В 1900 в Москве открылся первый не только в России, но и в Европе детский сад для глухих детей, основателями кот-го были супруги Рау. Опыта работы по воспитанию глухих детей дошкольного возраста в европейской сурдопедагогике этого пер. не существовало. С этого вр. вопросы дошкольного воспитания глухих неизменно находились в центре внимания Р. Добивалась, чтобы в стране было создано необходимое количество дошкольных учреждений для глухих, где дети получат возможность раньше начать обучение словесной речи. В 1915 Московская городская управа выделила деньги для трех подобных учреждений, кот-е также работали под руководством Р. В 1921 назначена инспектором детских садов для глухих. При непосредственном участии Р. реализовалось постановление советского правительства о создании новых учреждений для глухих дошкольников. Детский сад, руководимый P., стал базой, где работники дошкольного воспитания практически знакомились с постановкой дела. Р. вела обширную переписку с педагогами дошкольных учреждений, помогая осваивать эту новую отрасль сурдопедагогики. В 1922 по инициативе супругов Pay был организован кружок обучения чтению с губ для плохослышащих взрослых, ставший основой созданного в 1928 «Клуба беглого чтения с губ». Позднее «Клуб…» был преобразован в «Курсы чтения с губ», а затем – в «Слуховой кабинет». В течение нескольких лет P. была науч. консультантом этого учреждения. С 1923 преподавала во 2-м МГУ–МГПИ−МГПИ им. В.И. Ленина на каф. сурдопедагогики. Задачи специального государственного дошкольного воспитания глухих видела во всестороннем развитии физических и духовных сил ребенка, выделяя в качестве ключевого момента формирование словесной речи в устной и письменной формах. Особое место в работе Р. с глухими детьми занимало консультирование родителей. Давала практические советы по обучению и воспитанию, объясняла матерям причины потери слуха. Р. были созданы специальные руководства по семейному воспитанию глухих детей. В работе по обучению чтению взрослых с губ придавала огромное значение определенному душевному состоянию ученика: оптимизму, вере в себя. В 1929 вышло первое метод. пос. «Чтение с губ. В помощь оглохшим и поздно оглохшим», кот-е состояло из 2-х частей: метод. указаний и материала для упражнений. Особое значение придавалось умению ученика подражать и произносить совместно с учителем предлагаемый речевой материал. Среди разнообразных приемов работы со взрослыми – предложенное Р. «Круговое письмо» – дневник, кот-й по очереди передаваемый из рук в руки, заполнялся разными участниками. Это помогало людям, потерявшим слух, устанавливать контакты друг с другом, расширяло кругозор, давало моральную поддержку.
Автор около 40 работ, в числе кот-х статьи в журналах, учеб-ки для школ глухонемых (в част. букварь, составленный совместно с Ф.A. Pay и выдержавший 11 изд.), метод. руководства, программы, монографии.
С о ч.: Букварь для глухонемых / в соавт. с Ф.А. Рау. М., 1903; О воспитании глухонемых детей дошкольного возраста. Советы родителям. М., 1903; Матерям маленьких глухонемых детей. М., 1927; Чтение с губ. В помощь оглохшим и плохослышащим: краткое руководство. М., 1929; Что может и должна сделать мать только что оглохшего ребенка. М., 1931; Матерям маленьких тугоухих детей. М., 1931; Для родителей глухонемого ребенка. М., 1936; Для матери глухонемого ребенка. М., 1936; Русский язык: учеб. для 2-го кл. школ глухонемых. 5-е изд. М., 1941; Дошкольное воспитание глухонемых. Опыт работы. М., 1947.