ШПЕТ Густав Густавович (7.4.1879, Киев – 16.11.1937, Томск) – философ; дейст. чл. (1921) и вице-президент (1923–29) Государственной акад. художественных наук.
В 1898 поступил в Киевский ун-т, где учился вначале на физ.-мат., затем на истор.-филолог. факультете. Активно участвовал в работе Психологического семинария Г.И. Челпанова, где уделялось много внимания вопросам истории философии и проблемам теоретической метафизики. После переезда в Москву в 1907 читал лекции в Императорском Московском ун-те (ИМУ) и на МВЖК. В 1910–11 отправился в Геттинген, где попал под влияние Э. Гуссерля, став его любимым учеником. В 1914 опубликовал первую большую монографию «Явление и смысл», посвященную критическому изложению феноменологии Э. Гуссерля. Защитил магистерскую дисс. «История как проблема логики» в ИМУ (1916). В 1921 был отстранен от преподавательской работы. Пытаясь сохранить связь с ун-том и своими учениками, создал Этнографический кабинет. Возглавил философское отделение Российской академии художественных наук, а в 1927 после ее преобразования в Государственную академию художественных наук (ГАХН) занял пост вице-президента, фактически став руководителем ГАХН. Здесь же работало большинство его учеников. Опубликовал одну из основополагающих работ – «Внутренняя форма слова» (1927). В 1929 Академия была ликвидирована, работы Ш. подвергнуты острой критике, а сама ГАХН была признана «цитаделью идеализма». После «чистки» Академии Ш. не мог больше заниматься науч. работой, труды не публиковались. По многочисленным ходатайствам Ш. была предоставлена возможность переводить сочинения Ч. Диккенса, Дж. Байрона, У. Шекспира. Эта деятельность была прервана арестом в марте 1935. Находясь в заключении, работал над переводом «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля (опубликован в 1959). После вторичного ареста по обвинению в принадлежности к офицерской кадетско-монархической повстанческой организации был приговорен к 10 годам без права переписки. Приговор заменен расстрелом, кот-й был приведен в исполнении 16 ноября 1937. Реабилитирован в 1956, однако труды начали печататься только с середины 1980-х.
Центральной для Ш. была идея положительной философии. В разные периоды жизни эта идея получала воплощение в интересе к проблемам логики, феноменологии, семиотики, поэтики, психологии и др. В работе «История как проблема логики» была дана характеристика структуры положительной философии в сопоставлении с философией отрицательной. Действительность рассматривалась как первая и последняя задача положительной философии. Отталкиваясь от совокупного опыта действительности, положительная философия должна была вернуться к ней и оправдать ее, подтвердив непосредственную убежденность здравого смысла в реальности мира. В основе проблематики отрицательной философии лежало отрицание непосредственной данности любого вида. Мир необратимо был разделен здесь пропастью между субъектом и объектом. Действительность трактовалась либо как явление вещи в себе, либо как акт субъекта. Проблематика истины и процесса познания ограничивалась в отрицательной философии только рамками теории познания. Поиск истины переносился в логику, теорию познания. Сама истина понималась не как имманентное, но трансцендентное согласование − между суждением и вещью в себе, лежащей за пределами действительности. В качестве представителей положительной философии Ш. называл Платона, Плотина, Декарта, Спинозу, Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля. Отрицательная философия была представлена именами Протагора, Локка, Кондильяка, И. Канта. В положительной философии Ш. был намечен существенный отход от чистой феноменологии в духе раннего Гуссерля и обозначена тенденция к синтезу феноменологии и герменевтики, но герменевтики, по-новому объясненной, с существенным уточнением понятия «текст», обогащенной семиотическим подходом, включающей в себя предпосылки учения Ш. о внутренней форме слова и истолкование всей культуры как объективированного выражения деятельности человеческого духа, имеющей знаково-символический характер. В структуре слова имелись моменты, сопровождающие смысл, сопутствующие ему, окружающие центр, ядро структуры слова как некий фон. Они сочувственно воспринимались. В основе восприятия лежало т.н. симпатическое понимание, которое Ш. называл «пониманием в основе своей без понимания», т.к. периферийные моменты структуры слова нужно было не сомыслить, а сочувствовать, переживать симпатически. Понимание как синтетическая функция разума обеспечивалась истолкованием и интерпретацией. Именно так, через понимание и интерпретацию, герменевтическая проблематика вливается в феноменологию.
Исследователи признавали, что Ш. до сих пор остался непознанным. Это был первый русский философ, кот-й своими трудами ввел отечественную философию в русло мировой философии.
С о ч.: Проблема причинности у Юма и Канта. Ответил ли Кант на сочинения Юма? К., 1907; Логика. Ч. 1–3. М., 1912; Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1914; История как проблема логики: критика и методология исследования. Ч. 1. Материалы. М., 1916; Философское мировоззрение Герцена. Петроград, 1921; Внутренняя форма слова. М., 1927; Сочинения. М., 1989; Философские этюды. М., 1994.