СОКОЛОВ Иван Иванович (16.11.1874, Москва – 11.4.1967, Москва) – педагог, основатель советской школы методики преподавания физики; д-р педагогических наук (1951), проф. (1935).
Окончил физ.-мат. факультет Императорского Московского ун-та (со степенью канд. наук). Преподавал на рабфаках, во 2-м МГУ–МГПИ−МГПИ им. В.И. Ленина (с 1925). Работал в МОНО зав. отделом средних школ (в 1918). Участвовал в преобразовании гимназий и реальных училищ в единые советские школы. Дир. Первого московского ин-та народного образования, готовившего учителей средних школ (1919). Науч.-метод. деятельность С. связана со становлением и развитием рабфаков. Автор программы по физике для рабфаков, представлявшую собой первое серьезное пос. по методике преподавания физики с тщательным подбором задач и лабораторных работ по каждой теме курса, и первого учеб. «Рабочая книга по физике» (1926), ставшего основой последующих советских учеб.-метод. пос. по физике и включавшего упражнения в виде задач и вопросов. Подготовил первое советское метод. пос. по преподаванию физики «Методика преподавания физики в средней школе» (1934), с появлением кот-го методика преподавания физики получила признание как отдельный учеб. предмет в педагогических ин-тах и самостоятельная отрасль педагогики. В данном пос. С. писал о применении эвристического приема при объяснении нового материала, проведении лабораторных работ. Во 2-м изд. «Методики преподавания физики в средней школе» особое внимание уделил методике решения задач (впервые были сформулированы этапы их решения, разработан и описан аналитико-синтетический путь разбора задачи и пр.) и формированию и развитию физических понятий. Личный опыт преподавания физики обобщил в 3-м изд. «Методики преподавания физики в средней школе», в кот-м рассмотрел проблемы теоретических вопросов методики – соотношение индукции и дедукции в процессе изучения физики, место и значение аналогий в науке и преподавании, место и значение физических теорий и пр. Характерные черты методики С. – учет возрастных особенностей учащихся, опора на жизненный опыт, необходимость подчеркивания учителем того факта, что определить физическую величину – это значит указать способ ее измерения. Автор стабильного учеб. по физике для 8–10 кл., выдержавшего 14 изд., в т.ч. в Польше, Румынии, Болгарии и Югославии, и монографии «История постановки методики физики в советских пединститутах» (1958), в кот-й проанализированы особенности метод. подготовки учителей физики.
С о ч.: Рабочая книга по физике. М., 1926; Методика преподавания физики в средней школе. М., 1934; Учеб. по физике для 8–10 кл. М., 1938.