СВАДКОВСКИЙ Иван Фомич (8.1.1895, дер. Глупики Могилевской губ. – 24.9.1977, Москва) – д-р; проф.; зав. каф. педагогики; чл.-корр. АПН РСФСР (1944), действит. чл. АПН РСФСР (1945).
В 19 лет, после окончания Рогачевской учительской семинарии, стал зав. приходской школы. Стремился воплотить идеи Л.Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо о развитии у школьников познавательных интересов и творческих способностей, ратовал за гуманный подход к детям, связывал обучение с трудом в условиях сельской жизни. Закончил Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (АКВ) (1924). Самостоятельно изучил английский, немецкий и французский языки, прошел годичную стажировку в США. С 1927 вел науч.-исслед. и преподавательскую работу в АКВ, в Ин-те науч. педагогики в Ленинграде и др. вузах. В нач. 1930-х начал работать в МГПИ на каф. педагогики. Являлся одним из инициаторов создания каф. педагогики начального обучения, разработал программы нового курса подготовки учителей начальных кл. с высшим образованием. В 1942 был назначен дир. трех детских домов, требовавших улучшения процесса работы, в с. Екатерининском, расположенном в тайге. Все военные годы не только заведовал данными детскими домами, но и вел экспериментальную деятельность. Этот опыт изложен в кн. «Записки воспитателя». В послевоенное вр. С. стал первым дир. НИИ теории и истории педагогики. Создатель новой, психологически ориентированной педагогики, идеи кот-й прочно вошли в теорию и практику современного образования. Развивая взгляд К.Д. Ушинского на учение как труд, усиливал психологический анализ личности и деятельности ученика, ставил вопрос о развитии у детей в процессе обучения совокупности нравственных качеств, психологических свойств и процессов (трудолюбия, воли, внимания, эмоций и т.д.). Ученик рассматривался С. не только в отношении его мышления к объективным законам логики, но и как субъект познания реальной действительности с психической готовностью к такому познанию. В трудах С. была поставлена новая проблема отыскания закономерностей процесса обучения, кот-е определяются психическим развитием человека. Ведущим социальным ин-том воспитания, по мысли С., должна была выступать школа. Отстаивая этот взгляд, вступил в дискуссию с В.Н. Шульгиным и М.В. Крупениной, кот-е пропагандировали «метод проектов», получивший широкое распространение. Как «школоцентризм», так и фетишизация социума, по мнению С., были решительно противопоказаны воспитанию, социализации и развитию личности. В послевоенные годы выступил против релятивизма в педагогике, в част. против утверждения И.К. Гончарова о невозможности существования единой науки о воспитании – педагогики. Доказал, что отрицание общих законов науки равносильно отрицанию самой науки как обобщенного исторического опыта, как концентрированного выражения результатов познавательной деятельности человечества. Педагогика, подготовка кадров учителей начальных кл. стали делом жизни С. Согласно завещанию С., на могильной плите была высечена короткая, но полная достоинства надпись: «Учитель И.Ф. Свадковский».
С о ч.: Методология, основы марксистско-ленинской педагогики, М., 1931; Дальтон-план в применении к советской школе. М., 1935; Воспитание правдивости и честности у детей, M., 1956; О культуре поведения советской молодежи. M., 1958; О воспитании трудолюбия у детей. M., 1959; Букварь. М., 1959; Записки воспитателя. M., 1963; Нравственное воспитание в семье. M., 1977.