ВИЛЕНСКИЙ Михаил Яковлевич (12.9.1928, Москва) – д-р педагогических наук (1990); проф.
В 1951 окончил Государственный центральный ордена Ленина ин-т физической культуры по специальности «Физическая культура и спорт». В 1952 стал работать каф. физического воспитания МГПИ им. В.И. Ленина ассистентом, позднее – доц. Организовал студенческий спортивный коллектив, кот-й 12 раз становился чемпионом Министерства просвещения РСФСР, неоднократным призером летних и зимних всесоюзных студенческих соревнований, многократным призером чемпионатов Москвы. Здесь были воспитаны: чемпионка Европы в метании диска Тамара Данилова, чемпионка Всемирной универсиады и СССР Надежда Якубович, чемпионы CCCP Светлана Ветрова, Нина Токарева, 10 чемпионов Москвы, 7 призеров Всесоюзных студенческих игр. Подготовлено 280 судей по спорту, 579 общественных инструкторов. Разработал курс лекций «Социально-педагогические основы физической культуры в педвузе» для всех факультетов МГПИ им. В.И. Ленина. Создал лабораторию «Моделирование физических нагрузок и изучения психофизиологического и физического состояния студентов в процессе обучения» (1962), Здесь проблему «Физическая культура в научной организации учебного труда студентов» разрабатывал творческий коллектив (36 преподавателей различных педвузов страны). Были определены закономерные изменения работоспособности студентов в течение учеб. дня, недели, а также по семестрам учеб. г., раскрыты факторы, их определяющие, социально-педагогические условия и их сопровождающие; разработана тактика и стратегия регулирования длительных нагрузок, связанных с учебой. Результаты исследований публиковались в ежегодных науч. сборниках под ред. В., обобщены в монографии «Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе» (1982). Возглавил Временный науч.-исслед. коллектив по разработке ГОС ВПО 1, 2 и 3-го поколений. Впервые было сформулировано новое целеполагание в образовательном процессе – формирование физической культуры личности. Построение новой аксиологической модели, новое прочтение содержания образования по физической культуре нашло отражение в образовательных программах 46 педагогических вузов страны. В 1982 перешел на новую каф. педагогики высшей школы. Защитил канд. дисс. «Динамика физической и ученической работоспособности студентов в процессе обучения» (1970). Защитил докт. дисс. «Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки». Под руководством В. разработан и утвержден Министерством образования обязательной минимум содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования (образовательная обл. «Физическая культура») (1988–99); в 2000 разработано содержание образования для двенадцатилетней школы. В 2002 под ред. В. издан учеб. «Физическая культура» для учащихся 5–7 кл., в 2002 впервые выпущены учеб. пос. для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Участник всероссийских и международных конференций. Чл. РАЕН, Международной АН педагогического образования, Международной АН высшей школы, Международной академии информатизации, Гуманитарной АН. Чл. Дисс. советов, чл. комиссии по аттестации и аккредитации вузов. Занимает многочисленные административные и общественные посты (Председатель Ученой комиссии Министерства просвещения РСФСР по физическому воспитанию (1953–89)); зам. председателя науч.-метод. совета по физической культуре Министерства просвещения СССР−Министерства образования и науки РФ (с 1958 по наст. вр.) и др.). Чл. редколлегий журналов «Педагогическое образование и наука», «Физическая культура и здоровье», «Соискатель-педагог», «Физическая культура: образование и тренировка».
Автор свыше 600 науч. статей, 19 монографий.
Под руководством В. защищено 93 канд. и 33 докт. дисс.
Награжден медалями К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова (2005); «В память 800-летия Москвы» (1997), Золотой медалью ВДНХ (1980). Заслуженный работник физической культуры РСФСР (1991). Ветеран труда (1980),
С о ч.: Теория и методика физического воспитания. М., 1979; Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М., 1989; Технология педагогического общения в формировании профессиональной готовности учителя физической культуры. М., 2000; Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся общеобразовательных школ. М., 2002; Проектирование и конструирование гуманитарно-ориентированного образования по физической культуре в высшей школе. М., 2004; Аксиологические основания личностного развития студентов в образовательном процессе по физической культуре. М., 2011; Физическая культура. М., 2011.