ЯРУЛОВ Александр Анатольевич (род. 14.11.1952, Канск, Красноярский край) – доктор психологических наук (2008); доцент кафедры психологии управления образованием (2001); профессор кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ; профессор кафедры управления образовательными системами факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ; главный редактор научно-методического журнала «Управление образованием»; член научно-методического совета МО РФ по проблемам сиротства; член комиссии по присуждению премий президента и правительства РФ в области образования; член редакционной коллегии журнала «Развитие личности»; член ученого совета КГПУ; директор Института психологии, педагогики и управления образованием (2000); начальник Главного управления образования администрации Красноярского края (1996).
В 1971–1976 Я. обучался на историко-филологическом факультете Красноярского государственного педагогического института по специальности «Учитель истории и обществоведения средней школы». Также закончил Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры по специальности «Методист КПР высшей квалификации».
В 1996 Я. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома». В период подготовки и защиты кандидатской диссертации работал директором школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Канска Красноярского края.
В 2008 Я. защитил докторскую диссертацию по теме «Интегративное управление формированием среды образования в школе». В период подготовки докторской диссертации работал директором лицея-интерната «Подмосковный» Московской области и доцентом кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета.
С 1996 и по настоящее время является научным руководителем Красноярского инновационного комплекса «Индивидуально-ориентированная система обучения», в состав которого входят 73 пилотные, экспериментальные и тиражирующие площадки, действующие по всей территории Красноярского края в образовательных учреждениях различных типов и видов.
В 2001–2007 Я. работал в лицее-интернате «Подмосковный» Одинцовского района МО по проекту «Интегративное управление субъектно-развивающей средой лицея».
В 2008–2009 Я. работал в гимназии № 3 Балашихи (МО) над проектом «Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников и в гимназия № 7 г. Одинцово МО по проекту «Формирование эколого-ориентированного медиа-пространства образования школьников в условиях гимназии».
Почти десять лет возглавлял педагогический комплекс «Дома детства» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который стал одним из лучших детских домов России, являясь филиалом (экспериментальной площадкой) института развития личности РАО, и удостоен гранта фонда Сороса «Открытое общество» в номинации «Сто лучших школ России».
Предложил индивидуально-ориентированную систему обучения (ИОСО), основанную на психологических закономерностях, которая помогает решать проблему «Как работать со всем классом и одновременно с каждым учеником отдельно».
Разработал совместно с В. С. Мухиной метод «Позитивный миф об индивидуальном прошлом ребенка-сироты».
В настоящее время Я. читает курсы: «Педагогическая психология», «Психология личности», «Психология самопознания и самосовершенствование»; «Психология управления образованием», «Педагогическое управление образовательным процессом». Руководит магистерской программой «Психологическое консультирование и сопровождение».
Сфера научных интересов: возрастная и педагогическая психология; психолого-педагогическое содействие развитию индивидуальной культуры личности в школьной среде; феноменологические исследования явлений школьной депривации; психология управления образовательными системами.
Награжден почетными грамотами МО России, администрации Красноярского края и знаком «Отличник народного просвещения» (1994).
Соч.: Интегративное управление средой образования в школе: Монография. – М., 2008; Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома // Из опыта работы по реализации федеральной программы «Дети-сироты». – Вып. 9. – М., 1997; Индивидуально-ориентированная система обучения: Учебное пособие. – Красноярск, 1999; Феноменология психической напряженности // Научно-методический вестник. – Вып. 1. – Красноярск, 2001; Технология индивидуально-ориентированной системы обучения: Методическое пособие. – Красноярск, 2001.