ЮДИНА Елена Николаевна (род. 16.10.1955, г. Магнитогорск) – д-р социологических наук; проф. каф. теории и истории социологии факультета социологии экономики и права; специалист в области социологии средств массовой коммуникации и маркетинговых исследований; зам. зав. каф. по научной работе.
В 1978 окончила Магнитогорский Горно-металлургический ин-т им. Г.И. Носова по специальности «Автоматизация металлургических процессов». В 1988 закончила аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Прикладная социология». В 1989 защитила канд. дисс. «Пути и способы привлечения и закрепления молодых рабочих в трудовых коллективах».
После окончания аспирантуры работала социологом в главной редакции писем и социологических исследований Гостелерадио СССР, а затем редактором-консультантом Социологического Центра телекомпании «Останкино», где специализировалась на исследованиях в области радио и телевидения, на опросах общественного мнения, изучении рекламы.
В 1995–1997 (после ликвидации телерадиокомпании «Останкино») на базе Социологического Центра был создан Центр Независимых социологов «ТВ-Рейтинг», в кот-м занимала должность зам. директора по научной работе. Центром проводились исследования по проблемам радио и телевидения, а также маркетинговые исследования по заказам российских и зарубежных фирм.
С 1995 по 2003 преподавала по совместительству в школе-лицее № 1536. В 2000 выпустила учебник по социологии, адаптированный для учащихся старших классов: «Путешествие в мир социологии (курс лекций для лицея)».
На каф. теории и истории социологии начала работать с 1987. В 2001 в Международном независимом эколого-политологическом ун-те под ее руководством был выполнен научно-исследовательский проект «Влияние телевидения на духовную культуру молодежи в современных условиях». Цель проекта – привлечь внимание научной и педагогической общественности к социальным последствиям влияния насилия на телеэкране на психику детей и подростков. По результатам исследования были написаны статьи «Телевизионное пространство: этика свободы или свобода от этики» // Консалтинг. № 1–2. 2002 и «Насилие в документальной телереальности» // Высшее образование в России Министерства образования РФ. № 3. 2002.
В 2008 защитила док. дисс. «Развитие медиапространства в современной России (на примере телевидения)».
Награждена дипломами Министерства образования и науки РФ за научное руководство студенческими научными работами, отмеченными медалью «За лучшую научную студенческую работу» в 2000 и 2002.
Имеет около 40 учебно-методических и научных работ публикаций по профилю социологии коммуникаций.
Сфера научных интересов: методология и методы социологического исследования; связи с общественностью; социология СМИ; интегрированные маркетинговые коммуникации; социологические исследования в маркетинге.
С о ч. : Медиапространство как культурная и социальная система: монография. М., 2005; Динамика телевизионного поля (в контексте российской социокультурной трансформации): монография. М., 2007; (в соавт. с Коробицыным В.И.). Социологические исследования ТВ и рекламы. М., 2006; Креативное мышление в PR: учеб. пос. М., 2005; Путешествие в мир социологии: учеб. пос. для учащихся лицея. М., 2000.