Инновационные площадки являются элементами инновационной инфраструктуры. Ими могут стать организации всех уровней образования, которые реализуют проекты или программы, имеющие прогрессивные компоненты, способные внести вклад в модернизацию системы образования, формы обучения или образовательные подходы, которые разработаны на базе такого учреждения. (Более полное определение Инновационной площадки содержится в ст. 20 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Статус федеральной инновационной площадки позволяет организации распространять свой опыт инновационной деятельности на территории Российской Федерации, а статус региональной инновационной площадки на территории региона.
Существуют направления инновационной деятельности, такие как разработка новых методов обучения и воспитания, разработка новых методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации; подготовка образовательных программ для организаций, работающих в сложных социальных условиях, разработка образовательных программ с использованием информационных технологий; разработкой новых методов в управлении образованием. Подробнее с направлениями деятельности инновационных площадок можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 22.03.2019 N 21н (ред. от 08.09.2023) «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».
Деятельность инновационных площадок способствует апробации и внедрению инновационных программ, новых методологий и педагогических техник, помогает повышению квалификации педагогов, раскрывает новые возможности для людей с ОВЗ, оказывает поддержку талантливых детей и предпринимательской активности студентов и многое другое.
По поручению Минпросвещения России с 2023 года ВНМЦ «Философия образования» Московского педагогического государственного университета осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение федеральных инновационных площадок, что служит повышению их результативности.
Вся информация по деятельности ФИП, включая актуальные новости, отражается на сайте Минпросвещения России и на сайте: https://fip-edu.ru
За время сопровождения инновационной инфраструктуры ВНМЦ «Философия образования» сформировал программную группу, провел цикл вебинаров для организаций и экспертов, итоговую конференцию, всероссийское совещание для профессионального экспертного сообщества, а также для организаций-соискателей на присвоение статуса ФИП и действующих ФИП.
Сегодня, когда перед всем педагогическим сообществом стоит стратегическая цель – это построение, развитие, укрепление суверенной системы образования, основной задачей инновационных площадок (федеральных и региональных) становится трансляция лучших образовательных практик, содержательным ядром которых является воспитание у обучающихся любви к Родине, патриотизма, формирование у них гражданской идентичности, взаимовыручки и нравственных основ.
Инновационные площадки становятся мощным механизмом реализации и трансляции государственной ценностной образовательной политики, государственных приоритетов в системе отечественного образования как в масштабе своего региона, так и в масштабах всей страны.
В феврале 2024 года состоялось совещание по вопросу функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования в 2024 г. «Федеральные инновационные площадки (ФИП) – ресурс для решения задач суверенизации отечественной системы образования». Участие в совещании приняли представители Министерства просвещения Российской Федерации, эксперты, руководители федеральных инновационных площадок. В рамках совещания рассмотрены вопросы проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в инновационной инфраструктуре, партнерство образовательных организаций в рамках инновационной деятельности ФИП, перспективы развития ФИП как системы.
По итогам совещания подготовлен видеоролик.