Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Будущее создается сегодня: укрепление единства образовательного пространства Российской Федерации

Стратегическая сессия 26 октября 2023 г.

Будущее создается сегодня: укрепление единства образовательного пространства Российской Федерации (по материалам выступления В. В. Путина на пленарной сессии XX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай»)

26 октября 2023 г. в МПГУ прошла вторая стратегическая сессия по актуальным задачам российского школьного образования. На ней присутствовали члены Ассоциации развития педагогического образования (АРПО), представители педагогических вузов, Институтов развития образования (РАО), общественных организаций.

В фокусе внимания были основополагающие принципы организации школьного образования, вопрос об объединении образовательного пространства всей нашей страны (включая новые российские территории), мировоззренческие подходы к организации работы в школе, единый образовательный и воспитательный процесс (эти стороны развития ребенка больше не разделяются, школа снова берет на себя функцию воспитания).

Стратегическая сессия стала продолжением диалога и дискуссии XX заседания «Валдайского форума», на котором президент В. В. Путин говорил о принципах развития нашей страны, о ценностях и смыслах, которые являются базовыми для культуры нашего общества и определяют его идентичность. Эти принципы соотносятся с подходами к обучению и воспитанию и во многом определяют практические шаги в совершенствовании российской системы образования.

Современный этап развития российского общества характеризуется оживлением внимания к историческому прошлому, национальным традициям, вопросам духовности. Можно говорить о том, что в обществе происходит ценностное пробуждение. Именно сейчас, как отметил министр просвещения С. С. Кравцов, у нас есть уникальная возможность построить суверенную систему образования.

Мы окончательно отказываемся от Болонских соглашений. Высшая школа возвращается к традиционной базовой подготовке – специалитету (5-летнему сроку обучения), что особенно значимо для педагогического образования. В средних школах с сентября 2024 г. начнется преподавание по единым федеральным образовательным программам. Это объединит и укрепит образовательное пространство, а также сократит бюрократическую нагрузку на учителей (в частности, освободит их от написания программ).

Предстоит большая работа, поскольку в течение трех десятилетий у системы образования были другие ориентиры и принципы. Мы учитываем весь опыт, в том числе и ошибки, последствия которых мы исправляем сегодня.

Одно из таких последствий, возможно самое серьезное, – социальные настроения и жизненные установки современных молодых людей, сформированные под влиянием широкого социального контекста. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования, проведенного аналитическим отделом ВНМЦ «Философия образования», в ходе которого выявлялись когнитивные (осознаваемые) и эмоциональные (неосознаваемые) установки и ценности. Исследование показало, что на сознательно декларируемом уровне большинство молодых людей позитивно воспринимают родную страну (76 %), утверждают, что в жизни очень важна семья (89 %); однако на более глубоком уровне – неосознаваемых установок и эмоциональных реакций – этот процент значительно меньше: положительно воспринимают Россию только 45 %, а по отношению к семье и детям половина опрошенных молодых людей (48 %) испытывает либо негативные чувства, либо равнодушие. Только у 40 % когнитивный и эмоциональный уровни совпадают, т. е. только 40 % молодых людей действуют, поступают в соответствии со своими убеждениями.

Такое положение дел требует дальнейшего осмысления, в том числе анализа социального контекста, который является причиной многих противоречий и проблем. Планируя работу, нельзя не учитывать влияние на детскую психику средств массовой информации и коммуникации, кино, театра, музыки, книг, образов и смыслов, которыми наполнено окружение, реальное и виртуальное пространство и т. д. Зачастую это формирует ложные эмоциональные стереотипы, социальные модели и шаблоны поведения. Тенденциозность, противоречивость информации, с которой сталкиваются молодые люди, вызывает разбалансированность сознания, опору на мнимые ценности, неспособность справляться с жизненными трудностями и т. д.

Выступающие неоднократно возвращались к мысли, что базовой, ключевой задачей развития образования в целом сейчас является возрождение духовно-нравственных ориентиров нашего общества, воспитание с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности, формирование у молодых граждан России чувства сопричастности истории и процессам, которые происходят в современном мире, а также образа гармоничного будущего нашей страны.

Хронологически школа – первый институт, в котором формируется мировоззрение человека. Время требует пересмотра существующих подходов и выбора новых ориентиров. Одним из основополагающих принципов новой парадигмы образования является тезис о России как о государстве-цивилизации, предложенный президентом В. В. Путиным на XX заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». Такой подход расширяет масштаб видения и в то же время фокусирует внимание на сущностных моментах развития нашей страны. Цивилизационный подход дает возможность сформировать мировоззрение, отвечающее современным тенденциям развития российского и мирового сообщества. Он также предполагает внимание к цивилизационному многообразию и необходимость его сохранения. Понимание многообразия и равноправия цивилизаций должно закладываться в сознание с детства, в том числе в школе, потому что на протяжении столетий Россия формировалась как страна различных национальностей, религий и культур, была, образно говоря, площадкой для строительства культурного многообразия, и она продолжает выполнять эту цивилизационную функцию.

Участники сессии поддержали мысль о том, что у школы есть огромные возможности в реализации этих принципов – в первую очередь через уроки литературы и истории, так как эти предметы являются ключевыми инструментам передачи культурных кодов и формирования цивилизационной открытости, могут помочь сохранить наше историко-культурное наследие как достояние. Кроме собственно содержания, эти предметы предполагают эмоциональную вовлеченность и диалоговые формы работы, а это непосредственно связано со способностью к эмпатии и с решением проблемы всеобщей безопасности и прочного мира, поскольку диалог – единственный инструмент взаимопонимания, в том числе разных народов и разных культур, и молодые люди должны осознать роль диалога в строительстве такого мира.

Таким образом, основные задачи школы на сегодняшний день – это защита традиционных духовно-нравственных ценностей в общем образовательном пространстве Российской Федерации, обеспечение многообразия и самодостаточности российского государства-цивилизации в образовательной политике, сохранение наследия прошлого как фундамента формирования у молодых россиян представления о гармоничном будущем нашей страны.