Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Формирование гражданской идентичности и патриотизма как стратегическая задача российского образования

Стратегическая сессия 11 октября 2023 г.

Формирование гражданской идентичности и патриотизма как стратегическая задача российского образования (по материалам единого государственного учебника истории)

В этом учебном году школьники 10 и 11 классов начали заниматься по новому учебнику истории. Это первый единый государственный учебник в нашей стране. Он вызвал самые разные отклики, как положительные, так и отрицательные.

Обсудить особенности нового учебника, его задачи и возможности собрались представители Министерства просвещения Российской Федерации, члены авторского коллектива, ученые-эксперты, методисты, учителя, представители родительского сообщества.

Обсуждение получилось разносторонним и неформальным. Мы возрождаем традиционные смыслы и ценности нашего народа и вместе с тем формируем новое содержание школьного образования и воспитания.

Развитие современного российского образования опирается на традицию, идущую от Сергея Семеновича Уварова, одного из виднейших министров просвещения Российской Империи. Это его слова вошли в учебник для 11 класса: «В народном образовании преподавание истории есть дело государственное». В работе над новыми учебниками учитывается опыт 30-х годов XX века – создание единого учебника группой ученых нашего вуза, тогда МГПИ им. Бубнова, под руководством Андрея Васильевича Шестакова (учебник просуществовал до 1956 г.).

Авторы нового учебника решали непростые задачи: синхронизировать изложение Всемирной истории и истории России; представить развитие нашей страны как единый исторический процесс; показать уникальность России, объединившей множество национальностей и культур.

Не менее важной была и задача мировоззренческая, которая связана с вопросами о том, кто мы такие, с пониманием каждого человека, каждого поколения как важного элемента истории, как части мировой цивилизации. Рассмотреть исторический процесс как целостность – значит научить молодых граждан тому, какое место занимает их государство в общем историческом движении, показать богатый опыт российской государственности, роль России в культурно-историческом генезисе, в цивилизационном развитии человечества. Кроме того, учебник истории, историческое просвещение в целом может способствовать консолидации общества на основе формирования общего смыслового пространства. Выступающие говорили о том, что молодой человек обязательно должен ощущать себя частью большого государства, частью народа – важность этого нельзя переоценить.

Да, задач много, но ни одна из них не может быть решена, если учебник останется простым перечислением далеких от ученика исторических фактов, поэтому авторы перестроили методический аппарат таким образом, чтобы он был не просто разнообразным, а даже в каком-то смысле избыточным.

Когда речь идет о конкретных уроках, содержании параграфов и заданий, о конкретных учениках, то такие абстрактные, на первый взгляд, понятия, как развитие национального самосознания, гражданская идентичность, государственная ценностная политика, становятся совершенно конкретными, потому что определяют ответы на очень конкретные вопросы: как преподнести и в какой последовательности расположить материал, как сформулировать ответ на спорный вопрос, какую дать ссылку и т. д., и т. д.

Учителя и методисты говорили о том, что новый учебник дает богатые возможности для организации познавательной деятельности – на основе исторических источников, документов, через систему вопросов или заданий разного уровня. Есть задания исследовательские, есть дискуссионные, перспективной представляется работа с визуальными материалами и т. д.

Появилось много фотографий, плакатов, других изображений, к которым уже заложены вопросы и задания: создание сценариев видеороликов, создание презентаций, изучение частных вопросов повседневной жизни (мода, юмор, кинофестивали, спортивные достижения), то есть на любой вкус найдется задание и интересный вид деятельности. Учебник построен современно: он содержит QR-коды со ссылками на разные материалы, кинофильмы и т. д. У учителя появляется пространство для творчества – можно выбирать варианты организации работы и создавать абсолютно разные, уникальные уроки.

Для учеников это новые виды заданий, новые впечатления, возможность не просто «знакомиться с фактами» и размышлять, но также представлять то, о чем идет речь, и откликаться эмоционально. Как говорят сами ученики, фотографии приближают события прошлого к читателю, через описание жизни простых людей им становится интереснее изучать историю.

Информация в целом стала другой, а ее подача – более интересной: теперь учебники написаны доступным языком, авторы избегают сухого и излишне строгого для детей академического стиля.

Вот как откликаются на это ученики: «Читать интересно и легко»; «Очень важно, что в новом учебнике объединена история России и Всеобщая история»; «Благодаря новому единому учебнику мы узнаем ответы на наши вопросы: причины и последствия антироссийских санкций, суть минских соглашений, о которых мы так часто слышим, возвращение Крыма и Донбасса. Как это было и почему?»

Не только взрослые, но и дети задаются вопросами о процессах, которые происходят в нашем обществе сегодня, о будущем: «Как повлияла на развитие страны перестройка?»; «Как оценить события 90-х годов, реформы двухтысячных?»; «Вот СВО закончится, что дальше?»; «Как мы будем жить с Украиной, с украинцами?»; «Как нам это выстроить?»

Да, далеко не на все вопросы есть однозначные и окончательные ответы, но теперь учебник дает возможность получать их не только из общего «информационного поля» – он учит сопоставлять факты, видеть направления развития событий, учитывать общий ход истории.

Отклики учителей и – особенно – учеников, по сути, являются ответом на критические замечания о том, что государство создало учебник для решения государственных задач в области сохранения государственной ценностной политики. По мнению учителей и родителей, школа не может быть неким независимым, обособленным от государства общественным институтом. Такая позиция не может быть полезна для сохранения суверенитета и государственности нашей страны, она не может быть полезна и для самих учащихся, которым предстоит взрослеть и социализироваться в нашем обществе.

Участники сессии подчеркнули, что работа по созданию и улучшению учебника важна не только для настоящего момента – она делается на перспективу, для будущего.

Нам есть, на что опереться, на что ориентироваться, – на позицию лучших общественных деятелей России, представителей русской культуры. Как писал Александр Сергеевич Пушкин в неотправленном письме Петру Яковлевичу Чаадаеву, «…ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал» – вот самая актуальная, самая главная наша методология.

Предложение, которое было поддержано всеми участниками сессии, – встретиться через год, пригласить практикующих учителей истории, учеников, которые поработают с этим учебником, получат результаты и сформируют к нему собственное взвешенное отношение.

Конечно, учебник будет дорабатываться, но главное, что удалось уже сегодня, – показать исторически сложившийся образ нашей страны. Материал организован таким образом, что императорская Россия, затем Советский Союз и современная Российская Федерация представлены в нем как единая страна: и до 1917 года, и после 1917 года, и после 1991 года речь идет об одной и той же стране – нашей стране, об одном и том же народе – нашем народе.