Стратегическая сессия 17 ноября 2023 г.
Роль кинокультуры в формировании традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи
Во Всероссийском научно-методическом центре «Философия образования» МПГУ продолжается обсуждение актуальных вопросов мировоззренческой составляющей образования. 17 ноября 2023 г. прошла стратегическая сессия, посвященная роли кинокультуры в формировании духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи.
Организаторами сессии выступили ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Всероссийский научно-методический центр «Философия образования», Центр кинопедагогики и медиакультуры МПГУ.
Как отметила в приветственном слове первый проректор МПГУ, директор центра «Философия образования» Н. Ю. Склярова, тема сессии была выбрана не случайно, она продолжает предыдущую сессию, на которой, в частности, было представлено исследование жизненных установок и умонастроений молодежи (на осознанном и неосознанном уровнях). Результаты исследования показали, что дальнейшие встречи должны быть посвящены вопросам формирования у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей, гражданской идентичности и патриотизма, а также актуальным проблемам мировоззренческой безопасности в современном информационном обществе. В первую очередь – через культуру, потому что именно через культуру воспитывается отношение к своей стране, любовь к Родине, отношение к институту семьи, формируется личностная система ценностей.
Учитывая огромный потенциал кинематографа, кинокультуры и кинопедагогики, эксперты обсудили широкий круг вопросов: от довольно сложных концептуальных – что такое информация и как сегодня, в эпоху интернета и искусственного интеллекта, информация формирует наш мир – до практических решений и шагов, конкретных инструментов, которые в сложной ситуации хаоса информационного пространства могут помочь педагогам и родителям сориентироваться и взять на себя функцию навигатора.
Большое внимание было уделено социальной инженерии с ее возможностями влияния на массовое сознание, технологиям искусственного интеллекта и нейросетевым алгоритмам как инструментам формирования мировоззрения современного человека. Современные цифровые технологии, включая кинематограф, способны стирать границы между фактами и вымыслом (один из ярчайших примеров – дипфекйки), создавать новые представления о мироустройстве, целые сценарии жизнедеятельности. В этом случае происходит переструктурирование мотивационно-смысловой сферы человека и задается определенная иерархия ценностей и потребностей – это уже отработанные технологии и достаточно серьезный глобальный вызов на сегодняшний день.
Искусство кино, с его образным строем и глубоким эмоциональным наполнением, имеет огромный потенциал воздействия на сознание людей и, в зависимости от целей и ценностей авторов, может стать либо средством формирования здоровых социальных тенденций, идеалов и устремлений, либо – почти буквально – оружием массового поражения.
В связи с этим значительная часть выступлений была посвящена работе с детьми и молодежью, помощи учителям и родителям и т. д.
В частности, были представлены результаты всероссийского исследования среди молодежи, посвященного восприятию современных фильмов, современных киногероев. С одной стороны, исследование выявило достаточно тревожные тенденции влияния западного кинематографа и средств массовой информации, но с другой стороны, показало, что в целом нам есть на что опереться: в сознании молодых людей как важные ценности сформированы понятия о доброте, взаимопомощи, справедливости и т. п.
Также выступающие поделились опытом работы со студентами факультета журналистики (создание своего медиапространства, подготовка и запись передач радио «Пульс МПГУ»), с будущими сценаристами (во ВГИКе им. С. А. Герасимова), со зрителями документального кино («Творческая лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов); представили онлайн-платформу «Как в кино» и просветительский проект «Киноазбука» – удобный инструмент для родителей и учителей, которые хотят познакомить детей с хорошим кино, на примере кино обсудить ту или иную проблему, а также для любого человека, который хочет быть уверен, что он выберет картину достойного качества в соответствии со своими интересами.
Подводя итоги, участники отметили, что природа и популярность кинематографа делают его важным инструментом формирования мировоззрения, вкуса, представлений о морально-нравственных и других качествах человека. Задача образования, задача культуры – дать ориентиры, помогать осознанно формировать траекторию жизни. Сейчас, в эпоху информационной перенасыщенности и агрессивности, в эпоху борьбы за смыслы, это особенно важно. Для такой работы есть достойный материал, показательно, что на него есть отклик, и есть энтузиасты, которые готовы работать.