Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Фундамент суверенной системы образования Российской Федерации

Стратегическая сессия 8 декабря 2023 г.

Фундамент суверенной системы образования Российской Федерации

8 декабря во Всероссийском научно-методическом центре «Философия образования» прошла последняя в 2023 г. стратегическая сессия. Она была посвящена теме суверенизации национальной системы образования и подводила итог целой серии таких мероприятий, на которых эксперты, представители академического и педагогического сообществ, медиасферы обсуждали актуальные вопросы развития российского школьного образования.

В центре внимания встречи были ключевые моменты суверенизации, условия, в которых сейчас работает школа, а также конкретные шаги, которые могут поддержать и укрепить вектор на суверенизацию национальной системы образования.

Понятие образовательного суверенитета – новое. Оно коррелирует с понятием суверенитета государства и приобретает особую значимость в новых геополитических условиях и в связи с выходом нашей страны из Болонского процесса.

Мы переосмыслили опыт 90-х годов, когда была организована целая кампания по разрушению экономики, политического устройства, целостности российского государства, национально-государственной идентичности. В связи с этим мы возвращаемся к накопленному нашей страной опыту, к задаче сохранения истории и культуры нашей цивилизации, к передаче новым поколениям наших традиционных духовно-нравственных ценностей, а также к вопросу об информационной и психологической безопасности детей и молодежи.

Выступающие отметили, что здесь предстоит серьезная работа по осмыслению молодыми людьми тех глубинных культурных ценностей и смыслов, которые сформированы многими поколениями, обеспечивают стабильность развития нашей страны и, по сути, выживание в непростом современном мире; что в этой работе нельзя действовать формально, шаблонно, что необходим диалог, что обязательно нужно учитывать возрастные, региональные, культурные и религиозные особенности – и тогда, как показывает опыт, наши естественные национальные и патриотические инстинкты могут возобладать над деструктивом.

Уникальная особенность нашей страны – это многонациональный, поликультурный характер. Это то, что принципиально отличает нас от других стран, даже таких, которые тоже объединили представителей разных наций, например от Соединенных Штатов Америки, – мы не стали «плавильным котлом», но внутри общности сохранили культуру каждого народа. Поэтому одна из главных задач, как в развитии страны в целом, так и в работе с детьми, – укрепление межнационального мира и единое, сплоченное общество.

Выступающие рассказали о достаточно успешной работе Федерального агентства по делам молодежи, которое реализует множество проектов, в том числе северокавказский форум «Машук», который уже стал всероссийским. Это современный диалог молодых людей разных национальностей и конфессий, который дает возможность узнать друг друга, сближает, способствует искоренению стереотипов о Кавказе и других регионах, о других религиозных системах.

Вопросами межнационального общения и согласия занимаются также «Российское движение детей и молодежи», университеты, в которых учатся студенты разных национальностей из России и из других стран, религиозные организации.

Уже сделано очень много, однако сфера воспитания, особенно гражданского, нуждается в совершенствовании методической базы и форм работы – с учетом поколенческих особенностей и условий быстро меняющейся информационной среды.

Вопрос о влиянии цифровых технологий и информационно-мировоззренческой безопасности стал еще одним ключевым вопросом встречи. Цифровое пространство сегодня – это новая полноценная социальная реальность. Это колоссальный вызов, но вместе с тем и огромные возможности.

Нельзя не учитывать, что молодые люди ежедневно проводят со смартфоном и компьютером по несколько часов в день (по данным ВЦИОМ, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет – 493 минуты) и источниками информации для них становятся не столько родители и учителя, сколько смартфон и Интернет – нерегулируемая, хаотичная информационная среда, которая вместе с тем имеет неограниченные возможности захвата внимания и воздействия. Известно, что любое событие в первую очередь формируется на информационном уровне и что все кризисы суверенных политических систем, все попытки слома государств начинались с огромной заблаговременной работы с ценностями, с установками, с идентичностью, с системой образования, которая их формирует. Исходя из этого, целесообразно использовать средства медиа как дополнение и продолжение образовательного контента, в формировании системы ценностей, в создании так называемых общих гуманитарных «скреп» и т. д.

Подводя итоги, участники отметили, что деятельность гражданского общества, государства в этом году действительно приняла системный характер. Мы все работаем в одной системе координат и решаем одни и те же приоритетные стратегические задачи. Нам важно осознавать, что сегодня базовой составляющей сохранения и развития России как государства-цивилизации является именно национальная система образования. Ее суверенизация, последовательно реализуемая в настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации, на сегодняшний день – важнейшая составляющая государственной политики.

В заключение модераторы и директор ВНМЦ «Философия образования» Н. Ю. Склярова поблагодарили всех спикеров и участников за активную работу, за желание и готовность поддерживать инициативы центра, отметили высокую эффективность объединения усилий разных специалистов.

Центр продолжит консолидировать вокруг себя педагогическое, родительское, экспертное сообщества, доносить смыслы и правду о векторе развития нашей национальной системы образования.