Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Методологический семинар «Становление речи в условиях типичного и атипичного развития ребёнка: взгляд физиолога»

Новости МПГУ

30 сентября 2020 г. Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства был проведён методологический семинар «Становление речи в условиях типичного и атипичного развития ребёнка: взгляд физиолога» для преподавателей, аспирантов и магистрантов. Мероприятие прошло в онлайн-формате.

Приглашённым докладчиком выступила доктор биологических наук, профессор кафедры психофизиологии и высшей нервной деятельности биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Елена Евгеньевна Ляксо.

Автор более 180 научных и учебно-методических работ  Е.Е. Ляксо является руководителем группы по изучению детской речи на базе СПбГУ. Исследования группы направлены на комплексное междисциплинарное изучение разных аспектов становления речи ребёнка с типичным и атипичным развитием на ранних этапах онтогенеза, на выявление роли различных факторов на раннее речевое развитие ребёнка с применением инструментальных методов.

Елена Евгеньевна рассказала о проводимых лонгитюдных исследованиях речи типично развивающихся детей, детей с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра (РАС), когнитивными нарушениями и детей со смешанными специфическими расстройствами. Представила подробный анализ влияния речевого поведения и акустических характеристик речи матерей на речевое развитие детей без отклонений в развитии, с РАС и синдромом Дауна.

Особое внимание было уделено представлению базы данных вокализаций и речи INFANT.RU для детей 0-3 лет и базы данных речи CHILD.RU для детей 4-7 лет: их структуре, условиях записи и используемой аппаратуре. На семинаре была представлена модель мультимедийной сенсорной среды с элементами интерактивности для детей раннего возраста (INFANT. MAVS). Группа исследователей под руководством Е.Е. Ляксо является создателем баз данных вокализаций и речи, впервые сделанных на материале русского языка, а также авторами уникального корпуса эмоциональной детской речи детей 4-7 лет (EmoChildRu). Докладчик поделилась опытом изучения речевых и языковых возможностей детей с РАС, особенностей их коммуникации. Важным тезисом стала информация о выявленных признаках акустических характеристик речи детей с РАС как о биомаркере аутизма, что дает возможность использования в качестве дополнительного критерия диагностики таких детей. Елена Евгеньевна поделилась перспективами создания обучающих программ и систем альтернативной коммуникации.

В конце семинара слушатели могли задать вопросы и получить исчерпывающие ответы, а также все желающие получили список научных трудов доктора биологических наук, профессора Е.Е. Ляксо для более подробного ознакомления с фундаментальными разработками исследователей из Санкт-Петербургского государственного университета.

Как отметила организатор методологического семинара, доктор педагогических наук, профессор Юлия Олеговна Филатова, онлайн-формат лишил слушателей возможности окунуться в традиционную для подобных мероприятий атмосферу читального зала библиотеки Корпуса гуманитарных факультетов МПГУ, но, тем не менее, это не помешало всем собравшимся получить полезную с практической и мотивирующую с исследовательской позиций информацию.

Видеозапись методологического семинара будет размещена в рубрике «Видеоархив» Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства МПГУ после обработки.

 В.С. Демёхина

специалист

УНЦ междисциплинарных исследований в специальном

и инклюзивном образовании Института детства

 

01 / 10 / 2020

Показать обсуждение