18-19 октября 2023 г. в Российской академии образования прошла Международная научно-практическая конференция «Восприятие и понимание человека человеком», посвященная 100-летию академика РАО Алексея Александровича Бодалева.
Целью конференции стало профессиональное обсуждение актуальных проблем в области психологии общения и привлечение внимания научного и образовательного сообщества к сохранению традиций в отечественной психологии общения и разработке новых технологий.
19 октября в рамках конференции была проведена тематическая секция «Вопросы межличностного взаимодействия в инклюзивном образовании», организованная Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства МПГУ. Модератором секции выступила Ю.О. Филатова – доктор педагогических наук, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, профессор кафедры логопедии Института детства.
В работе секции приняли участие сотрудники кафедры логопедии – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой логопедии, директор Института детства А.А. Алмазова; кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии А.В. Лагутина и кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии М.М. Любимова – с докладом «Подготовка современного логопеда к использованию инструментов цифровой коммуникации», представленном А.В. Лагутиной. Внимание слушателей было привлечено к тому, что цифровые образовательные технологии могут быть эффективным инструментом консультирования, обучения и коррекции при соблюдении ряда условий. Также в докладе были проанализированы такие условия использования цифровых ресурсов, как: владение навыками выбора средств цифровой коммуникации, оценка риска использования цифровой коммуникации, высокий уровень критичности оценки ресурса или технологии, умение наполнять цифровой ресурс различными формами представления информации, умение сочетать очную и цифровую коммуникацию в консультировании и обучении. Авторы доклада рассказали о применении Digital-технологий, разработанных на кафедре логопедии МПГУ. Использование этих технологий позволяет уйти от единичного использования средств цифровой коммуникации студентами к полноценному владению навыками социально-сетевой и цифровой культуры.
В совместном сообщении «Учет личностных и социально-психологических особенностей студентов с ОВЗ в образовательном процессе», подготовленном кандидатом педагогических наук, заведующей кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Т.С. Никандровой и кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории технологии и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» И.Н. Нурлыгаяновым, была обозначена важность учета личностных и социально-психологических особенностей студентов с ОВЗ в образовательном процессе, представлены трудности, характерные для разных категорий студентов с ОВЗ, рассказано о работе кафедры в решении этих проблем средствами организационно-педагогического, психолого-педагогического, медицинско-оздоровительного и социального направлений.