Общее
В рамках выполнения задачи создания национальной системы профессионального развития педагогических работников (НСПРПР) министерство Просвещения Российской Федерации предприняло ряд организационных шагов по интеграции ресурсов системы образования, созданию прочных связей с другими отраслями, в том числе с наукой, модернизации системы профессионального развития педагогов.
08 октября 2021 г. – Приказ Минпросвещения России № 705 об объявлении конкурса по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников.
25 ноября 2021 г. – заседание Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников. По решению Комиссии проект МПГУ вошел в число 21 организации высшего образования, отобранных для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников.
08 декабря 2021 г. Минпросвещения России проинформировал вузы-победители конкурса о его итогах и организационных мероприятиях по созданию Центра.
17 декабря 2021 г. – Приказ по МПГУ о создании с 25 декабря 2021 г. в структуре МПГУ Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников.
30 декабря 2021 г. – Приказ по МПГУ № 1446 об утверждении Положения о Федеральном центре научно-методического сопровождения педагогических работников.
25 февраля 2022 г. – приказ по МПГУ № 160 о создании в структуре ФЦ НМС педагогических работников двух отделов: отдела экспертно-аналитической и проектной деятельности и отдела организационно-методического сопровождения.
В 2023 году в связи с распоряжением МП РФ (от 14.12.2022 года №3-3-303) и приказом “О внесении изменений в структуру МПГУ” (от 31 января 2023 года №98) переименован в Научно-методический центр сопровождения педагогических работников.
Цель деятельности Центра – обеспечение формирования и развития системы сопровождения педагогических и управленческих кадров общего и педагогического профессионального образования, направленной на решение национальных целей, научно-образовательных и социально-культурных задач, отвечающих многообразию образовательных систем российских регионов.
Центр входит в Единую федеральную систему (ЕФС) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Координатор деятельности Федеральных центров научно-методического сопровождения педагогических работников – Академия Минпросвещения России.
Направления деятельности
Направление 1. «Научно-методическое сопровождение содержания и методик общего образования»
В рамках данного направление содержание работы Центра будет включать следующие аспекты деятельности:
1.1. Обеспечение единства педагогического образования за счет:
1.1.1. создания системы консультационно-методического сопровождения организаций и педагогических работников (учителей, руководителей и др. педагогов) с использованием цифровых ресурсов и технологий по вопросам содержания и методик общего образования;
1.1.2. разработки научно-методического обеспечения предметных областей общего образования;
1.1.3. интеграции достижений педагогической науки и лучших практик в рамках международного и межрегионального сотрудничества;
1.1.4. обеспечение условий непрерывного профессионального роста учителя в соответствии с профессиональными дефицитами в формальных и неформальных формах образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, профессиональное обучение с целью присвоения дополнительных квалификаций (вожатый, цифровой куратор и т.д.), система стажировок, вебинаров, мастер-классов с привлечением ведущих специалистов, практиков, ученых);
1.1.5. разработки и экспертизы учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов для общего и педагогического образования, нормативной правовой и учебно-методической документации (при наличии заказа от ОИВ в сфере образования и иных организаций);
1.1.6. создания дискуссионной площадки с участием профессионального сообщества, образовательных, общественных организаций и объединений для формирования прогрессивных идей, консолидации позиций по вопросам определения современного облика образования;
1.1.7. реализации и информационной поддержки широкого спектра проектов, способствующих развитию общего и педагогического образования в регионах.
1.2. Развитие системы непрерывного педагогического образования с учетом преемственности и специфики его уровней через:
1.2.1. содействие развитию системы психолого-педагогических классов в Российской Федерации, в том числе сопровождение и координация деятельности профильных классов психолого-педагогической направленности, консультационно-методическая поддержка педагогов, работающих в этих классах;
1.2.2. согласование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ОО, ФГОС СПО, ФГОС ВО), профессиональных стандартов и программ всех уровней и видов подготовки (при наличии заказа от ОИВ в сфере образования и иных организаций).
Руководитель направления
Людмила Александровна Трубина
Советник при ректорате
Заведующий кафедрой русской литературы XX-XXI веков
Профессор
Доктор филологических наук
+7 (495) 438-19-21
la.trubina@mpgu.su
Координаторы направления
Елена Ленвладовна Ерохина
Доцент
Доктор педагогических наук
+7 (499)246-57-12
el.erokhina@mpgu.su
Направление 2. «Научно-методическое сопровождение воспитания в структуре экосистемы подготовки педагога»
В рамках данного направления содержание работы Центра будет включать следующие аспекты деятельности:
2.1. Обобщение результатов передовых научных исследований, а также лучших практик в области патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического воспитания, формирования гражданской идентичности, здорового образа жизни, правовой культуры, общей и речевой культуры.
2.2. Обеспечение условий для формирования у действующих учителей актуальных компетенций в области воспитания посредством реализации программ в формальных и неформальных формах образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка для обеспечения деятельности классных руководителей, вожатых, зам. руководителей по воспитательной деятельности, в том числе для работы в условиях меняющегося поликультурного мира; созданию воспитывающей среды, развитию медиакомпетенций, позволяющих использовать медиапространство как воспитывающую среду и т.д.; система стажировок, вебинаров, мастер-классов с привлечением ведущих специалистов, ученых, практиков).
2.3. Формирование новых направлений подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в общеобразовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, развитие и поддержка деятельности студенческих педагогических отрядов в вузах; мультимедийных студенческих редакций, центра кинопедагогики, проектов, направленных на развитие просветительской деятельности, добровольчества (волонтерства), творческой активности, позитивных социальных инициатив молодых педагогов.
2.4. Проведение комплекса общероссийских мероприятий для выявления и трансляции передового опыта по эффективным технологиям организации работы классного руководителя, вожатого, в том числе слетов, конференций, линеек, круглых столов и сетевых игр с охватом всех категорий специалистов.
2.5. Создание коммуникационных, консультационных площадок в области образования и воспитания.
Руководитель направления
Татьяна Николаевна Владимирова
Проректор по связям с общественностью
Директор Института журналистики
Профессор
Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук
+7(495)915-78-38
tn.vladimirova@mpgu.su
Направление 3. «Психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования»
Инклюзивная образовательная среда понимается как организация доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ и инвалидностью, дети-мигранты, талантливые и одаренные дети и т.д.).
В рамках данного направления содержание работы Центра будет включать следующие аспекты деятельности:
3.1. Разработка и внедрение гибких образовательных программ, обеспечивающих реализацию возможностей и тактик персонализации образовательного маршрута, повышение качества и доступности образования, эффективности социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями – с ОВЗ, с инвалидностью; одаренной и талантливой молодежи; из семей мигрантов; находящихся в сложных жизненных ситуациях и др.
3.2. Проведение публичных мероприятий, пропагандирующих передовые практики в реализации инклюзивного образования, волонтерства, сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, с участием представителей вузов, ресурсных центров, профессиональных педагогических, общественных и родительских ассоциаций для представления и обсуждения результатов деятельности в области социальной и образовательной инклюзии, результатов межвузовского и межведомственного взаимодействия.
3.3. Создание и функционирование образовательного и информационно-аналитического и методического портала лучших практик, библиотеки нормативных документов для сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями (при наличии заказа от ОИВ в сфере образования и иных организаций).
3.4. Реализация межвузовских экспедиционных проектов, направленных на изучение человека в контексте культуры и знакомство с особенностями регионов Российской Федерации, с их сохранившимися традициями, прошлым и настоящим, а также содействующих патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, развитию гуманистических ценностей, творческой активности и исследовательских навыков;
3.5. Развитие социального партнерства с общественными организациями и фондами («Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», Союз социальных педагогов и социальных работников «Федерация мигрантов России», «Сириус» – образовательный центр поддержки одаренных детей в России, «Со-единение» – фонд поддержки слепоглухих, Благотворительный фонд Даунсайд Ап, Ассоциация родителей и детей с дислексией и др.).
3.6. Взаимодействие с образовательными организациями России по содействию социализации и интеграции обучающихся с различными образовательными потребностями, различным психофизиологическим и социальным статусом, а также работе управленческих и педагогических коллективов в условиях поликультурного образовательного пространства:
3.6.1. повышение квалификации педагогов-дефектологов, социальных педагогов, социальных работников, учителей и педагогов-психологов, работающих в инклюзивной образовательной среде, других участников образовательных отношений;
3.6.2. консультационно-методическая помощь педагогам и администрации в планировании индивидуальных образовательных траекторий для детей с особыми образовательными потребностями и их родителей.
Руководитель направления
Анна Алексеевна Алмазова
Директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии
Доцент
Доктор педагогических наук
+7(977)684-55-73
aa.almazova@mpgu.su
Координаторы направления
Елена Игорьевна Адамян
Доцент
Кандидат филологических наук
+7 (495)438-17-81
ei.adamyan@mpgu.su
Елена Борисовна Колосова
Старший преподаватель
+7(916)8761069
e.b.kolosova@mpgu.su