22–23 июня 2023 г. прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями».
Мероприятие организовано ФГБУ «Российская академия образования», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Конференция собрала на площадке РАО представителей 79 субъектов Российской Федерации и зарубежных гостей из Республики Беларусь, Узбекистана, Казахстана, Китайской Народной Республики: преподавателей высших учебных заведений, руководителей научных и образовательных организаций, представителей ресурсных учебно-методических центров, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей начальных классов, воспитателей, тьюторов и студентов. В мероприятии приняло участие более 100 очных участников и около 4000 слушателей подключились к прямому вещанию конференции на YouTube-канале.
Первый день Конференции состоял из пленарного заседания «Современная парадигма научных исследований в специальном и инклюзивном образовании», которое открыла президент РАО Ольга Юрьевна Васильева, и двух стратегических сессий – «Национальные приоритеты образования детей с ОВЗ» и «Международная панорама моделей инклюзивного образования».
На стратегической сессии «Национальные приоритеты образования детей с ОВЗ» с докладом «Векторы и задачи развития системы подготовки кадров для инклюзивного образования» выступила директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии дефектологического факультета, доктор педагогических наук Анна Алексеевна Алмазова. Модератором стратегической сессии «Международная панорама моделей инклюзивного образования» выступила директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, заведующий лабораторией Центра развития инклюзивного образования РАО, доктор педагогических наук Юлия Олеговна Филатова.
В перерывах мероприятий участники могли ознакомиться с современными изданиями по специальному и инклюзивному образованию на виртуальной выставке, подготовленной Информационным центром «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО.
В завершении первого дня прошла публичная встреча с художественным руководителем – Викторией Сид – и актерами инклюзивного театра «Чайки».
Во второй день Конференции состоялся брифинг «В преддверии профессионального стандарта “Педагог-дефектолог”», модераторами которого стали директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии МПГУ, доктор педагогических наук Анна Алексеевна Алмазова и директор Института коррекционной педагогики, заведующий кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства МПГУ, доктор педагогических наук Татьяна Александровна Соловьева.
Представители Института детства МПГУ приняли активное участие в работе секционных заседаний. На секции «Инклюзивный маяк: единство науки и практики» директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, заведующий лабораторией Центра развития инклюзивного образования РАО, доктор педагогических наук Юлия Олеговна Филатова выступила с докладом «Современное научное знание о нарушениях речевого развития у детей». Профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук Наталия Викторовна Микляева представила на секции «Открытое образовательное пространство для детей с ОВЗ» сообщение «Игропанорама: эргономика кабинета учителя-дефектолога и организации цифровой образовательной среды». В работе секции «Векторы модернизации инклюзивного образования» приняли участие Татьяна Борисовна Филичева и Татьяна Володаровна Туманова с докладом «Преемственность в персонализированной диагностике детей с нарушениями речи и коммуникации».
В заключительной части Конференции по итогам обсуждения была сформирована резолюция, конкретизирующая нормативную базу в отношении условий и содержания инклюзивного образования и содействующая созданию научно-обоснованной комплексной модели психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в системе непрерывного образования.
В работе Конференции приняли активное участие студенты факультета начального образования Института детства, профиль «Начальное образование и специальная педагогика (инклюзивное образование)» (группы БОН35-НСП1905, БОН35-НСП1906).
При подготовке новости
использованы материалы РАО