Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Школы для кочевников: полевые дневники этнографа»: первое заседание киноклуба Института детства

Институт детства (новости)

 

 

 

 

4 марта в Институте детства прошло первое заседание киноклуба – нового проекта кафедры психологической антропологи.
На это мероприятие пришли студенты Института детства, сотрудники кафедры психологической антропологии, учащиеся колледжа предпринимательства № 11, школьники Лицея № 1553 им В.И. Вернадского, а также все желающие заинтересованные молодые специалисты.
О школах-автобусах, школах-лодках, о школах, которые перевозят на полозьях по снегу, о том, что учат на уроках географии маленькие кочевники, далёких экспедициях и «настоящих людях» (самоназвание ненцев) участники первой встречи узнали от этнографа Александры Терёхиной и археолога Александра Волковицкого: они делились результатами своих экспедиционных наблюдений и опытом работы в области визуальной антропологии.
За короткое время встречи гости сумели не только рассказать о Севере, но и перенести нас в пространство его звуков, голосов, к радостям и бедам там живущих. Это был серьёзный научный доклад и рассказ-приключение одновременно. Лекция «Школы для кочевников: полевые дневники этнографа» с просмотром видеоработ, сделанных во время экспедиции на Таймыр, в рамках киноклуба задумывалась как способ обсудить круг вопросов, находящихся на стыке педагогики и социальной антропологии.
Александра и Александр отвечали на множество вопросов обстоятельно и подробно: об учебниках, об интернатах, роли русского языка, отношениях с администрацией района. А потом так же спокойно, как о само собой разумеющемся – о 50-градусных морозах, о камере, которая перестаёт работать на морозе уже спустя 20 минут.
Когда говорят об «антропологичности» видеоработ, в это понятие обычно вкладывают желание режиссёра всё точно зафиксировать, рационально объяснить, связать с определённой социальной функцией. Что, безусловно, верно. Но «антропологичность» – это ещё и бережное погружение в изучаемую культуру, и выбор между приобретением знания и этикой. В этом смысле показанные видеозарисовки могут быть примером работы с камерой для наших студентов.
Даже после нескольких часов рассказов, долгих разговоров на кафедре после общего обсуждения с Александром и Александрой было жаль расставаться. Встреча всё ещё кажется незавершённой: очень много мыслей, которыми хочется поделиться, очень много вопросов, которые хочется задать.
Встреча в рамках нашего киноклуба прошла накануне начала масштабного проекта: 10 марта наши гости отправятся на Ямал, где будут в течение года кочевать с семьёй ненцев-оленеводов по тундре (от южных берегов полуострова до Карского моря). Возвращение в город запланировано на весну 2016 г.
Среди задач проекта:
1. Провести комплексное исследование культуры арктических оленеводов XXI века в течение годового цикла кочевания.
2. Создать уникальный информационный ресурс – сайт экспедиции, на котором участники весь год будут вести он-лайн дневник с фотографиями и видео, а любой посетитель сможет наблюдать за повседневной жизнью оленеводов.
3. Организовать кочевой детский сад: исследователи будут готовить маленьких тундровиков к школе, апробируя различные методики.

Институт детства приглашает следить за ходом проекта на сайте в группах В Контакте и Facebook.

Мы надеемся, что Александра и Александру увидим снова на встрече киноклуба следующей весной с новыми полевыми дневниками!

За новыми встречами киноклуба можно следить в группах социальных сетей: В Контакте и Facebook.

Напоминаем, что киноклуб является проектом, открытым для совместного творчества и предложений. Мы будем рады любым откликам и замечаниям. По всем вопросам можно обращаться к куратору встреч Нине Ивановне Антоновой: ni.antonova@mpgu.edu

 

ABDsxOcLKpk -avlSDquCQE g1jIpqXZbGQ Oszo279eE9I PNQUtSxRWIc x92Di9fUdK8 ysU9y67J-_g  киноклуб-4

киноклуб-1

 

Фото: А.С. Обухова

06 / 03 / 2015

Показать обсуждение

Обсуждение

Anna Kussmaul, 07 / 03 / 2015 в 22:07

Какие прекрасные лица у детей.