Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Университетские субботы. Проектирование профессионального будущего: новые территории

Университетские субботы (новости)

Молодежный форум в формате игрового медиагерменевтического тренинга был проведен доцентом кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой совместно с командой Герменевтического клуба.

Тема проектирования профессии будущего оказалась достаточно актуальной, что позволило собрать более 40 заинтересованных участников, среди которых оказались и школьники, и студенты, и магистранты, и учителя.

Работа строилась, как и положено, в три такта. Установочный доклад воссоздавал проблемное поле, и на основе анализа ситуации развития мира профессий и ярких образов создавал условия для постановки, и осмысления наиболее важных вопросов и парадоксов. На втором такте фокус-группы под руководством ведущих (Марии Золотовой и Виталия Минаева, Насти Гудковой и Романа Фанаскова, Кирилла Березы и Рауфа Ахмирова) в совместном усилии в контексте разных культурных образцов искали идеи и творческие формы для ответа на такие сложны вопрос как «Чему следует учиться в век искусственного интеллекта, чтобы им управлять?», Как преодолеть сегодняшний день и выйти в проектную позицию?», «Как создать творческую общность, создающей условия для полноценного развития личности?» На третьем такте каждая из групп в ярких образах представила свои размышления, в процессе обсуждения которых прояснились многие проблемы и одновременно оформились новые вопросы и парадоксы. Многие их участников даже после официального закрытия форума продолжали обсуждать с ведущими тему проектирования профессий будущего. Событие получилось многогранным, запоминающимся, ярким и позволило практически каждому сделать собственные открытия, о чем свидетельствуют отклики, приведенные ниже.

 

2 марта 2019 года я приняла участие в молодежном форуме “Проектирование профессии будущего: новые технологии” в качестве сопровождающего учащихся старших классов. Форум проходил в МГПУ под руководством доцента кафедры психологической антропологии МПГУ Натальи Борисовны Ковалевой. По профессии я психолог, а также классный руководитель 10,11 класса, работаю в православной классической гимназии “Радонеж”. Тема определения дальнейшего жизненного пути очень важна для старшеклассников. Как сделать правильный выбор, как понять самого себя, оценить свои способности и сопоставить их с реальными возможностями и запросами современного общества, ответы на эти вопросы ищет практически каждый молодой человек. Кроме того, выбирая будущую профессию, юноши и девушки совершают свой ценностный выбор, зачастую даже не задумываясь об этом. Участие в форуме дало старшеклассникам возможность разобраться в некоторых аспектах выбора дальнейшего жизненного пути. Произошло погружение ребят в смысловое поле, которое позволило увидеть ситуацию выбора профессии в многогранном ракурсе. Интерактивная форма проведения встречи помогла участникам эффективно взаимодействовать с организаторами, а также друг с другом. Мастерство ведущих удерживало активное внимание ребят, их интерес к теме на протяжении нескольких часов до самого завершения встречи.

Наталья Борисовна предложила старшеклассникам проанализировать ситуацию на рынке труда в современном мире и задуматься над тем, что ожидает нас в недалеком будущем. 21 век стал эпохой стремительно развивающихся цифровых технологий, компьютеризации и замещения труда человека более эффективным трудом роботов. За последние 20 лет был упразднен целый ряд профессий, появились новые специальности, в обществе возник спрос на специалистов в этих новых областях. Вытеснение человека техникой из многих сфер деятельности стало реальностью, а не плодом воображения ученого-фантаста. Важно своевременно понять, какие же специальности останутся доступными для людей в ближайшие десятилетия. Для того, чтобы успешно реализовать себя в будущем, необходимо научиться в настоящем времени просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.

Во время занятия ребятам предстояло найти ответы на очень важные вопросы. Что из себя представляет личность человека и что такое уникальное есть в самом человеке, чего никогда не сможет воплотить в себе самая совершенная машина? В каких областях компьютерные технологии никогда не смогут заменить человека? Во время работы в кафедры психологической антропологии Института детства и членами команды Герменевтического клуба МПГУ попытались смоделировать ситуации, которые наглядным образом смогли бы продемонстрировать различия между искусственным интеллектом и живым человеком. Это задание стало своеобразном ключом, ответом на вышеперечисленные вопросы. Каждая группа инсценировала конкретную ситуацию и продемонстрировала ее позже на общем собрании. Аудитория должна была осмыслить и обсудить увиденное. В завершении мероприятия ребята снова разошлись по группам на рефлексию. Время пролетело незаметно, после завершения форума мои старшеклассники не захотели расходиться по домам, выразили желание дополнительно пообщаться с ведущими мероприятия. Темы, затронутые на форуме, вызвали живой интерес у молодежи, а также и у взрослых людей. Я выражаю благодарность Наталье Борисовне за организацию и проведение форума. Эта встреча расширила представление участников о том, как нужно сознательно делать выбор профессии. Дала широкую пищу для размышлений, помогла найти ответы на важные вопросы, а также позволила заглянуть глубоко внутрь себя самого.

(Ольга Борисовна Рыжова, педагог-психолог)

 

Второго марта 2019 года состоялась конференция на тему “Проектирование профессионального будущего: новые территории!” под руководством Ковалёвой Натальи Борисовны. Она проходила в стенах Московского Педагогического Государственного Университета. Конференцию посетили как школьники, так студенты с преподавателями.

С первого взгляда может показаться, что тема подходит не всем, но это не так, мы говорили о профессиях в глобальном смысле, связывая всё с новыми технологиями.

Мало кто знает, что развитие технологий достигло колоссального уровня. Как же это связано с профессиями? Существует риск, что роботы смогут вытеснить человеческий труд. Лично я до этого дня не задумывалась об этой проблеме, я не знала весь масштаб и совсем этим не интересовалась. Я была очень рада что к концу мероприятия нам общими усилиями удалось хоть немного приблизиться к ответу на вопрос “так чем же человек будет лучше машин?”.

То, что эта тема поднимается даёт нам большую надежду на то, что мир не будет “захвачен” техникой. Да, безусловно новые технологии могут упростить жизнь, но они никогда не смогут заменить всё то живое, что есть в человеке.

Сама постановка и вид работы с этой темой лучший для разбора глобальных проблем современности. Коллективный разум становится намного сильнее, тем более под руководством герменевтов!

(Мария Тертерян, студентка МПГУ)

 

Меня приятно удивляет близость тем, выбранных в двух тренингах, в которых я смогла поучаствовать, с проблемами и вопросами, которые я задаю иногда себе сама. Благодаря этому само обсуждение для меня имеет более личный характер и я продолжаю развивать мысль, завершенную в стенах кабинета, ещё долгое время.
Сравнивая два мероприятия, я чувствую недосказанность в окончании второго. В разборе “Прибытия” имели большое значение последние действия групп, их объединение и поиск более правильного ответа, а затем действия “Йена”, взявшего на руки девочку, что завершало поставленную проблему. В этот раз не хватило времени на разбор ответа, который бы достаточно глубоко и многосторонне отражал мнение каждого и все пришедшие в голову мысли. После показа сценки у меня возникло ощущение, что поставленная нами метафора понята слишком просто, и мне не хватило объединения групп, чтобы это исправить. Мысли, которые не оставляют меня до сих пор, принадлежали одному из участников нашей группы, а также были высказаны во время рефлексии. Действительно ли человек, прогрессируя и развивая технологии, сам исключил себя из трудового процесса? В чем еще разница между искусственным интеллектом и человеком, и есть ли хоть какое-то дело, в котором человек может быть лучше? Эти вопросы, смешиваясь с моими личными переживаниями и полученной информацией, образуют самый главный вопрос:
“Какой вклад в человеческое начало могу принести конкретно я?”

(Петрова Александра, ученица 11 класса)

 

В эту субботу 2 марта в МПГУ проходил форум для студентов и школьников “Проектирование профессионального будущего: новые территории” под руководством Натальи Борисовны Ковалевой и ее команды. Я не первый раз принимала участие в таком виде встреч и очень ждала этого события! Мои ожидания были полностью оправданы: я получила новые знания, познакомилась с интересными людьми и проделала большую работу со своей командой. Но обо всем по порядку. На вводной части перед нами был поставлен вопрос, который, как мне кажется, особо остро встает перед людьми в настоящее время: какими качествами должен обладать человек, чтобы не быть “брошенным за борт” в стремительно развивающемся мире, что нужно делать, чтобы тебя не заменили роботы? Ведь уже сейчас роботы заменяют людей в очень многих профессиях от бариста до хирургов. Над этим вопросом мы думали уже поделившись на группы. Ведущими моей группы были Виталий и Маша, они очень быстро вовлекли нас в обсуждение, и работа закипела. Мы довольно слажено трудились, смеялись, иногда начинали спорить, ведь мнение у каждого свое и это так прекрасно. Когда пришло время собрать все наши мысли и разработать конечный продукт: постановку, рисунок, то каждый вложил в нее свою часть и, на мой взгляд, у нас получилось очень здорово! Настоящая командная работа. Идея нашей сценки мне очень близка, мы отразили как важно командной работе, чтобы каждый имел свою собственную цель и общую, важно помогать друг другу, слушать, не бояться предлагать что-то новое. Я очень довольна прошедшей встречей. На мой взгляд, мне удалось сделать свой шаг развития! 

(Елена Бажукова, студентка МПГУ)

 

Часто ли мы задумываемся над тем, кем бы мы хотели стать в будущем? Будет ли что-то новое, или придется выбирать из того, что есть? Именно над этими и еще другими вопросами мы размышляли 2 марта в стенах Московского педагогического государственного университета.  Молодежный форум «Проектирование профессионального будущего: новые территории» был настоящим открытием как для школьников, так и для студентов. Просматривая видеоролики, складывалось впечатление, что через несколько лет человеческий труд будет не нужен, так как есть отличная замены «нам». Однако, после обсуждения, под руководством Натальи Борисовны Ковалевой и командой Герменевтического клуба, мы распределились на группы, где проходило более углубленное обсуждение. В процессе командной работы мы разбирали сложные тексты, видео и пытались понять: «Как человек может спроектировать свой путь?». После каждого такого события ты выходишь с новыми мыслями и идеями.

(Дания Фатихова, студентка МПГУ)

 

— Форум 2 марта открыл для меня новые мысли по поводу будущего. Я впервые так серьезно задумалась над тем, что дают человеку и, что отбирают у человека роботы. На работах в группе мы обсуждали чем человек отличается от компьютера, и пытались ответить на вопрос: что есть у человека и чего нет у машины? и почему они не смогут до конца заменить человека? То, что у робота нет и не будет эмоций, это многие знают, они могут лишь копировать их, но никогда не смогут понять почему возникает эта эмоция. А главное открытие для меня было то, что машина, несмотря на все расчеты, никогда не сможет просчитать будущее. Она ограничена алгоритмами, а значит никогда не сможет быть свободной как человек, вот в чем главное открытие для меня.

(Сидорова Вера, студентка МПГУ)

 

— Благодарю организаторов молодёжного форума “Профессии будущего: новые территории” и доцента кафедры психологической антропологии Ковалёву Наталью Борисовну за интересное мероприятие, которое помогло мне по-новому взглянуть на выбор будущей профессии. Я смогла стать активной участницей обсуждения вопроса, который выпал нашей подгруппе. Понравилась доброжелательная атмосфера и помощь студентов. Виталий и Маша помогли нам познакомиться друг с другом с помощью карточек из игры “Диксит” и игры с воображением на определенную тематику. С помощью игры “Снежный ком” мы легко запомнили имена друг друга. Я чувствовала себя спокойно и уверенно. Мне понравилось участвовать в инсценированиии любопытно смотреть на выступления других команд. И ещё запомнился мультфильм “Пропасть”, обсуждая который мы поняли сложные идеи философов и самое главное – то, почему так важна общность в современном мире.

(Бажукова Света, ученица 9 класса)

 

— Хотела поблагодарить ребят за проведённый тренинг. На нем мы раскрыли определенные проблемы нашего времени. цель: обратить внимание на некоторые вопросы, раскрыть, обсудить и уйти домой с новыми мыслями и ПРАВИЛЬНЫМИ вопросами в голове. мне очень понравилась работа в команде со студентами, ведь именно там я получила новые мысли, которые помогут мне в будущем.  мы с ребятами обсуждали вопросы, которые задавали философы и дискуссировали на определенные темы. В конце придумывали и показывали сценку, которая помогла бы догадаться другим об обсуждаемой проблеме. в итоге, думаю, все ребята, которые посетили данный тренинг ушли с новыми эмоциями, вопросами и с непустой головой, соответственно цель самого тренинга была достигнута. 

Ещё раз выражу свою благодарность всем участникам, педагогам и студентам 

Все было очень хорошо организованно, познавательно и ярко!

(Багина Люба, ученица 9 класса)

 

— Вчера мне удалось побывать на тренинге в МПГУ. Мне все понравилось. Я раскрывала для себя тему про искусственный интеллект. В группе мы очень много обсуждали это,но, к сожалению, у нас не было достаточно времени, чтобы раскрыть тему до конца. Мне также было интересно слушать ответы на вопросы других ребят. Благодаря этому, я нашла ответы на интересующие меня вопросы. После проделанной работы мы начали обсуждать итог всего –и это усилило мои эмоции. Вчерашним тренингом я открыла для себя что-то новое. Спасибо организаторам!

(Гудкова Лиза, ученица 9 класса)

 

— Благодарю за форум “Проектирование профессии будущего”, было очень интересно! Поражает масштабность (обширность) проблемы, поражает ещё и потому, пришлось столкнуться с новой постановкой вопросов и ракурсами, которые сложно осмыслить. По крайней мере, у меня осталось много тем для размышления. Хочу отметить также работу наших ведущих – Кирилл и Рауф просто “излучали” энергию и заряжали нас ей.  В итоге не новая для меня проблема машинизации будущего предстала передо мной в новом свете. Большое спасибо!

(Федор Агафонов, ученик 10 класса)

 

— 02.03.2019 года в Институте Детства мне довелось побывать молодежном форуме ” Проектирование профессии будущего: новые территории”. Мероприятие было организовано доцентом кафедры психологической антропологии Ковалёвой Натальей Борисовной и руководимым ей Герменевтическим клубом МПГУ. Молодежь имела возможность поразмышлять о том, какие профессии могут быть самыми востребованными в недалеком будущем. Был показан интересный фильм на эту тему.

Участники форума работали в группах над поставленными вопросами. Подготовили мини-сценки на свою тему и выступили перед всеми присутствующими с возможностью обсудить. Было интересно слушать мнение ребят ” что видели?”, “что хотели показать?”, “Какой смысл был вложен в то или иное действие?”, “Удалось или нет воплотить задуманное?” именно в процессе этих обсуждений у участников и появлялись новые мысли и ответы на вопросы. Большое спасибо организаторам! Было очень интересно!

(Бажукова Г.М., родитель)

 

— В прошлую субботу мне удалось поучаствовать в молодежном форуме “Проектирование профессионального будущего: новые территории”. Это уже второе мероприятие в МПГУ, которое я посещаю и которое проходит под руководством Натальи Борисовны. Поражает масштаб, содержательность, яркость и удивительная творческая атмосфера, позволяющая думать, рассуждать, искать творческие ответы всем участникам, независимо от статуса и возраста. Конечно этому помогают авторские технологии и особая подготовка команды ведущих – участников Герменевтического клуба МПГУ. Форум имеет три такта:

– увлекательную вводную, на которой приводятся впечатляющие данные, ярко очерчивается проблема и ставятся актуальные вопросы;

– групповую работу, на которой студенты работают вместе с учениками в опоре на интересные материалы, разминки, активизирующие творческое мышление, и совместные усилия по созданию художественного выражения появившихся идей;

– форум, на котором группы представляют свои творческие ответы на выбранные и вопросы с последующим обсуждением всеми участниками и некоторыми выводами от ведущих. В итоге появляются яркие идеи, предъявленные в формате сценок, но обретающие форму серьезных размышлений в результате обсуждения всеми участниками форума. Я для себя также по-новому увидела проблему роботизации и возможности разговора об этом с учениками в школе. Но более всего меня поразила совместная работа учащихся и студентов, их включенность, уровень рассуждений, готовность серьезно работать, желание продолжить размышление уже после окончания основной работы. Хочется особым образом поблагодарить за это Н.Б. Ковалеву, пожелать дальнейших успехов ее команде и выразить надежду, что удастся перенести хотя бы частичку этих технологий в школу.

(А.Ю. Кирюхина, учитель математики)

 

Мне представился случай стать частью этого проекта, не только как наблюдающего, но и как участника одной из групп, на которые мы разбились. Заданием нашей группы было понять, чем же отличается человек от компьютера. Поднимая разные вопросы, и, рассматривая ситуации, мы всё же определили, что у компьютера всегда есть рамки, и он действует только в диапазоне своих расчётов, а человек, в отличии от компьютера, имеет систему ценностей, посредством которой может выходить за рамки расчётов и рисковать: потому, то, что и компьютер, и здравый смысл считает невозможным, творческий человек, переживая и понимая необходимость риска, делает возможным.

(Анастасия, магистрантка МПГУ)

 

— 2 марта в рамках университетских суббот прошел молодежный форум “Проектирование профессионального будущего: новые территории”
Активно поднимались вопросы профессий будущего, к чему важно быть готовым и как можно и нужно начинать готовиться прямо сейчас. Были подобраны интересные образцы, раскрывающие реалии технического прогресса наших дней, что, безусловно, оказало сильное впечатление на участников. Работа происходила в трех группах, каждая из которых работала над своим фокусом. Мне посчастливилось быть участником группы, центральной темой которой была “Общность как источник профессионального и личностного развития”. На основе отрывков из Ясперса и Флоренского мы смогли более подробно разобраться в понятиях “общность” и “нивелирование”, а в ярком образце “Пропасть” наглядно увидеть, как общность влияет на становление личности. Данная короткометражка отозвалась у каждого из участников нашей группы. Завершающим этапом нашего форума стал ответ в творческой форме на актуальные вопросы в процессе работы в группе. Эта часть наиболее интересная, так как важно понять, какую основную мысль хотела донести другая группа. Часто в процессе восстановления и обсуждения сценки “рождается” много разных идей среди остальных участников, что оказывается интересным и новым взглядом на основной фокус группы, с которым они работали в течение нескольких часов. Отдельное спасибо ведущим Минаеву Виталию и Золотовой Марии за их продуктивную работу, интересные образцы и хорошее настроение!

(Лида Хилик, студентка МПГУ)

 

— Вот я вновь посетил Москву, а если быть несколько точнее, форум “Профессиональное проектирование будущего: новые территории”, который прошел в стенах МПГУ. На форуме были молодые школьники (не совсем помню какие классы) и студенты, что может говорить о актуальности этой темы для сегодняшней молодежи и что, разумеется, не может не радовать меня, студента-психолога, только входящего в процессы, связанные с образованием и его различными формами. Если рассматривать оформление самого события, то, несомненно, я думаю, что эта сторона организации была выполнена с должной степенью качества. Но, конечно же, находясь на таких событиях, обязательно нужно обращать внимание на содержательную сторону, так как именно это нам и позволяет расти. Работа в группах велась интенсивно, почти все участники включались в общий процесс размышлений над темой, которая, кстати сказать, называлась “чему стоит учиться человеку в эпоху стремительного развития ИИ”, не обошлось и без ряда инсайтов, в том числе и у меня. Один из них состоит в том, что в ситуациях интеллектуальной усталости и истощенности необходимо пересиливать себя, вместе с тем сознавая свою в этом необходимость. В этом, однако, и заключается наша свобода — сознавая необходимость, осуществлять действие, рывок к пониманию. Я бесконечно благодарен Наталье Борисовне Ковалевой за то, что она пригласила меня на форум, и МПГУ, который выступил место для этого события.

(Александр Метелкин, студент ЛГУ им А.С. Пушкина)

 

— Молодёжный форум “Проектирование профессионального будущего: новые территории” Выход из зоны комфорта, выход за рамки своих представлений. Вот что происходит со мной на форумах и конференциях, которые организовывает Наталья Борисовна Ковалёва и её замечательная команда!  Каждый раз я выхожу с огромным количеством мыслей, целей и вопросов к себе. Как в профессиональном плане (Куда двигаться? Что я хочу от своего будущего дела? И что я делаю для того, чтобы мои цели осуществились?), так и в личностной сфере? (Например, на форуме нас спросили: а что нужно такого сохранить или “вырастить в себе” человеку, чтобы в век технологий, быть “выше” машин, быть готовым управлять искусственным интеллектом?) Когда ты участвуешь в таком событии, где тебя ждут, готовы творить и создавать с тобой что-то новое и интересное, это невероятно ценно! Да, ты устаёшь. Но в то же время ты настолько переполнен энергией, которой заряжают тебя люди вокруг! Не перестану благодарить герменевтическую команду за эти чувства и эмоции!

(Даша Леонова, студентка МПГУ)

 

04 / 03 / 2019

Показать обсуждение

Обсуждение

Анна, 06 / 03 / 2019 в 11:22

в субботу был проведен молодежный форум, в котором обсуждалась очень важная проблема – профориентация, проектирование будущего и своего места в нем. Было полезно посмотреть видеоролик о надвигающейся роботизации и механизации всех отраслей, сфер занятости, которые только можно. после просмотра были заданы вопросы из зала, а так же возникло очень много в голове. Как же так? на самом ли деле даже творчество – достояние человечества, дар, который может созидать не каждый – способна создавать машина, которой не присуще чувство, эмоция, а только пародия на чувство? может быть это и будет пародия на искусство. А профессии. какие тогда профессии выбирать, чтобы не остаться замененными роботами и ненужными для общества? Что делать будущим поколениям? после того, как я попала в секцию, мы начали обсуждать, работать с этой проблемой. понятно стало точно – машина не сможет заменить чувства. пока мы знаем, что такое живое общение, контакт, мы не подвластны движению механизации всего вокруг. Человеку нужен человек. Так создана наша психика, я думаю, что этот аспект не сможет задействовать механизм. есть множество положительных моментов в роботизации различных сфер – экономия времени, доступность информации, безопасность, развитие. однако все, что есть в роботах, создал человек. а значит, он в состоянии влиять. то, что происходит сегодня, должно научить нас, напомнить о том, что необходимо помнить о человечности, о чувствах, и о том, что пока существуют ресурсы и цели для развития, необходимо развиваться и выходить за рамки возможного. только а основе этого общество сможет расти.