Концепция кафедры
Кафедра психологии развития была основана в 1988 г. Создание кафедры психологии развития на факультете педагогики и психологии – органичное структурное образование для факультета, готовящего специалистов в области психологии.
Создание кафедры было вызвано необходимостью теоретического обоснования и научно-практического обеспечения профессионального образования, а также воспитания и развития личности студентов.
Кафедра существенно развивается в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», исходя из следующих теоретических позиций: личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность, её самосознание и внутренняя позиция опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования уникальной внутренней позиции личности. Концепция воспитания и развития личности строится, прежде всего, на признании диалектического единства трех факторов: 1 – предпосылок развития (генотипа, врожденных особенностей человека); 2 – социальных условий; 3 – внутренней позиции самого человека.
Согласно концепции В.С. Мухиной человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир; природа; образно-знаковые системы; социально-нормативное пространство. Все реалии определяют развитие личности, ее бытие и ее внутреннюю позицию.
Исходя из того концептуального положения, что самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций, кафедра берет на себя ответственность поднимать культурный, нравственный и профессиональный уровень студентов, бакалавров, магистрантов. Обучение направленно на ориентацию в проблемах самосознания в их культурном, этническом, конфессиональном контекстах, на ориентацию в условиях бытия и развития личности и других, немало важных аспектов.
Кафедра психологии развития ориентирована на подготовку профессионалов для работы:
- в университетах и НИИ страны в качестве преподавателей и исследователей;
- в сфере науки по специальностям: 19.00.01. – «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13. – «Психология развития. Акмеология» и другим смежным областям психологии. Силами руководителя кафедры В.С. Мухиной был создан диссертационный совет Д 212 154 12 при МПГУ. Совет выпускает кандидатские и докторские диссертации;
- в психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, учебных центрах и других организациях, заинтересованных в психологическом сопровождении и развитии личности на всех этапах онтогенеза.
Цель кафедры – формирование представлений у обучающихся о многообразии составляющих психического развития на разных этапах онтогенеза как условия рождения личностного начала в человеке. Научная и гражданская позиция кафедры: быть личностью – значит, прежде всего, хотеть и уметь брать ответственность за себя, за окружающих, за Отечество, и за все человечество. Быть личностью – значит понимать ценность послушания идисциплинированности. Быть личностью – значит свободно осуществлять свой выбор ценностей Великого идеополя общественного сознания, в мире социальных отношений.
Сверхзадачи кафедры
I. Для студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов
- дать обучающимся представление о предтечах исторического движения человека к пониманию себя как личности; о разнообразии возможных путей развития человека как личности в разных цивилизациях, в разных социальных условиях; о феноменологической глубинной потребности человека быть личностью, возникающей при многообразии существующих идеологий (философии, науках, религиях), но не во всех цивилизациях;
- создать у обучающихся установку на усвоение знаний и их перенос не только в базис профессии на собственную научную и практическую деятельность, но и на сущностные ориентиры для развития собственной личности;
- сформировать у обучающихся потребность в непрерывном развитии себя как профессионального психолога, как ученого и как личности, готовой отвечать за себя, за окружающих и за мир в целом.
II. Для сотрудников кафедры
- названные выше задачи на глубинном уровне научной и личностной рефлексии;
- ставить в основу каждого базового курса методологические ориентиры, выстроенные в истории отечественной философии и науки;
- при построении исследования исходить из методологических основ, обоснованных в теоретической части конкретной работы;
- вступая в профессиональное общение (вопросы по содержанию доклада, статьи, монографии), необходимо уметь формулировать сущностные интеллектуальные посылы, соответствующие обсуждаемой проблеме;
- вступая в профессиональное общение, необходимо уметь включать позитивные эмоциональные посылы для установления деловых, продуктивных форм общения.
Сверхзадачи кафедры решаются: системным повышением квалификации преподавателей, развитием их в качестве ученых-исследователей; систематическими изданиями учебников, учебных пособий и монографий, среди которых можно выделить изданные в 2008 – 2014 годах и находящиеся в печати.
Преподаватели кафедры публикуют свои теоретические и исследовательские работы в журнале «Развитие личности», который входит в перечень ВАК, а также в других журналах, входящих в перечень ВАК: «Гуманизация образования», «Преподаватель XXI век», «Наука и школа», «Высшее образование в России», «Народное образование», «Вестник Московского городского педагогического университета. Серия педагогика и психология», «Известия Южного федерального университета», «Казанский педагогический журнал», «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», «Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова» и др.
Кафедра разрабатывает научную тему «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» по следующим фундаментальным и поисковым направлениям исследования:
- феноменология развития и бытия личности;
- методология психологических исследований;
- акмеология научного творчества;
- моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;
- развитие личности на всех этапах жизненного пути;
- личность в экстремальных условиях и в условиях депривации;
- личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;
- условия воспитания и развития личности;
- развитие внутренней позиции личности.
Основные области научных исследований кафедры: общая психология, психология личности, психология развития, возрастная психология, история психологии, этнопсихология, психологическое консультирование и сопровождение, психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях, акмеология. Обозначенные направления имеют выход в официальную психологию через публикации в текстах учебников, учебных пособий, монографий и научных статей.
Полученные результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодежью, взрослыми и пожилыми дают практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе психолога.
На кафедре специальное внимание уделяется организации и проведению практик обучающихся как важнейшей части профессиональной подготовки психолога. На базе кафедры создается Учебно-научный центр экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, ориентированный на создание дополнительных условий эффективного обучения специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов.
Заведующая кафедрой В.С. Мухина создатель и автор концепции журнала «Развитие личности», его бессменный главный редактор. В редакцию журнала входят сотрудники кафедры и ученики В.С. Мухиной. Журнал ориентирован на профессионалов науки и практики; на тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности.
Преподаваемые дисциплины
- Акмеология развития личности
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Введение в клиническую психологию
- Введение в пренатальную психологию
- Введение в профессию
- Введение в специальность
- Возрастно-психологический подход в консультировании
- Возрастно-психологическое консультирование
- Геронтопсихология
- Диагностика и психологическое сопровождение семей различного типа
- Дистантное консультирование
- Дифференциальная психология
- Драматургия человеческих отношений
- Зоопсихология
- Зоопсихология и сравнительная психология
- Индивидуальное консультирование
- История и философия науки (психология)
- История психологии
- История психологии развития
- Качественные и количественные методы исследования в психологии
- Клиническая психология
- Количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований
- Компьютерные технологии в психологии
- Консультативная психология
- Консультативные и тренинговые формы работы с детьми и подростками
- Консультирование по проблемам детско-родительских отношений
- Коррекция личностного развития в семье
- Кризисное консультирование
- Личностно-ориентированная работа в семье
- Личностно-ориентированное консультирование
- Личностно-ориентированный подход в семейном консультировании
- Медицинская психология
- Методика преподавания психологии
- Методологические и теоретические основы консультативной психологии
- Методологические основы психологии
- Методологические проблемы психологии
- Методологический семинар «Методология психологического консультирования и сопровождения»
- Методологический семинар «Методология развития и бытия личности: личностно-ориентированное консультирование»
- Методология и методы психологии
- Научные школы и теории в современной психологии
- Общая и экспериментальная психология (практикум)
- Общая психология
- Общая психотерапия
- Общий психологический практикум
- Основы возрастно-психологического консультирования
- Основы групповой работы с семьей
- Основы нейропсихологии
- Основы патопсихологии
- Основы психогенетики
- Основы психодиагностики
- Основы психологии семьи и семейного консультирования
- Основы психотерапии
- Основы тренингового взаимодействия
- Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы
- Парадигмы и концепции семейного консультирования
- Планирование теоретического и эмпирического исследования
- Практикум по возрастной психологии
- Практикум по групповому тренингу
- Практикум по личностно-ориентированному консультированию
- Практикум по психологическому консультированию
- Проблемы экспериментальной психологии развития
- Проектирование исследований в возрастной психологии и консультировании
- Психогенетика
- Психодиагностика
- Психологическая помощь
- Психологический практикум
- Психологическое консультирование
- Психология детско-родительских отношений
- Психология личности
- Психология развития и возрастная психология
- Психология развития личности
- Психология развития личности ребенка раннего возраста
- Психология развития личности в зрелом возрасте
- Психология развития личности в юношеском возрасте
- Психология развития личности ребенка дошкольного возраста
- Психология развития личности ребенка младшего школьного возраста
- Психология семейных отношений и развитие личности
- Психология семьи
- Психология человека
- Психолого-педагогические модели работы с семьей
- Психопатология развития
- Психопрофилактика зависимого поведения
- Психотерапия
- Психотерапия различных состояний у детей и подростков
- Развитие личности в условиях депривации
- Развитие психологических процессов в онтогенезе
- Роль семьи в развитии личности
- Семейная психотерапия
- Семейное консультирование
- Семейное консультирование: теория и практика
- Системная семейная терапия
- Современные модели семейного консультирования
- Специальная психология
- Статистические методы в психологии
- Теории развития в современной психологии
- Теория и практика психологической коррекции личности
- Тренинг консультативного взаимодействия
- Тренинг личностного роста
- Тренинг рефлексии
- Тренинг сензитивности
- Феноменология развития личности
- Экзистенциальный подход в консультировании
- Экспериментальная психология