Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Научная школа Горы П.В.

Основателем научной школы кафедры методики преподавания истории исторического факультета МПГУ можно считать Гору Петра Васильевича – заведующего кафедрой, а в дальнейшем и проректора института. Он родился в 1919 году, после окончания исторического факультета МПГИ им. В.И. Ленина с 1937 года работал учителем средней школы, затем директором московской школы.

Закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию, работал преподавателем МПГИ, затем стал заведовать кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права, которой руководил с 1958 по 1988 г. Он превратил кафедру в один из всесоюзных центров по подготовке специалистов по методике обучения истории. Кафедра занималась проблемой совершенствования методики преподавания истории и обществоведения в школе и вузе.

Под научным руководством профессора Горы П.В. защитили кандидатские диссертации 27 аспирантов, которые продолжили свою научно-педагогическую работу во всех уголках России. Сегодня это известные на всю страну ученые-методисты, среди них доктора наук М.В. Короткова, О.Ю. Стрелова и др. Так, многие идеи  П.В. Горы его бывшая аспирантка О.Ю. Стрелова развила и обогатила в учебнике для вузов «Теория и методика преподавания истории» (2003).

Профессор Гора П.В. опубликовал более 80 научных трудов. В них нашли отражение злободневные для своего времени проблемы: приемы и средства наглядного обучения истории, активизации познавательной деятельности учащихся, научно-обоснованная подготовка учителя к уроку, взаимодействие приемов преподавания и учения. Его книги «Повышение эффективности обучения истории в средней школе» и «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе» и сегодня остаются настольными книгами учителей и методистов.

В своих трудах он рассматривал такие проблемы, как активизация познавательной деятельности учащихся, развивающее обучение, познавательная активность, развитие  исторического мышления учащихся, классификация методов обучения, знания о способах познавательной деятельности, структурно-функциональный анализ урока и другие.

П.В. Гора поддерживал научные контакты с методистами из Западной Европы, участвовал неоднократно в научных конференциях. Тесные научные контакты сложились у него с НИИ содержания и методов обучения и выдающимися учеными лаборатории истории этого института:  Ф.П. Коровкиным, П.С. Лейбенгрубом, Н.Г. Дайри, Л.Н. Алексашкиной и др. Это люди высокой культуры, энциклопедических знаний, неисчерпаемого оптимизма, исключительного обаяния, постоянной требовательности к себе и благожелательного отношения к людям. П.В. Гора и сотрудники лаборатории внесли огромный вклад в методику преподавания истории, создав научную школу. Их наследием с поправкой на время пользуемся и сегодня.

Дело П.В. Горы с 1989 г. продолжил кандидат исторических наук, профессор Студеникин Михаил Тимофеевич. Он окончил исторический факультет (1968) и аспирантуру (1975) Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской. Идеи П.В. Горы были развиты в книгах «Методика преподавания истории в школе. Учебник для студентов высших учебных заведений» (2005); «Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательной школы» (2013). Эти книги заняли призовые места в конкурсе учебников МПГУ.

М.Т. Студеникин рассматривал проблемы, касающиеся методической системы обучения истории, методов преподавания истории, дидактических требованиях к уроку истории, методики итоговых и повторительно-обобщающих уроков, системы формирования фактических и понятийных знаний, путей и средств использования краеведческого материала на уроках истории. Эти  проблемы нашли отражение в книгах «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях» (2005); «Современные технологии преподавания истории в школе. (2006); «История России: 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений» (2004); «История России: 7 кл.: Учебник по истории в основной школе» (2004); «Становление и развитие школьного исторического образования в России 16 — начала 20 вв.». Монография. (2011); «Методика обучения истории в русской школе 19 — начала 20 вв. Монография. (В печати).

В 2011-2014 гг. М.Т. Студеникин реализовал исследовательский проект по проблеме «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающий разработку концепции и написание учебников для общеобразовательной школы «Основы светской этики» (4 и 5 классы). К учебникам были подготовлены и изданы школьные программы, методические пособия для учителей, рабочие тетради для учеников.

Идеи П.В. Горы находят отражение в трудах кандидата педагогических наук и доктора исторических наук, профессора Коротковой М.В. Она начала работу у нас в качестве  ассистента (1985), затем стала старшим преподавателем (1991), доцентом (1997) и профессором (2010). Область её научных интересов: методика преподавания истории, музейная педагогика, музейное дело и охрана памятников истории и культуры, история повседневности, история материальной культуры и быта.

Её перу принадлежит широкий круг публикаций: «История жилища» (2013); «Изучение повседневной культуры России в музее и школе (2013); «Семья, детство и образование в повседневной культуре московского дворянства ХV111 – первой половине Х1Х вв. (2009) «Традиции русского быта (2008); «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории (2003). Всего 49 книг, 183 научные статьи, в том числе 18 в журналах, рекомендованных ВАК РФ.