Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Научная деятельность

Фундаментальное научное направление кафедры – теория, история, методология медиа и медиаобразования.

В рамках общего фундаментального направления разрабатываются следующие научные темы.

Тематика исследований: 5.7.3.9 «Разработка способов и механизмов развития интеллектуально-творческого потенциала современного человека»

Научная тема: «Медиаобразование как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности в условиях цифровой информационно-коммуникационной среды»

Руководитель темы: Купцова Ирина Александровна, доктор культурологии, зав.кафедрой медиаобразования.

 

Тематика исследований: 5.7.5.1. «Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России»

Научная тема: «Научно-образовательная школа в профессиональном медиаобразовании: история и теория»

 

Тематика исследований: 5.7.2.1. «Научные основания развития системы воспитания в информационном обществе»

Научная тема: «Информационно-медийное сопровождение подготовки специалистов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления»

Руководитель темы: Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук

Научные конференции и семинары кафедры

Кафедра медиаобразования выступила соорганизатором Всероссийского научно-практического круглого стола молодых исследователей “Искусственный интеллект глазами молодежи: риски и перспективы”

28 февраля состоялся Всероссийский научно-практический круглый стол молодых ученых «Искусственный интеллект глазами молодежи: риски и перспективы».
Мероприятие было организовано с целью обсуждения актуальных вопросов, связанных с применением искусственного интеллекта в различных сферах деятельности.
Организаторы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, философский факультет.
Соорганизаторы круглого стола: Московский педагогический государственный университет, институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, философский факультет; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Магистранты кафедры медиаобразования, под руководством научных руководителей – зав.кафедрой И.А. Купцовой и доцентов Е.А. Бучкиной и Т.А. Чекалиной, приняли активное участие в работе круглого стола. С докладами на актуальные темы, связанные с применением искусственного интеллекта в медиасреде, выступили:
1. Бехметьев Д.Е., магистрант программы «Медиаобразование», доклад «Этические аспекты использования искусственного интеллекта в образовательных организациях высшего образования».
2. Звегинцев Ю.В., магистрант программы «Медиапедагогика», доклад «Нейросети и креатив».
3. Изюмов А.П., магистрант программы «Медиаобразование в социокультурной сфере», доклад «Академическая честность в эпоху искусственного интеллекта».
4. Капулер Д.А., магистрант программы «Медиаобразование в социокультурной сфере», доклад «Возрастные особенности использования искусственного интеллекта».
5. Степаненко К.В., магистрант программы «Медиаобразование в социокультурной сфере», доклад «Искусственный интеллект в психологической помощи: возможности и ограничения».
6. Тарасенко В.М., магистрант программы «Медиаобразование», доклад «Искусственный интеллект в медиаобразовании: инновационные подходы к адаптивным образовательным ресурсам для педагогов».
7. Ткачев В.В., магистрант программы «Медиаобразование в социокультурной сфере», доклад «ИИ в новых медиа: креатив или творчество без души?».
8. Цветков А.В, магистрант программы «Медиапедагогика», доклад «ИИ – первый шаг деградации человечества?».

В рамках круглого стола молодые учёные, специалисты и студенты обменялись опытом, обсудили проблемы и перспективы развития технологий искусственного интеллекта. Были затронуты вопросы этики, безопасности и правового регулирования в этой области. Участники мероприятия отметили важность обсуждения данных тем для формирования ответственного и осознанного подхода к использованию искусственного интеллекта.
Кафедра медиаобразования продолжит обсуждение обозначенных вопросов на научно-методическом семинаре, который состоится 6 марта, а также в рамках организации курсов повышения квалификации для педагогов, стартующих 10 марта.

Научно-методический семинар кафедры медиаобразования ИЖКМ «Информационно-медийное сопровождение подготовки специалистов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях и организациях отдыха и оздоровления детей» собрал специалистов из разных регионов России

18 декабря 2024 года состоялся научно-методический семинар доцента кафедры медиаобразования ИЖКМ, директора Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров (далее – ФКЦ), кандидата педагогических наук Натальи Юрьевны Лесконог. Среди участников семинара помимо магистрантов ИЖКМ, преподавателей МПГУ были участники, представляющие организации отдыха и оздоровления детей их разных регионов России: Москва, Московская, Орловская, Ульяновская, Челябинская, Тюменская области, Краснодарский край, республика Дагестан. Всего в семинаре приняли участие более 60 человек.

В рамках семинара был представлен опыт ФКЦ по освещению летней педагогической вожатской практики студентов МПГУ на сайте университета, а также в Телеграмм канале проекта «Всероссийская школа вожатых». Участники вебинара отметили интересный опыт визуального оформления информации для создания воспитывающей среды при проведении онлайн мероприятий для вожатых. Наталья Юрьевна демонстрировала страницу проекта «Всероссийская школа вожатых» сайта МПГУ и комментировала подходы к оформлению рубрик, банеров, новостей, связанных с подготовкой вожатых и формирующих их вкусы и отношение к делу.

Промежуточными результатами изучения информационно-медийного сопровождения подготовки вожатых поделились магистранты кафедры медиаобразования ИЖКМ Табакова Алена и Щегельский Ян, которые выполняют итоговые квалификационные работы по заказу ФКЦ. Магистранты представили интересный опыт ведения телеграмм канала проекта «Всероссийская школа вожатых», оформления постов и получили положительные отклики от участников семинара. 

 

Кафедра медиаобразования ИЖКМ 

Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров

Подведены итоги XV Международной научно-практической конференции «Медиаобразование: стратегии развития-2024»

5 и 6 декабря проходила юбилейная XV Международная научно-практическая конференция «Медиаобразование: стратегии развития-2024», которая собрала исследователей, ведущих экспертов и педагогов для обсуждения ключевых вопросов в области медиаобразования. Конференция была организована кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования.
На пленарном заседании свои доклады представили ученые и эксперты в области медиа из различных регионов России, так и наши коллеги поделились опытом Московского педагогического государственного университета в части подготовки специалистов для сферы медиаобразования.

Татьяна Николаевна Суминова, доктор философских наук, профессор МГИК представила доклад на тему «Медиаобразование как механизм формирования ценностно-смысловой матрицы гармонично развитой личности». В своем выступлении она акцентировала внимание на важности медиаобразования для формирования ценностей и смыслов у студентов, что способствует их гармоничному развитию.

Проректор по связям с общественностью, директор ИЖКиМ, доктор педагогических наук Татьяна Николаевна Владимирова выступила с докладом по теме «Методические стратегии в журналистском образовании: вызовы времени». Она выделила современные вызовы, с которыми сталкивается журналистика, и предложила новые методические подходы к обучению, которые успешно используются в МПГУ.

Галина Николаевна Трофимова, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой массовых коммуникаций РУДН в своем докладе «Интернациональное профессиональное студенческое объединение как новый формат культурно-просветительской деятельности в медиасреде» подчеркнула значение международного сотрудничества студентов в области медиа и поделилась богатым опытом и реальными кейсами по работе ПСО в различных направлениях (музыкально-литературное, патриотическое воспитание и др.).

Заведующая кафедрой философии, социологии и культурологии, доктор культурологии УрГПУ Наталья Алексеевна Симбирцева представила доклад «Культурологический подход в решении задач кинопедагогики: теории и практики», в котором отразила актуальность и богатый потенциал кинопедагогики, также поделилась опытом реализации данного подхода в своем вузе.

Ирина Викториновна Челышева, зав. кафедрой психолого-педагогического образования и медиакоммуникации, ведущий научный сотрудник, РГЭУ (РИНХ), кандидат педагогических наук, доцент, вице-президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации предложила к обсуждению доклад «Семейное воспитание на материале отечественных игровых фильмов», акцентируя внимание на роли кино в воспитании детей.

Марат Эдуардович Рогозянский, декан сценарного факультета Института кино и телевидения (ГИТР), кандидат педагогических наук, доцент представил тему «Мокьюментари как стилистическое направление киноискусства и средство манипуляции массовой аудиторией», в которой рассмотрел влияние этого жанра на восприятие информации массовой аудиторией.

Завершил пленарную часть конференции Иван Иванович Козлов, кандидат философских наук, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ с докладом на тему «Дискуссионный киноклуб как эффективная форма медиакоммуникаций», в котором подчеркнул важность обсуждений и взаимодействия зрителя с медиа. Спикер поделился опытом проведения таких встреч в МПГУ, которые находят живой эмоциональный отклик как у студентов, так и у организаторов данных мероприятий.

Далее работы конференции продолжилась на площадках шести секций.
1. Медиаобразование как средство формирования и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей (секция посвящается Году семьи) (Купцова И.А., доктор культурологии, заведующий кафедрой медиаобразования, МПГУ).
2. Современный обучающий медиаконтент: методики разработки содержания и технологии реализации (Чекалина Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиаобразования, МПГУ).
3. Медиаобразование в школе: от медиаграмотности к медиакомпетенциям (Мажура А.В., директор Дирекции креативных программ, старший преподаватель кафедры журналистики и медиакоммуникаций им. В.А. Славиной, куратор проекта «Медиакласс в московской школе», МПГУ).
4. Информационно-медийное сопровождение воспитательной работы: теория и практики (Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиаобразования, МПГУ).
5. Культурно-просветительская деятельность в медиасреде: традиционных форматов и творческий поиск новых методов работы (Бучкина Е.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры медиаобразования, МПГУ).
6. Кинопедагогика в структуре современного медиаобразования. (Козлов И.И., кандидат философских наук, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры, МПГУ; Плыгун Ю.И., старший преподаватель кафедры медиаобразования, МПГУ).

Работа всех секций прошла в режиме активных обсуждений представленных докладов, участники проявили высокую заинтересованность, задавали острые вопросы, ответы на которые вызывали продуктивную дискуссию.
Конференция «Медиаобразование: стратегии развития-2024» стала важной площадкой для обмена опытом и идеями среди специалистов в области медиаобразования, в которой приняло участие более 150 человек из разных регионов России, так и из зарубежных стран. Участники обсудили современные вызовы, методы и стратегии, способствующие развитию медиаграмотности и критического мышления у студентов, что является актуальным в условиях быстро меняющегося медиапространства.

По итогам конференции будет выпущен сборник с размещением в РИНЦ, в который в настоящий момент продолжается прием статей (до 20 декабря 2024г.).
Организаторы конференции благодарят всех спикеров за содержательные доклады, а участников – за проявленную активность. До встречи на XVI Международной научно-практической конференции «Медиаобразование: стратегии развития-2025»!

 

Текст: доцент Т.А.Чекалина

В ИЖКМ состоялась VII Открытая межвузовская научно-практическая онлайн-конференция молодых исследователей “Экология медиасреды”

18 и 19 апреля 2024 года в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ состоялась VII Открытая межвузовская научно-практическая онлайн-конференция молодых исследователей «Экология медиасреды», организованная кафедрой медиаобразования. Конференция собрала участников из разных регионов России: Москвы, Петрозаводска, Оренбурга, а также представителей других стран: Казахстана и Швеции.

В рамках пленарного заседания были подняты вопросы деструктивного контента в медиапространстве (Никишин В. Д., кандидат юридических наук, директор Института информационной и медиабезопасности, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий, руководитель Лаборатории информационной безопасности несовершеннолетних Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)), вопросы психологической безопасности личности в интернет-пространстве (Пучкова Е. Б., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет). На примере обучающего курса ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности для преподавателей вузов стран СНГ, предложена модель внедрения медиаграмотности в обучение студентов (Голубцова Т. А. руководитель Дома медиаграмотности Карагандинской области, Казахстан). Предложен пример формирования процессной модели профессионального самоопределения старшеклассников в современном информационном обществе (Тажмуратова А. А., директор АНО «Центр медиаграмотности», методист РМЦ дополнительного образования Оренбургской области Особое внимание было уделено потенциалу современного российского кино в образовательной и культурно-просветительской деятельности (Кочеляева Н. А., кандидат исторических наук, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова, эксперт Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ).

Руководителем секции «Медиавовлеченность, медиабезопасность, медиапрофессионализм: история и современность» являлась Фатеева Ирина Анатольевна – доктор филологических наук, профессор кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В рамках секции доклады были посвящены региональной специфике медиадеятельности педагога, механизмам формирования медиакультуры педагога и анализу использования медиа в образовательном процессе. Обсуждались вопросы оптимизации процессов обучения с учетом влияния медиакультуры, а также роль школьных медиацентров в профессиональной ориентации учащихся. Особое внимание было уделено проблемам медиабезопасности, в том числе использованию искусственного интеллекта в образовательном процессе, влиянию экономической повестки СМИ на снижение интернет-преступности и воздействию контента мужских журналов на подрастающее поколение. 

Руководителем секции «Технологии и практики коммуникации субъектов образовательной деятельности в социальных сетях и мессенджерах» являлась Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук доцент кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В рамках секции прозвучали 18 докладов. Тематика выступлений была многосторонней и интересной. Докладчики с увлечением рассказывали о своих исследованиях, о проведенной работе. Каждому докладчику были заданы вопросы, даны рекомендации и предложения по подготовке письменной версии выступления в виде статьи для публикации, а также для исследовательской части ВКР (для магистрантов кафедры). В чате конференции продолжалась коммуникация, обмен ссылками на материалы и полезные каналы и социальные сети.

Заседание секции «Культурно-просветительский опыт в медиасреде: возможности, угрозы, перспективы развития» проходило под руководством Бучкиной Елены Александровны, кандидата филологических наук, доцента кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В центре внимания оказались вопросы репрезентации и трансляции культурного наследия в медиасреде, методы, средства и технологии медиапедагогики, просветительская деятельность музеев и библиотек в цифровой среде, а также стратегии популяризация чтения с использованием различных онлайн-ресурсов и инструментов. 

Работа секций «Медиа, креативные индустрии и образование» и «Медиа и креативные индустрии глазами начинающих исследователей» проходила на базе ГБОУ Школа № 1347. Руководителем являлась Матюхина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры журналистики и медиакоммуникаций им. В. А. Славиной, Московский педагогический государственный университет. Участниками стали преподаватели, аспиранты, магистранты вузов, методисты Института развития профессионального образования Московского городского педагогического университета, учителя московских школ – участниц городского проекта «Медиакласс в московской школе». 

Хавренкова Ирина Юрьевна, куратор проекта «Креативная вертикаль», ГБОУ Школа №1347 была руководителем секции для школьников и обучающихся системы СПО. Участниками секции были ученики классов проекта «Медиакласс в московской школе» и учащиеся, которым интересна тема взаимосвязи медиа и креативных технологий и образования. Юные участники конференции представили друг другу проекты, выполненные в разных медиа форматах (анимационные и документальные фильмы, рекламные тексты и лонгриды), направленные на решение воспитательных и образовательных задач.

Всего в работе конференции приняли участие более 100 человек. Были намечены перспективы развития конференции, а также обсуждено содержание сборника материалов по ее итогам. Ожидается, что в следующем году география участников научно-практической конференции молодых ученых заметно возрастет и конференция обретет статус международной.

Кафедра медиаобразования

Феномен мокьюментари обсудили на научно-методическом семинаре кафедры медиаобразования

25 мая 2023 г. на кафедре медиаобразования прошел научно-методический семинар на тему «Изучение мокьюментари с целью анализа достоверности медиатекстов». Доцент кафедры, кандидат педагогических наук Марат Эдуардович Рогозянский рассказал о зарождении псевдодокументалистики в игровом кино, о развитии мокьюментари как феномена киноискусства и манипулятивной медиатехнологии, ответил на вопрос — почему направление псевдодокументального кино не получило широкого развития в отечественной кинематографии и прочие вопросы слушателей из МПГУ и других московских вузов. Аудитория ознакомилась с фрагментами наиболее значимых экранных произведений мокьюментари.

Запись семинара доступна по ссылке https://vk.com/video-211664187_456239046

Кафедра медиаобразования приняла участие в Международной конференции-сессии РАНХиГС

15-20 мая 2023 года в РАНХиГС проходит Международная конференц-сессия «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы», в ходе которой 19 мая состоялась научно-практическая конференция «Система подготовки кадров для организаций культуры, науки и образования». Заведующая кафедрой медиаобразования, доктор культурологии Ирина Александровна Купцова выступила с докладом на тему «Возможности информального образования в развитии профессиональных компетенций работников сферы культуры». Дискуссию вызвали тезисы о возможностях и рисках использования средств медиасреды как механизма профессионального развития личности.

Кафедра медиаобразования – на Всероссийском образовательном форуме

18 мая в легендарной 10 аудитории главного корпуса МПГУ состоялся круглый стол «Гражданское воспитание средствами искусства в российской школе». Это мероприятие проходило в рамках Всероссийского образовательного форума «Государственная ценностная политика в системе образования». Свой доклад на тему «Театральная и кинопедагогика в структуре гражданского воспитания: репрезентация наследия и формирование образа будущего» представила зав. кафедрой медиаобразования, доктор культурологии Ирина Александровна Купцова. Были представлены актуальные методики и технологии педагогики искусства, рассмотрены наиболее эффективные механизмы включения киноискусства и театральной деятельности в жизнь современной школы.

Кафедра медиаобразования – на международной конференции

Заведующая кафедрой медиаобразовния, доктор культурологии Ирина Александровна Купцова и ее аспирантка Во Тхи Хонг Зьеу приняли участие в IV Международной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов “Идентичность и коммуникация в условиях кризиса диалога культур”, которая состоялась в Московском государственном лингвистическом университете.

Ирина Александровна представила доклад на пленарном заседании, его тема: “Коды культуры как основание межкультурной коммуникации: проблемы репрезентации и интерпретации”, а Хонг Зьеу стала участницей одной из секций конференции, выступив с темой “Проблема идентичности гастрономической культуры Вьетнама в глобализирующемся мире: вызовы и возможности”. Оба выступления вызвали интерес и продолжительную дискуссию.

Профессор кафедры медиаобразования Ирина Фатеева и ее аспирант Александр Гаврилов приняли участие в Международной научной конференции УрФУ

Ежегодная научно-практическая конференция журналистского профиля в Уральском Федеральном университете им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина проводилась в два дня: 20 апреля состоялись Студенческие научные чтения «Теория журналистики: от традиционного  газетоведения к современному медиазнанию», а на следующий день ученые, преподаватели и аспиранты из разных городов и стран выступали там  с докладами в рамках форума «Медиа как фактор адаптации человека к социальным, экономическим и политическим изменениям».

Профессор МПГУ Ирина Фатеева неожиданно для себя оказалась участником обеих конференций. О том, как это произошло, она рассказала следующее.

– Я заявлялась, естественно, только на «взрослое» мероприятие, причем в соавторстве с Александром Гавриловым, который под моим руководством работает над диссертацией, посвященной творчеству М.Ю. Левидова. Но уже после подачи заявки и высылки тезисов мне позвонил организатор Студенческих научных чтений доцент УрФУ Рафаил Исхаков и попросил выступить еще и на них, в пленарном заседании. Объяснил, что в этом году Чтения преподаватели Департамента журналистики посвятили эволюции науки о медиа в стране и прямо в их название поместили слово «газетоведение». Надо сказать, что такое внимание к отечественным газетоведам проявлено впервые за период с 1941 года. Конечно, я не смогла остаться безучастной к такой инициативе (поскольку в последнее десятилетие активно занимаюсь исследованием и коммеморацией этого несправедливо забытого научного направления) и согласилась стать докладчиком по предложенной теме («Per aspera ad astra: исторические судьбы российского газетоведения»). А что касается второго доклада («Михаил Левидов (1891–1942) как журналист и преподаватель»), то его озвучивал Александр Гаврилов.

По итогам конференции подготовлен сборник авторских материалов.

Подведены итоги XIII международной научно-практической конференции “Медиаобразование: стратегии развития-2022”

В конце сентября в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования состоялась XIII международная научно-практическая конференция “Медиаобразование: стратегии развития-2022”, объединившая участников из разных регионов России и зарубежных стран. Основной фокус внимания – это актуальные проблемы медиаобразования на всех уровнях, стратегии дальнейшего развития медиапедагогики и эффективные методики повышения уровня медиаграмотности.

Традиционно конференция началась с пленарного заседания, в ходе которого выступили с докладами ведущие исследователи и эксперты в области медиаобразования. Заведующая кафедрой медиаобразования МПГУ Ирина Александровна Купцова представила тему “Медиакультура педагога как предмет дискуссии” и остановилась на наиболее острых проблемах формирования медиакультуры в профессиональном педагогическом сообществе.

Доклад “Психологические риски и преимущества использования цифровых технологий в обучении”, сделанный заведующей кафедрой психологии труда и психологического консультирования МПГУ Еленой Борисовной Пучковой, содержал интересные материалы нового исследования по вопросам цифрового обучения.

Далее выступила Наталья Владимировна Тюрина, начальник Управления проектов в области образования и социальной сферы, руководитель проекта “Социальный навигатор” медиагруппы “Россия сегодня” с темой “Что не найдешь в учебнике: ключевые тренды медиаобразования 2022”, представив видение проблем медиаобразования в профессиональном медиасообществе.

В ходе пленарного заседания были представлены как теоретические основания, так и практический опыт вузов по развитию медиаобразовательных компетенций обучающихся. Так, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева выступила с докладом “Цифровая педагогика: сущность, структура и ее влияние на современный процесс в вузе”; профессор Высшей школы телевидения МГУ им.М.В.Ломоносова Кривуля Наталья Геннадьевна представила тему “Анимация в системе школьного образования в условиях внедрения новых образовательных стратегий”; заведующая кафедрой журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Татьяна Леонидовна Каминская поделилась опытом, выступив с докладом “Майнор “Основы медиаграмотности и продвижения личного бренда: опыт НовГУ им. Ярослава мудрого”; советник ректора МПГУ Иван Иванович Козлов представил тему “Роль Ассоциации кинопедагогов России в развитии кинопедагогики (на примере деятельности МПГУ).

С обобщающим докладом выступила проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Татьяна Николаевна Владимирова, рассмотрев такую научно-методическую и практическую проблему, как “Медиаобразование в педагогическом вузе: вопросы актуализации методики”. Особое внимание она обратила на острую необходимость качественных практикоориентированных разработок по медиаобразованию и медиапедагогике, которые востребованы на всех уровнях современного российского образования. Отметив высокий потенциал педагогических вузов в области медиаобразования Владимирова Т.Н. предложила консолидировать усилия по актуализации его методической базы.

Конференция продолжилась работой 6 секций, в которых приняли участие коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новгорода, Петрозаводска, Оренбурга, Челябинска, Магнитогорска, Иркутска, а также участники из Казахстана. Всего было заслушано более 50 докладов, вызвавших интерес и обсуждение.

Следующая конференция запланирована на 2023 год.

Кафедра медиаобразования

На кафедре медиаобразования ИЖКМ состоялся очередной научно-методический семинар

Семинар «Научно-педагогическая школа газетоведения как теоретический фундамент профессионального медиаобразования» прошел в смешанном формате 15 сентября. Его посетило около 60 человек. Это в основном преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования, но присоединялись к мероприятию онлайн и другие слушатели. Модератором семинара выступила заведующая кафедрой Ирина Купцова, а спикерами – профессор Ирина Фатеева, а также магистрант той же кафедры Светлана Наумова и аспирант кафедры журналистики и медиакоммуникаций Александр Гаврилов.

Общее мнение о семинаре от его слушателей выразила студентка первого курса магистерской программы «Медиаобразование в социокультурной сфере» Анастасия Кузина: «Спасибо большое за представленную информацию. Было интересно слушать и вникать, так как я никогда до этого не интересовалась газетоведением. Но после сегодняшнего дня выписала себе некоторые общие тезисы». Анастасия Дмитриевна была отнюдь не единственным человеком, впервые услышавшим от докладчиков о газетоведении. Это научное направление просуществовало в СССР всего чуть больше двух десятилетий (накануне Великой отечественной войны), а в последующие времена не только память о достижениях представителей данной научно-образовательной школы была вытравлена из профессионального сознания работников СМИ и учебных заведений медийного профиля, но и само слово «газетоведение» ушло из активного оборота и стало архаизмом, хотя каждый грамотный носитель русского языка интуитивно понимает его основное значение.

Спикеры семинара предприняли попытку показать действительное место газетоведов в истории медиаисследований, поведав о них как о зачинателях современной отечественной науки о журналистике и медиакоммуникациях. Очень важно, что состоялся разговор не только о судьбе всей школы, но и о жизненных путях и вкладе в науку ее отдельных представителей: К. П. Новицкого (о нем докладывала С. Наумова) и М. Ю. Левидова (докл. А. Гаврилов). В конце мероприятия профессор И. А. Фатеева предложила магистрантам, выбирающим проблематику своих будущих диссертационных исследований, присмотреться к газетоведческому дискурсу, представив многочисленные «белые пятна» в нем.

Семинар был приурочен к 150-летнему юбилею МПГУ, и это в данном случае не выглядело как формальность, поскольку отдельные видные члены газетоведческой школы (К. П. Новицкий и Ю. М. Бочаров) в зрелые периоды своей научно-педагогической карьеры трудились в Московском педагогическом институте.

Ирина Серова

Молодые исследователи обсудили проблемы экологии медиасреды

21 апреля на кафедре медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования состоялась V Открытая межвузовская научно-практическая конференция «Экология медиасреды», объединившая участников из Москвы, Ставрополя, Краснодарского края, Екатеринбурга, Хабаровска.

Открыл работу конференции доклад проректора по связям с общественностью, директора ИЖКМ МПГУ, доктора педагогических наук Т.Н.Владимировой «Современное медиаобразование: воспитательный аспект», посвященный наиболее актуальным проблемам воспитания средствами современной медиасреды. Пленарное заседание продолжилось выступлениями зав.кафедрой философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета, доктора культурологии Н.А.Симбирцевой на тему «Медиапространство: от просвещения до образования», а также зав.кафедрой рекламы и связей с общественностью Северо-Кавказского федерального университета, доктора филологических наук Е.Н.Ежовой – «Творческие проекты в системе медиаобразования современной молодежи». В ходе заседания были представлены доклады, посвященные практическим аспектам развития медиаобразовательных практик в детской и молодежной среде. Так, руководитель управления по связям с общественностью ВДЦ «Смена» Т.Н.Рогачева представила опыт развития медиасреды во всероссийском детском центре «Смена»; преподаватель кафедры теории и экономики СМИ МГУ им.М.В.Ломоносова, кандидат филологических наук Д.А.Лапин рассказал о проекте «Маленькая редакция»; учитель информатики ГБОУ г.Москвы «Школа им.В.В.Маяковского» А.Н.Степанов поделился наработками по организации интернет-сообществ в различных медиасредах. Свои исследовательские проекты представили магистранты кафедры медиаобразования МПГУ С.В.Дорош, Т.С.Ломакина, Т.А.Голубцова.
Подробнее…

Научно-методический семинар “Технологии проектирования в медиаобразовании”

30 марта 2022 года состоялся научно-методический семинар кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ «Технологии проектирования в медиаобразовании».

Модератором встречи выступила заведующая кафедрой медиаобразования, доктор культурологии Купцова Ирина Александровна.

Центральный доклад семинара «Проектная деятельность в медиаобразовании: теория и методика» представила доцент кафедры медиаобразования, кандидат педагогических наук Наталья Юрьевна Лесконог. Она рассказала о ведущих теоретических и методических подходах к проектной деятельности, презентовала разработанный и апробированный алгоритм работы над проектом (от идеи – до презентации и защиты проекта). Были рассмотрены такие вопросы, как: что такое проект? Что такое проект в медиаобразовании? Как строится обучение проектной деятельности в вузах? Наталья Юрьевна обратила внимание участников семинара на возможности использования SMART-теста и SWOT-анализа как технологий проектирования и работы с целями проектов. Особый интерес и вопросы вызвала технология поиска и оценка ресурсов проектов.

Вторая половина семинара была посвящена презентации разработанных и реализованных проектов. Ассистент кафедры медиаобразования Дарья Михайловна Марусяк представила пример оформления проектов на Всероссийский конкурс молодёжных проектов Росмолодёжи, а также привела примеры презентаций студенческих проектов и паспортов проектов, подготовленные московскими школьниками.

Большой интерес вызвало выступление магистранта кафедры медиаобразования, медиатренера из Караганды (Казахстан) Татьяны Александровны Голубцовой «Как создать вовлекающую игру по медийно-информационной грамотности: от настольной игры к мобильному приложению». Была презентована обучающая игра «Медиаджунгли», разработанная и апробированная Т. А. Голубцовой с командой.

В заключении участники семинара обменялись мнениями и задали вопросы выступавшим.

Кафедрой медиаобразования запланирован ряд научно-методических семинаров, информация о которых будет представлена на официальном сайте МПГУ в разделе анонсы и на официальной странице кафедры медиаобразования в ВКонтакте (https://vk.com/kafedra_media ).

Запись встречи размещена здесь.


 

Ежегодная международная научно-практическая конференция «Медиаобразование: стратегии развития»

В 2021 году состоялась XII Международная конференция памяти И.В.Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021». Подробная информация о конференции

Ежегодная Открытая межвузовская конференция молодых исследователей «Экология медиасреды».

Участие кафедры в научных мероприятиях и событиях

Медиапространство диалога культур и цивилизаций

14-16 апреля 2022 года в Московском государственном лингвистическом университете состоялась международная научно-практическая конференция «Диалог культур и цивилизаций». По приглашению организаторов зав.кафедрой медиаобразования И.А. Купцова выступила одним из модераторов секции «Культурная идентичность в современном мире: аналитические модели, способы конструирования и формы репрезентации», в рамках которой представила доклад на тему: «Нематериальное культурное наследие: проблемы репрезентации в медиапространстве». Представленные аналитические материалы по использованию медиа в качестве механизмов сохранения и актуализации объектов нематериального культурного наследия России вызвали вопросы и дискуссию участников заседания.

Магистерское диссертационное исследование: советы практиков

14 апреля в Институте физики, технологии и информационных систем состоялся очередной научно-просветительский митап «Магистерское диссертационное исследование: советы практиков», в серии специальных научно-просветительских встреч бакалавров и магистрантов с преподавателя по вопросам организации научной деятельности студентов. Не секрет, что организация самостоятельной научной деятельности студентов является одним из наиболее сложных направлений в образовательном процессе вуза.

На митапе обсудили ряд нестандартных вопросов, которые волнуют, как магистрантов, так и бакалавров, решающих продолжить свой научный путь в магистратуре.

Приглашенные спикеры, отвечая на вопросы, делились собственным опытом, рассуждали о возможных путях решения существующих проблем, с которыми сталкиваются студенты магистратуры в процессе научно-исследовательской деятельности, которое затем представляется в законченном виде как выпускная квалификационная работа. На встрече обсуждались вопросы выбора темы диссертационного исследования, необходимость наличия темы до поступления в магистратуру и как это может влиять на организацию процесса; насколько осложняется процесс обучения у магистрантов, не имеющих педагогического образования; особенности построения взаимоотношений между преподавателями по формированию темы исследования и ее содержания и как может влиять процесс обсуждения на научную деятельность самого исследователя; есть ли возможность выбора научного руководителя; особенности организации работы на кафедрах ИФТИС с научными руководителями магистрантов.

На вопросы модератора отвечали руководители магистерских диссертационных исследований, опытные преподаватели, мастера обучения – Наталия Сергеевна Пурышева, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Перышкина, Ирина Александровна Купцова, доктор культурологии, заведующая кафедрой медиаобразования, заместитель заведующего кафедрой культурологии по научной работе, профессор; Марина Львовна Субочева, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии и профессионального обучения;

Модерировала научный митап – Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, доктор педагогических наук, заместитель директора по научной работе ИФТИС МПГУ. Техническое сопровождение осуществляли магистр педагогики Людмила Горелова и магистрант 2 курса Борис Караваев.

Видео митапа:

 

Преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования приняли участие в работе II Международной научно-практической конференции «Медиа-2022: теория и практика»

3 марта 2022 года по инициативе кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ состоялась международная конференция, активными участниками которой стали преподаватели и студенты кафедры медиаобразования. В ходе секционных заседаний были представлены следующие доклады: «Медиакультура – культура будущего?» (зав.каф.медиаобразования И.А.Купцова), «Федор Мускатблит (1878–1947): журналист, публицист и преподаватель журналистики» (профессор И.А.Фатеева), «О некоторых аспектах применения теории кинорежиссуры в современном медиаобразовании» (доцент М.Э.Рогозянский), «Анализ медиатекста общественно-политической программы как медиаобразовательная технология для развития компетенций медийно-информационной грамотности: коучинговый подход» (ст. преподаватель Е.Ю.Власова), «Особенности применения игровых технологий для развития финансовой грамотности подростков» (магистранты программы «Медиаобразование» Н.Ю.Максимычева, Ю.М.Кузнецова), «Медиаобраз в современной информационной среде: исторический, социокультурный и этический аспекты (на примере медиаобраза Ю.А. Гагарина)» (магистрант программы «Медиаобразование Н.В.Дурманова), «Профориентационные соревнования школьников с обучением ключевым форматам медиа как способ повышения уровня медийно-информационной грамотности школьников» (магистрант программы «Медиаобразование» С.В.Дорош), «Сепарация от «эффекта медиа» как проявление медиакультуры личности» (магистрант программы «Медиаобразование» Р.М.Мельникова) и др.

 

Профессор кафедры медиаобразования Ирина Анатольевна Фатеева стала призером Международного профессионального конкурса преподавателей высшей школы

Накануне Международного женского дня 8 марта на платформе ZOOM состоялась церемония награждения победителей и призеров Международного конкурса преподавателей высшей школы «Амбассадоры медиаобразования». Конкурс был организован АНО «Медиаграмотность в информационном мире» совместно с Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации и другими организациями при непосредственной поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также лично депутата Государственной Думы Ларисы Николаевны Тутовой, члена думского комитета по просвещению.

В конкурсе приняли участие 56 преподавателей высшей школы из 32 субъектов Российской Федерации. Профессор МПГУ И.А. Фатеева заняла в профессиональном состязании второе место.

 

Преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования приняли участие в конференции «Технологии формирования soft skills в современном медиаобразовании: от медиапроекта до медиакласса»

17-18 февраля 2022 года в Новосибирском государственном педагогическом университете проходила Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 25-летию журналистского образования в НГПУ. Профессорско-преподавательский и студенческий состав Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования принял активное участие в обсуждении проблем современного медиаобразования.

Профессор кафедры медиаобразования И.А. Фатеева в пленарном докладе “Развитие идей критического мышления и медиаобразования в российской педагогике” поделилась своими мыслями о сосуществовании двух важнейших для современного образования концептов, коснувшись причин, сделавших идею критической автономии личности своеобразной “философией медиаобразования”. Она выразила сожаление по поводу игнорирования вклада российских ученых в эволюцию идеи критического мышления и процитировала труды таких деятелей психолого-педагогической науки, как Л.С. Выготский и П.П. Блонский, чтобы подтвердить их приверженность принципу “критической мысли” задолго до 1980-х годов, когда он стал превалирующим в мировом медиаобразовании.

Доцент кафедры медиаобразования Н.Ю.Лесконог и ассистент Д.М.Марусяк представили сообщение на тему: «Формирование soft skills студентов в рамках дисциплины «Дизайн проектов», в котором поделились своим педагогическим опытом и отметили возможности и ограничения формирования soft skills студентов в ходе изучения учебных дисциплин.

Старший преподаватель кафедры медиаобразования Е.Ю. Власова выступила с докладом «Медиаобразовательные технологии в развитии компетенций медийно-информационной грамотности: коучинговый подход», в котором обозначила особенности и преимущества применения технологий коучинга в сфере медиаобразования.

Магистранты 1 курса программы «Медиаобразование» Наталья Дурманова и Юлия Комарова представили для обсуждения сообщение на тему: «Социальная сеть ВКонтакте как инструмент информального медиаобразования и коммуникации учеников и педагогов», в котором отразили проблематику интеграции социальных сетей в образовательный процесс, определив основные преимущества и недостатки на примере конкретных образовательных проектов, размещенных ВКонтакте.

Магистрант 2 курса программы «Медиаобразование» Елена Корнилова приняла участие в работе секции «Медиаобразовательные проекты как инструмент формирования soft skills у учеников и педагогов» с сообщением «Телестудия как способ расширения медиакомпетенций людей старшего возраста», в котором представила свой опыт организации и развития телестудии для людей третьего возраста.

Все доклады вызвали интерес и вопросы участников конференции. Запланирована публикация представленных материалов.

 

Книга профессора кафедры медиаобразования И.А. Фатеевой выиграла в международном научном конкурсе Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ).

Диплом победителя в номинации «монография» получила работа Ирины Анатольевны «Газетоведение как научно-образовательная школа в России: сто лет спустя». Она вышла в конце 2020 года в издательстве МПГУ и рассказывает о самом раннем исследовательском течении, посвященном журналистике.