Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Научная деятельность

Фундаментальное научное направление кафедры – теория, история, методология медиа и медиаобразования.

В рамках общего фундаментального направления разрабатываются следующие научные темы.

Тематика исследований: 5.7.3.9 «Разработка способов и механизмов развития интеллектуально-творческого потенциала современного человека»

Научная тема: «Медиаобразование как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности в условиях цифровой информационно-коммуникационной среды»

Руководитель темы: Купцова Ирина Александровна, доктор культурологии, зав.кафедрой медиаобразования.

 

Тематика исследований: 5.7.5.1. «Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России»

Научная тема: «Научно-образовательная школа в профессиональном медиаобразовании: история и теория»

 

Тематика исследований: 5.7.2.1. «Научные основания развития системы воспитания в информационном обществе»

Научная тема: «Информационно-медийное сопровождение подготовки специалистов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления»

Руководитель темы: Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук

Научные конференции и семинары кафедры

Подведены итоги XV Международной научно-практической конференции «Медиаобразование: стратегии развития-2024»

5 и 6 декабря проходила юбилейная XV Международная научно-практическая конференция «Медиаобразование: стратегии развития-2024», которая собрала исследователей, ведущих экспертов и педагогов для обсуждения ключевых вопросов в области медиаобразования. Конференция была организована кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования.
На пленарном заседании свои доклады представили ученые и эксперты в области медиа из различных регионов России, так и наши коллеги поделились опытом Московского педагогического государственного университета в части подготовки специалистов для сферы медиаобразования.

Татьяна Николаевна Суминова, доктор философских наук, профессор МГИК представила доклад на тему «Медиаобразование как механизм формирования ценностно-смысловой матрицы гармонично развитой личности». В своем выступлении она акцентировала внимание на важности медиаобразования для формирования ценностей и смыслов у студентов, что способствует их гармоничному развитию.

Проректор по связям с общественностью, директор ИЖКиМ, доктор педагогических наук Татьяна Николаевна Владимирова выступила с докладом по теме «Методические стратегии в журналистском образовании: вызовы времени». Она выделила современные вызовы, с которыми сталкивается журналистика, и предложила новые методические подходы к обучению, которые успешно используются в МПГУ.

Галина Николаевна Трофимова, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой массовых коммуникаций РУДН в своем докладе «Интернациональное профессиональное студенческое объединение как новый формат культурно-просветительской деятельности в медиасреде» подчеркнула значение международного сотрудничества студентов в области медиа и поделилась богатым опытом и реальными кейсами по работе ПСО в различных направлениях (музыкально-литературное, патриотическое воспитание и др.).

Заведующая кафедрой философии, социологии и культурологии, доктор культурологии УрГПУ Наталья Алексеевна Симбирцева представила доклад «Культурологический подход в решении задач кинопедагогики: теории и практики», в котором отразила актуальность и богатый потенциал кинопедагогики, также поделилась опытом реализации данного подхода в своем вузе.

Ирина Викториновна Челышева, зав. кафедрой психолого-педагогического образования и медиакоммуникации, ведущий научный сотрудник, РГЭУ (РИНХ), кандидат педагогических наук, доцент, вице-президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации предложила к обсуждению доклад «Семейное воспитание на материале отечественных игровых фильмов», акцентируя внимание на роли кино в воспитании детей.

Марат Эдуардович Рогозянский, декан сценарного факультета Института кино и телевидения (ГИТР), кандидат педагогических наук, доцент представил тему «Мокьюментари как стилистическое направление киноискусства и средство манипуляции массовой аудиторией», в которой рассмотрел влияние этого жанра на восприятие информации массовой аудиторией.

Завершил пленарную часть конференции Иван Иванович Козлов, кандидат философских наук, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ с докладом на тему «Дискуссионный киноклуб как эффективная форма медиакоммуникаций», в котором подчеркнул важность обсуждений и взаимодействия зрителя с медиа. Спикер поделился опытом проведения таких встреч в МПГУ, которые находят живой эмоциональный отклик как у студентов, так и у организаторов данных мероприятий.

Далее работы конференции продолжилась на площадках шести секций.
1. Медиаобразование как средство формирования и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей (секция посвящается Году семьи) (Купцова И.А., доктор культурологии, заведующий кафедрой медиаобразования, МПГУ).
2. Современный обучающий медиаконтент: методики разработки содержания и технологии реализации (Чекалина Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиаобразования, МПГУ).
3. Медиаобразование в школе: от медиаграмотности к медиакомпетенциям (Мажура А.В., директор Дирекции креативных программ, старший преподаватель кафедры журналистики и медиакоммуникаций им. В.А. Славиной, куратор проекта «Медиакласс в московской школе», МПГУ).
4. Информационно-медийное сопровождение воспитательной работы: теория и практики (Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиаобразования, МПГУ).
5. Культурно-просветительская деятельность в медиасреде: традиционных форматов и творческий поиск новых методов работы (Бучкина Е.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры медиаобразования, МПГУ).
6. Кинопедагогика в структуре современного медиаобразования. (Козлов И.И., кандидат философских наук, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры, МПГУ; Плыгун Ю.И., старший преподаватель кафедры медиаобразования, МПГУ).

Работа всех секций прошла в режиме активных обсуждений представленных докладов, участники проявили высокую заинтересованность, задавали острые вопросы, ответы на которые вызывали продуктивную дискуссию.
Конференция «Медиаобразование: стратегии развития-2024» стала важной площадкой для обмена опытом и идеями среди специалистов в области медиаобразования, в которой приняло участие более 150 человек из разных регионов России, так и из зарубежных стран. Участники обсудили современные вызовы, методы и стратегии, способствующие развитию медиаграмотности и критического мышления у студентов, что является актуальным в условиях быстро меняющегося медиапространства.

По итогам конференции будет выпущен сборник с размещением в РИНЦ, в который в настоящий момент продолжается прием статей (до 20 декабря 2024г.).
Организаторы конференции благодарят всех спикеров за содержательные доклады, а участников – за проявленную активность. До встречи на XVI Международной научно-практической конференции «Медиаобразование: стратегии развития-2025»!

 

Текст: доцент Т.А.Чекалина

В ИЖКМ состоялась VII Открытая межвузовская научно-практическая онлайн-конференция молодых исследователей “Экология медиасреды”

18 и 19 апреля 2024 года в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ состоялась VII Открытая межвузовская научно-практическая онлайн-конференция молодых исследователей «Экология медиасреды», организованная кафедрой медиаобразования. Конференция собрала участников из разных регионов России: Москвы, Петрозаводска, Оренбурга, а также представителей других стран: Казахстана и Швеции.

В рамках пленарного заседания были подняты вопросы деструктивного контента в медиапространстве (Никишин В. Д., кандидат юридических наук, директор Института информационной и медиабезопасности, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий, руководитель Лаборатории информационной безопасности несовершеннолетних Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)), вопросы психологической безопасности личности в интернет-пространстве (Пучкова Е. Б., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет). На примере обучающего курса ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности для преподавателей вузов стран СНГ, предложена модель внедрения медиаграмотности в обучение студентов (Голубцова Т. А. руководитель Дома медиаграмотности Карагандинской области, Казахстан). Предложен пример формирования процессной модели профессионального самоопределения старшеклассников в современном информационном обществе (Тажмуратова А. А., директор АНО «Центр медиаграмотности», методист РМЦ дополнительного образования Оренбургской области Особое внимание было уделено потенциалу современного российского кино в образовательной и культурно-просветительской деятельности (Кочеляева Н. А., кандидат исторических наук, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова, эксперт Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ).

Руководителем секции «Медиавовлеченность, медиабезопасность, медиапрофессионализм: история и современность» являлась Фатеева Ирина Анатольевна – доктор филологических наук, профессор кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В рамках секции доклады были посвящены региональной специфике медиадеятельности педагога, механизмам формирования медиакультуры педагога и анализу использования медиа в образовательном процессе. Обсуждались вопросы оптимизации процессов обучения с учетом влияния медиакультуры, а также роль школьных медиацентров в профессиональной ориентации учащихся. Особое внимание было уделено проблемам медиабезопасности, в том числе использованию искусственного интеллекта в образовательном процессе, влиянию экономической повестки СМИ на снижение интернет-преступности и воздействию контента мужских журналов на подрастающее поколение. 

Руководителем секции «Технологии и практики коммуникации субъектов образовательной деятельности в социальных сетях и мессенджерах» являлась Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук доцент кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В рамках секции прозвучали 18 докладов. Тематика выступлений была многосторонней и интересной. Докладчики с увлечением рассказывали о своих исследованиях, о проведенной работе. Каждому докладчику были заданы вопросы, даны рекомендации и предложения по подготовке письменной версии выступления в виде статьи для публикации, а также для исследовательской части ВКР (для магистрантов кафедры). В чате конференции продолжалась коммуникация, обмен ссылками на материалы и полезные каналы и социальные сети.

Заседание секции «Культурно-просветительский опыт в медиасреде: возможности, угрозы, перспективы развития» проходило под руководством Бучкиной Елены Александровны, кандидата филологических наук, доцента кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В центре внимания оказались вопросы репрезентации и трансляции культурного наследия в медиасреде, методы, средства и технологии медиапедагогики, просветительская деятельность музеев и библиотек в цифровой среде, а также стратегии популяризация чтения с использованием различных онлайн-ресурсов и инструментов. 

Работа секций «Медиа, креативные индустрии и образование» и «Медиа и креативные индустрии глазами начинающих исследователей» проходила на базе ГБОУ Школа № 1347. Руководителем являлась Матюхина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры журналистики и медиакоммуникаций им. В. А. Славиной, Московский педагогический государственный университет. Участниками стали преподаватели, аспиранты, магистранты вузов, методисты Института развития профессионального образования Московского городского педагогического университета, учителя московских школ – участниц городского проекта «Медиакласс в московской школе». 

Хавренкова Ирина Юрьевна, куратор проекта «Креативная вертикаль», ГБОУ Школа №1347 была руководителем секции для школьников и обучающихся системы СПО. Участниками секции были ученики классов проекта «Медиакласс в московской школе» и учащиеся, которым интересна тема взаимосвязи медиа и креативных технологий и образования. Юные участники конференции представили друг другу проекты, выполненные в разных медиа форматах (анимационные и документальные фильмы, рекламные тексты и лонгриды), направленные на решение воспитательных и образовательных задач.

Всего в работе конференции приняли участие более 100 человек. Были намечены перспективы развития конференции, а также обсуждено содержание сборника материалов по ее итогам. Ожидается, что в следующем году география участников научно-практической конференции молодых ученых заметно возрастет и конференция обретет статус международной.

Кафедра медиаобразования

Феномен мокьюментари обсудили на научно-методическом семинаре кафедры медиаобразования

25 мая 2023 г. на кафедре медиаобразования прошел научно-методический семинар на тему «Изучение мокьюментари с целью анализа достоверности медиатекстов». Доцент кафедры, кандидат педагогических наук Марат Эдуардович Рогозянский рассказал о зарождении псевдодокументалистики в игровом кино, о развитии мокьюментари как феномена киноискусства и манипулятивной медиатехнологии, ответил на вопрос — почему направление псевдодокументального кино не получило широкого развития в отечественной кинематографии и прочие вопросы слушателей из МПГУ и других московских вузов. Аудитория ознакомилась с фрагментами наиболее значимых экранных произведений мокьюментари.

Запись семинара доступна по ссылке https://vk.com/video-211664187_456239046

Кафедра медиаобразования приняла участие в Международной конференции-сессии РАНХиГС

15-20 мая 2023 года в РАНХиГС проходит Международная конференц-сессия «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы», в ходе которой 19 мая состоялась научно-практическая конференция «Система подготовки кадров для организаций культуры, науки и образования». Заведующая кафедрой медиаобразования, доктор культурологии Ирина Александровна Купцова выступила с докладом на тему «Возможности информального образования в развитии профессиональных компетенций работников сферы культуры». Дискуссию вызвали тезисы о возможностях и рисках использования средств медиасреды как механизма профессионального развития личности.

Кафедра медиаобразования – на Всероссийском образовательном форуме

18 мая в легендарной 10 аудитории главного корпуса МПГУ состоялся круглый стол «Гражданское воспитание средствами искусства в российской школе». Это мероприятие проходило в рамках Всероссийского образовательного форума «Государственная ценностная политика в системе образования». Свой доклад на тему «Театральная и кинопедагогика в структуре гражданского воспитания: репрезентация наследия и формирование образа будущего» представила зав. кафедрой медиаобразования, доктор культурологии Ирина Александровна Купцова. Были представлены актуальные методики и технологии педагогики искусства, рассмотрены наиболее эффективные механизмы включения киноискусства и театральной деятельности в жизнь современной школы.

Кафедра медиаобразования – на международной конференции

Заведующая кафедрой медиаобразовния, доктор культурологии Ирина Александровна Купцова и ее аспирантка Во Тхи Хонг Зьеу приняли участие в IV Международной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов “Идентичность и коммуникация в условиях кризиса диалога культур”, которая состоялась в Московском государственном лингвистическом университете.

Ирина Александровна представила доклад на пленарном заседании, его тема: “Коды культуры как основание межкультурной коммуникации: проблемы репрезентации и интерпретации”, а Хонг Зьеу стала участницей одной из секций конференции, выступив с темой “Проблема идентичности гастрономической культуры Вьетнама в глобализирующемся мире: вызовы и возможности”. Оба выступления вызвали интерес и продолжительную дискуссию.

Профессор кафедры медиаобразования Ирина Фатеева и ее аспирант Александр Гаврилов приняли участие в Международной научной конференции УрФУ

Ежегодная научно-практическая конференция журналистского профиля в Уральском Федеральном университете им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина проводилась в два дня: 20 апреля состоялись Студенческие научные чтения «Теория журналистики: от традиционного  газетоведения к современному медиазнанию», а на следующий день ученые, преподаватели и аспиранты из разных городов и стран выступали там  с докладами в рамках форума «Медиа как фактор адаптации человека к социальным, экономическим и политическим изменениям».

Профессор МПГУ Ирина Фатеева неожиданно для себя оказалась участником обеих конференций. О том, как это произошло, она рассказала следующее.

– Я заявлялась, естественно, только на «взрослое» мероприятие, причем в соавторстве с Александром Гавриловым, который под моим руководством работает над диссертацией, посвященной творчеству М.Ю. Левидова. Но уже после подачи заявки и высылки тезисов мне позвонил организатор Студенческих научных чтений доцент УрФУ Рафаил Исхаков и попросил выступить еще и на них, в пленарном заседании. Объяснил, что в этом году Чтения преподаватели Департамента журналистики посвятили эволюции науки о медиа в стране и прямо в их название поместили слово «газетоведение». Надо сказать, что такое внимание к отечественным газетоведам проявлено впервые за период с 1941 года. Конечно, я не смогла остаться безучастной к такой инициативе (поскольку в последнее десятилетие активно занимаюсь исследованием и коммеморацией этого несправедливо забытого научного направления) и согласилась стать докладчиком по предложенной теме («Per aspera ad astra: исторические судьбы российского газетоведения»). А что касается второго доклада («Михаил Левидов (1891–1942) как журналист и преподаватель»), то его озвучивал Александр Гаврилов.

По итогам конференции подготовлен сборник авторских материалов.

Подведены итоги XIII международной научно-практической конференции “Медиаобразование: стратегии развития-2022”

В конце сентября в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования состоялась XIII международная научно-практическая конференция “Медиаобразование: стратегии развития-2022”, объединившая участников из разных регионов России и зарубежных стран. Основной фокус внимания – это актуальные проблемы медиаобразования на всех уровнях, стратегии дальнейшего развития медиапедагогики и эффективные методики повышения уровня медиаграмотности.

Традиционно конференция началась с пленарного заседания, в ходе которого выступили с докладами ведущие исследователи и эксперты в области медиаобразования. Заведующая кафедрой медиаобразования МПГУ Ирина Александровна Купцова представила тему “Медиакультура педагога как предмет дискуссии” и остановилась на наиболее острых проблемах формирования медиакультуры в профессиональном педагогическом сообществе.

Доклад “Психологические риски и преимущества использования цифровых технологий в обучении”, сделанный заведующей кафедрой психологии труда и психологического консультирования МПГУ Еленой Борисовной Пучковой, содержал интересные материалы нового исследования по вопросам цифрового обучения.

Далее выступила Наталья Владимировна Тюрина, начальник Управления проектов в области образования и социальной сферы, руководитель проекта “Социальный навигатор” медиагруппы “Россия сегодня” с темой “Что не найдешь в учебнике: ключевые тренды медиаобразования 2022”, представив видение проблем медиаобразования в профессиональном медиасообществе.

В ходе пленарного заседания были представлены как теоретические основания, так и практический опыт вузов по развитию медиаобразовательных компетенций обучающихся. Так, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева выступила с докладом “Цифровая педагогика: сущность, структура и ее влияние на современный процесс в вузе”; профессор Высшей школы телевидения МГУ им.М.В.Ломоносова Кривуля Наталья Геннадьевна представила тему “Анимация в системе школьного образования в условиях внедрения новых образовательных стратегий”; заведующая кафедрой журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Татьяна Леонидовна Каминская поделилась опытом, выступив с докладом “Майнор “Основы медиаграмотности и продвижения личного бренда: опыт НовГУ им. Ярослава мудрого”; советник ректора МПГУ Иван Иванович Козлов представил тему “Роль Ассоциации кинопедагогов России в развитии кинопедагогики (на примере деятельности МПГУ).

С обобщающим докладом выступила проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Татьяна Николаевна Владимирова, рассмотрев такую научно-методическую и практическую проблему, как “Медиаобразование в педагогическом вузе: вопросы актуализации методики”. Особое внимание она обратила на острую необходимость качественных практикоориентированных разработок по медиаобразованию и медиапедагогике, которые востребованы на всех уровнях современного российского образования. Отметив высокий потенциал педагогических вузов в области медиаобразования Владимирова Т.Н. предложила консолидировать усилия по актуализации его методической базы.

Конференция продолжилась работой 6 секций, в которых приняли участие коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новгорода, Петрозаводска, Оренбурга, Челябинска, Магнитогорска, Иркутска, а также участники из Казахстана. Всего было заслушано более 50 докладов, вызвавших интерес и обсуждение.

Следующая конференция запланирована на 2023 год.

Кафедра медиаобразования

На кафедре медиаобразования ИЖКМ состоялся очередной научно-методический семинар

Семинар «Научно-педагогическая школа газетоведения как теоретический фундамент профессионального медиаобразования» прошел в смешанном формате 15 сентября. Его посетило около 60 человек. Это в основном преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования, но присоединялись к мероприятию онлайн и другие слушатели. Модератором семинара выступила заведующая кафедрой Ирина Купцова, а спикерами – профессор Ирина Фатеева, а также магистрант той же кафедры Светлана Наумова и аспирант кафедры журналистики и медиакоммуникаций Александр Гаврилов.

Общее мнение о семинаре от его слушателей выразила студентка первого курса магистерской программы «Медиаобразование в социокультурной сфере» Анастасия Кузина: «Спасибо большое за представленную информацию. Было интересно слушать и вникать, так как я никогда до этого не интересовалась газетоведением. Но после сегодняшнего дня выписала себе некоторые общие тезисы». Анастасия Дмитриевна была отнюдь не единственным человеком, впервые услышавшим от докладчиков о газетоведении. Это научное направление просуществовало в СССР всего чуть больше двух десятилетий (накануне Великой отечественной войны), а в последующие времена не только память о достижениях представителей данной научно-образовательной школы была вытравлена из профессионального сознания работников СМИ и учебных заведений медийного профиля, но и само слово «газетоведение» ушло из активного оборота и стало архаизмом, хотя каждый грамотный носитель русского языка интуитивно понимает его основное значение.

Спикеры семинара предприняли попытку показать действительное место газетоведов в истории медиаисследований, поведав о них как о зачинателях современной отечественной науки о журналистике и медиакоммуникациях. Очень важно, что состоялся разговор не только о судьбе всей школы, но и о жизненных путях и вкладе в науку ее отдельных представителей: К. П. Новицкого (о нем докладывала С. Наумова) и М. Ю. Левидова (докл. А. Гаврилов). В конце мероприятия профессор И. А. Фатеева предложила магистрантам, выбирающим проблематику своих будущих диссертационных исследований, присмотреться к газетоведческому дискурсу, представив многочисленные «белые пятна» в нем.

Семинар был приурочен к 150-летнему юбилею МПГУ, и это в данном случае не выглядело как формальность, поскольку отдельные видные члены газетоведческой школы (К. П. Новицкий и Ю. М. Бочаров) в зрелые периоды своей научно-педагогической карьеры трудились в Московском педагогическом институте.

Ирина Серова

Молодые исследователи обсудили проблемы экологии медиасреды

21 апреля на кафедре медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования состоялась V Открытая межвузовская научно-практическая конференция «Экология медиасреды», объединившая участников из Москвы, Ставрополя, Краснодарского края, Екатеринбурга, Хабаровска.

Открыл работу конференции доклад проректора по связям с общественностью, директора ИЖКМ МПГУ, доктора педагогических наук Т.Н.Владимировой «Современное медиаобразование: воспитательный аспект», посвященный наиболее актуальным проблемам воспитания средствами современной медиасреды. Пленарное заседание продолжилось выступлениями зав.кафедрой философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета, доктора культурологии Н.А.Симбирцевой на тему «Медиапространство: от просвещения до образования», а также зав.кафедрой рекламы и связей с общественностью Северо-Кавказского федерального университета, доктора филологических наук Е.Н.Ежовой – «Творческие проекты в системе медиаобразования современной молодежи». В ходе заседания были представлены доклады, посвященные практическим аспектам развития медиаобразовательных практик в детской и молодежной среде. Так, руководитель управления по связям с общественностью ВДЦ «Смена» Т.Н.Рогачева представила опыт развития медиасреды во всероссийском детском центре «Смена»; преподаватель кафедры теории и экономики СМИ МГУ им.М.В.Ломоносова, кандидат филологических наук Д.А.Лапин рассказал о проекте «Маленькая редакция»; учитель информатики ГБОУ г.Москвы «Школа им.В.В.Маяковского» А.Н.Степанов поделился наработками по организации интернет-сообществ в различных медиасредах. Свои исследовательские проекты представили магистранты кафедры медиаобразования МПГУ С.В.Дорош, Т.С.Ломакина, Т.А.Голубцова.
Подробнее…

Научно-методический семинар “Технологии проектирования в медиаобразовании”

30 марта 2022 года состоялся научно-методический семинар кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ «Технологии проектирования в медиаобразовании».

Модератором встречи выступила заведующая кафедрой медиаобразования, доктор культурологии Купцова Ирина Александровна.

Центральный доклад семинара «Проектная деятельность в медиаобразовании: теория и методика» представила доцент кафедры медиаобразования, кандидат педагогических наук Наталья Юрьевна Лесконог. Она рассказала о ведущих теоретических и методических подходах к проектной деятельности, презентовала разработанный и апробированный алгоритм работы над проектом (от идеи – до презентации и защиты проекта). Были рассмотрены такие вопросы, как: что такое проект? Что такое проект в медиаобразовании? Как строится обучение проектной деятельности в вузах? Наталья Юрьевна обратила внимание участников семинара на возможности использования SMART-теста и SWOT-анализа как технологий проектирования и работы с целями проектов. Особый интерес и вопросы вызвала технология поиска и оценка ресурсов проектов.

Вторая половина семинара была посвящена презентации разработанных и реализованных проектов. Ассистент кафедры медиаобразования Дарья Михайловна Марусяк представила пример оформления проектов на Всероссийский конкурс молодёжных проектов Росмолодёжи, а также привела примеры презентаций студенческих проектов и паспортов проектов, подготовленные московскими школьниками.

Большой интерес вызвало выступление магистранта кафедры медиаобразования, медиатренера из Караганды (Казахстан) Татьяны Александровны Голубцовой «Как создать вовлекающую игру по медийно-информационной грамотности: от настольной игры к мобильному приложению». Была презентована обучающая игра «Медиаджунгли», разработанная и апробированная Т. А. Голубцовой с командой.

В заключении участники семинара обменялись мнениями и задали вопросы выступавшим.

Кафедрой медиаобразования запланирован ряд научно-методических семинаров, информация о которых будет представлена на официальном сайте МПГУ в разделе анонсы и на официальной странице кафедры медиаобразования в ВКонтакте (https://vk.com/kafedra_media ).

Запись встречи размещена здесь.


 

Ежегодная международная научно-практическая конференция «Медиаобразование: стратегии развития»

В 2021 году состоялась XII Международная конференция памяти И.В.Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021». Подробная информация о конференции

Ежегодная Открытая межвузовская конференция молодых исследователей «Экология медиасреды».

Участие кафедры в научных мероприятиях и событиях

Медиапространство диалога культур и цивилизаций

14-16 апреля 2022 года в Московском государственном лингвистическом университете состоялась международная научно-практическая конференция «Диалог культур и цивилизаций». По приглашению организаторов зав.кафедрой медиаобразования И.А. Купцова выступила одним из модераторов секции «Культурная идентичность в современном мире: аналитические модели, способы конструирования и формы репрезентации», в рамках которой представила доклад на тему: «Нематериальное культурное наследие: проблемы репрезентации в медиапространстве». Представленные аналитические материалы по использованию медиа в качестве механизмов сохранения и актуализации объектов нематериального культурного наследия России вызвали вопросы и дискуссию участников заседания.

Магистерское диссертационное исследование: советы практиков

14 апреля в Институте физики, технологии и информационных систем состоялся очередной научно-просветительский митап «Магистерское диссертационное исследование: советы практиков», в серии специальных научно-просветительских встреч бакалавров и магистрантов с преподавателя по вопросам организации научной деятельности студентов. Не секрет, что организация самостоятельной научной деятельности студентов является одним из наиболее сложных направлений в образовательном процессе вуза.

На митапе обсудили ряд нестандартных вопросов, которые волнуют, как магистрантов, так и бакалавров, решающих продолжить свой научный путь в магистратуре.

Приглашенные спикеры, отвечая на вопросы, делились собственным опытом, рассуждали о возможных путях решения существующих проблем, с которыми сталкиваются студенты магистратуры в процессе научно-исследовательской деятельности, которое затем представляется в законченном виде как выпускная квалификационная работа. На встрече обсуждались вопросы выбора темы диссертационного исследования, необходимость наличия темы до поступления в магистратуру и как это может влиять на организацию процесса; насколько осложняется процесс обучения у магистрантов, не имеющих педагогического образования; особенности построения взаимоотношений между преподавателями по формированию темы исследования и ее содержания и как может влиять процесс обсуждения на научную деятельность самого исследователя; есть ли возможность выбора научного руководителя; особенности организации работы на кафедрах ИФТИС с научными руководителями магистрантов.

На вопросы модератора отвечали руководители магистерских диссертационных исследований, опытные преподаватели, мастера обучения – Наталия Сергеевна Пурышева, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Перышкина, Ирина Александровна Купцова, доктор культурологии, заведующая кафедрой медиаобразования, заместитель заведующего кафедрой культурологии по научной работе, профессор; Марина Львовна Субочева, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии и профессионального обучения;

Модерировала научный митап – Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, доктор педагогических наук, заместитель директора по научной работе ИФТИС МПГУ. Техническое сопровождение осуществляли магистр педагогики Людмила Горелова и магистрант 2 курса Борис Караваев.

Видео митапа:

 

Преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования приняли участие в работе II Международной научно-практической конференции «Медиа-2022: теория и практика»

3 марта 2022 года по инициативе кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ состоялась международная конференция, активными участниками которой стали преподаватели и студенты кафедры медиаобразования. В ходе секционных заседаний были представлены следующие доклады: «Медиакультура – культура будущего?» (зав.каф.медиаобразования И.А.Купцова), «Федор Мускатблит (1878–1947): журналист, публицист и преподаватель журналистики» (профессор И.А.Фатеева), «О некоторых аспектах применения теории кинорежиссуры в современном медиаобразовании» (доцент М.Э.Рогозянский), «Анализ медиатекста общественно-политической программы как медиаобразовательная технология для развития компетенций медийно-информационной грамотности: коучинговый подход» (ст. преподаватель Е.Ю.Власова), «Особенности применения игровых технологий для развития финансовой грамотности подростков» (магистранты программы «Медиаобразование» Н.Ю.Максимычева, Ю.М.Кузнецова), «Медиаобраз в современной информационной среде: исторический, социокультурный и этический аспекты (на примере медиаобраза Ю.А. Гагарина)» (магистрант программы «Медиаобразование Н.В.Дурманова), «Профориентационные соревнования школьников с обучением ключевым форматам медиа как способ повышения уровня медийно-информационной грамотности школьников» (магистрант программы «Медиаобразование» С.В.Дорош), «Сепарация от «эффекта медиа» как проявление медиакультуры личности» (магистрант программы «Медиаобразование» Р.М.Мельникова) и др.

 

Профессор кафедры медиаобразования Ирина Анатольевна Фатеева стала призером Международного профессионального конкурса преподавателей высшей школы

Накануне Международного женского дня 8 марта на платформе ZOOM состоялась церемония награждения победителей и призеров Международного конкурса преподавателей высшей школы «Амбассадоры медиаобразования». Конкурс был организован АНО «Медиаграмотность в информационном мире» совместно с Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации и другими организациями при непосредственной поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также лично депутата Государственной Думы Ларисы Николаевны Тутовой, члена думского комитета по просвещению.

В конкурсе приняли участие 56 преподавателей высшей школы из 32 субъектов Российской Федерации. Профессор МПГУ И.А. Фатеева заняла в профессиональном состязании второе место.

 

Преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования приняли участие в конференции «Технологии формирования soft skills в современном медиаобразовании: от медиапроекта до медиакласса»

17-18 февраля 2022 года в Новосибирском государственном педагогическом университете проходила Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 25-летию журналистского образования в НГПУ. Профессорско-преподавательский и студенческий состав Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования принял активное участие в обсуждении проблем современного медиаобразования.

Профессор кафедры медиаобразования И.А. Фатеева в пленарном докладе “Развитие идей критического мышления и медиаобразования в российской педагогике” поделилась своими мыслями о сосуществовании двух важнейших для современного образования концептов, коснувшись причин, сделавших идею критической автономии личности своеобразной “философией медиаобразования”. Она выразила сожаление по поводу игнорирования вклада российских ученых в эволюцию идеи критического мышления и процитировала труды таких деятелей психолого-педагогической науки, как Л.С. Выготский и П.П. Блонский, чтобы подтвердить их приверженность принципу “критической мысли” задолго до 1980-х годов, когда он стал превалирующим в мировом медиаобразовании.

Доцент кафедры медиаобразования Н.Ю.Лесконог и ассистент Д.М.Марусяк представили сообщение на тему: «Формирование soft skills студентов в рамках дисциплины «Дизайн проектов», в котором поделились своим педагогическим опытом и отметили возможности и ограничения формирования soft skills студентов в ходе изучения учебных дисциплин.

Старший преподаватель кафедры медиаобразования Е.Ю. Власова выступила с докладом «Медиаобразовательные технологии в развитии компетенций медийно-информационной грамотности: коучинговый подход», в котором обозначила особенности и преимущества применения технологий коучинга в сфере медиаобразования.

Магистранты 1 курса программы «Медиаобразование» Наталья Дурманова и Юлия Комарова представили для обсуждения сообщение на тему: «Социальная сеть ВКонтакте как инструмент информального медиаобразования и коммуникации учеников и педагогов», в котором отразили проблематику интеграции социальных сетей в образовательный процесс, определив основные преимущества и недостатки на примере конкретных образовательных проектов, размещенных ВКонтакте.

Магистрант 2 курса программы «Медиаобразование» Елена Корнилова приняла участие в работе секции «Медиаобразовательные проекты как инструмент формирования soft skills у учеников и педагогов» с сообщением «Телестудия как способ расширения медиакомпетенций людей старшего возраста», в котором представила свой опыт организации и развития телестудии для людей третьего возраста.

Все доклады вызвали интерес и вопросы участников конференции. Запланирована публикация представленных материалов.

 

Книга профессора кафедры медиаобразования И.А. Фатеевой выиграла в международном научном конкурсе Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ).

Диплом победителя в номинации «монография» получила работа Ирины Анатольевны «Газетоведение как научно-образовательная школа в России: сто лет спустя». Она вышла в конце 2020 года в издательстве МПГУ и рассказывает о самом раннем исследовательском течении, посвященном журналистике.