Навигация по сайту

Теория и история культуры

Основная образовательная программа (ООП)
по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 51.06.01 Культурология

направленность:
Теория и история культуры

Присваиваемая квалификация:
«Исследователь. Преподаватель-исследователь»

I. Общие положения

1.1 ООП сформирована в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 51.06.01 Культурология (утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2014 г. N 1038),
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (утвержден Приказом № 1259 от 19.11.2013г.).

1.2. Объем ООП составляет 180 зачетных единиц.
Сроки обучения:
по очной форме 3 года,
по заочной форме до 4 лет.

1.3 Область профессиональной деятельности выпускников включает:
• культурологические и социально-гуманитарные исследования;
• исследования художественных и культурных практик, в том числе социально-культурных, библиотечно-информационных и архивоведческих;
• управление в сфере культуры, участие в разработке и реализации государственных программ по сохранению и развитию отечественной культуры;
• разработку эффективных стратегий и проектирования оптимальной организационной структуры библиотечно-информационных организаций;
• стратегическое управление библиотечно-информационной отраслью на федеральном и региональном уровнях, разработка инновационных концепций развития библиотечно-информационной сферы;
• экспертно-консультативную, информационно-аналитическую, научно-исследовательскую, проектную деятельность в сфере культуры;
• разработку методик установления научной, исторической, художественной, мемориальной ценности музейных предметов;
• стратегическое управление музейной и архивной деятельностью, разработка научной концепции комплектования музейных фондов;
• сохранение и популяризация культурного и природного наследия, в том числе посредством культурно-исторического туризма;
• социокультурные и межкультурные коммуникации;
• стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере, реализация досуговых потребностей населения.

1.4 Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
• культурная политика;
• отечественная и мировая история культуры;
• методология культурологических и социально-гуманитарных исследований;
• актуальные процессы и явления в области культуры;
• образование, воспитание и просвещение в сфере культуры;
• технологии создания, распространения и сохранения ценностей культуры;
• информационные системы и процессы в сфере культуры;
• системы научно-исследовательской и экспертной деятельности в сфере культуры;
• культурные индустрии и художественные практики;
• объекты культурного и природного наследия;
• библиотечно-информационные системы;
• туристические маршруты и объекты инфраструктуры культурно-исторического значения;
• межличностные и межкультурные коммуникации;
• социокультурный менеджмент и маркетинг;
• средства производства, распространения и хранения информации в области культуры и смежных областях.

1.5 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:
• научно-исследовательская деятельность в области культурологии и документальной информации по направленности (профилю) программы;
• преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования;
• экспертная деятельность в области культуры;
• просветительская и воспитательная деятельность в области культуры.

1.6 Трудовые функции выпускников:
• вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов
• разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

1.7 Результаты освоения ООП:
В результате освоения ООП выпускник должен обладать:
Универсальными компетенциями:
• способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
• способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
• готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
• готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
• способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
• способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
Общепрофессиональными компетенциями:
• владением методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере культуры (ОПК-1);
• владением культурой научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2);
• способностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в сфере культуры и образования с учетом правил соблюдения авторских прав (ОПК-3);
• готовностью организовать работу исследовательского коллектива в сфере культуры (ОПК-4);
• готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-5).
Профессиональными компетенциями:
• готовность к проведению научных исследований по специальности номенклатуры специальностей научных работников 24.00.01 – теория и история культуры (ПК-1).

1.8 Организационно-педагогические условия реализации ООП
• Реализация ООП обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками МПГУ, а также лицами, привлекаемыми к реализации ООП на условиях гражданско-правового договора.
• Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ООП, должна составлять не менее 60 процентов.
• Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
• Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы предоставляются учебными и научными подразделениями МПГУ и библиотекой МПГУ. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети “Интернет” и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
• Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает доступ обучающихся к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
II Учебный план
III Календарный учебный график
IV Рабочие программы дисциплин (модулей)
V Программа педагогической практики
VI Программа научных исследований
VII Методические материалы