С 2022 года – “Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях”
Проекты реализуются в 2020-2023 гг. Московским педагогическим государственным университетом (кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО) во взаимодействии с АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера».
В рамках проекта, в активном сотрудничестве с органами управления образованием десяти субъектов Российской Федерации, формируется сеть образовательных организаций – ресурсных центров по языковой и социально-культурной адаптации и интеграции обучающихся из семей иноэтничных мигрантов. К началу марта 2021 года в проект включились 32 образовательные организации – школы, детские сады, колледжи, институты развития образования из Московской, Калужской, Ивановской, Рязанской, Свердловской, Ленинградской, Новосибирской областей, Пермского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и города Санкт-Петербурга.
Мероприятия проекта 2024 года
Информационное письмо конференции
Регистрация на конференцию «Социокультурная среда как ресурс адаптации и интеграции детей с миграционной историей» (RU) |
Ректор МПГУ предложил ввести дошкольный интенсив по русскому для детей мигрантов
Декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО выступила на Днях РКИ в Санкт-Петербургском государственном университете
Технологии адаптации и интеграции детей из семей мигрантов: делимся опытом со школами Томской области
Методический семинар по обучению и адаптации учеников с миграционной историей в г. Балабаново Калужской области
Мероприятия проекта 2023 года
Педагогическая конференция «Управленческие и педагогические технологии интеграции обучающихся с миграционной историей в образовательное пространство новой родины»Студенты ИСГО МПГУ в рамках выездного занятия узнали, как адаптируются в подмосковной школе ученики с миграционной историей
Дети внешних и внутренних мигрантов в школах Стрежевого – родины Томской нефти
Фонетика всему голова, или о трудностях обучения детей-инофонов звучащей речи
Об особенностях работы с текстом в поликультурном классе учителям России рассказала опытный методист из Екатеринбурга
Капибара, аксолотль и другие животные: диагностику по русскому языку прошли дети-инофоны из Мирного
О приемах подготовки детей-инофонов к ОГЭ по русскому языку рассказала опытный педагог из Новосибирска
В МПГУ на педагогической конференции по вопросам социально-культурной адаптации был заслушан опыт школ из 12 субъектов Российской Федерации
Из жаркой центральной Азии – в регион вечной мерзлоты: как адаптируются дети мигрантов в Якутии
Зам. директора ИСГО МПГУ Елена Омельченко и ответственный секретарь Попечительского совета Юрий Московский выступили на всероссийской конференции «Государственно-общественный характер реализации миграционной политики в Российской Федерации»
Текст как инструмент обучения и адаптации детей с миграционной историей
Приемы психолого-педагогического сопровождения классов, где учатся дети с миграционной историей
Консультация для педагогов и участие в районном методическом семинаре по вопросам адаптации детей из семей мигрантов
Какие информационные ресурсы могут помочь в проведении урочной и внеурочной работы с детьми из семей мигрантов: методический вебинар для российских школ
Мурманская область вновь приняла специалистов МПГУ для диагностики детей-инофонов
Методическая консультация для школы №66 Магнитогорска
Методическая поддержка школ и детских садов Курской области с большой долей учеников из семей мигрантов
Продолжаются консультации по организации языковой адаптации детей из семей мигрантов для российских школ
Вебинар-консультация по вопросам обучения детей из семей мигрантов для образовательных организаций Новосибирской области
Мероприятия проекта 2022 года
Выездные консультации и диагностика детей из семей мигрантов в школах города ЧебоксарыПредставители российских регионов представили опыт по адаптации детей из семей мигрантов на Всероссийской научно-практической конференции
Как адаптируются дети с миграцией в истории семьи в школах Южного Урала
Из Ферганской долины – в Поволжье: как адаптируются дети из семей мигрантов в школе №14 города Саратова
Консультации для школ с большой долей учащихся из семей мигрантов продолжаются: на связи Южный Урал и Западная Сибирь
Секреты работы педагога в поликультурном классе
Об основных методических подходах к обучению детей-инофонов – на вебинаре для школ из 22 субъектов РФ
Школы городов Алдан, Серебряный Бор, Мирный и Якутск – новые участники проекта по адаптации детей с миграционной историей
Опыт взаимодействия по обучению русскому языку детей-инофонов в поликультурной образовательной среде города Челябинска
Участием в проекте «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях» заинтересовались школы Республики Саха (Якутия)
В многонациональных школах Омска прошли очные консультации педагогов и диагностика детей из семей мигрантов
Участие в совещании Минпросвещения России по вопросу разработки моделей финансирования деятельности по языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов в российских школах
Накануне летних каникул состоялся межрегиональный вебинар по обмену практиками педагогической работы с детьми с миграционной историей
Вселенная Южного Урала: Лучшие практики языковой и социокультурной адаптации детей с миграцией в истории семьи
У России немало провинций, и России без них не прожить: в проект по адаптации детей-инофонов включились школы Оренбуржья
Участие специалистов ИСГО МПГУ в региональном консультационном семинаре в Томске: «Как организовать деятельность Центра этнокультурного образования»
«Так много слов во мне, а сказать не могу»: специалисты МПГУ провели диагностику детей-инофонов в образовательных организациях Томска
Мурманск активно включился в проект по языковой и социокультурной адаптации детей с миграцией в истории семьи
Участие в совещании Министерства просвещения РФ по вопросам адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан
Заполярье согревает: дети с миграцией в истории семьи в школах Надымского района
Многонациональный островок Оренбуржья – школа № 46
Многонациональный класс – это большие возможности или поиск новых форм уроков?
Многонациональная школа в предгорьях Кавказа: онлайн-консультирование по вопросам РКИ и адаптации детей мигрантов продолжается
Полиэтничные классы как средство формирования межкультурных ценностей в российских региональных школах
В Саратовской области прошли ознакомительные сессии по организации методической работы для обучающихся с миграционной историей
Русский как иностранный на севере России: В режиме онлайн-конференций прошли встречи с директорами и педагогами школ Мурманской области
Здесь помогают всем детям: онлайн-совещание с директором Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Мурманск)
На связи Томск: Продолжается серия ознакомительных консультаций со школами в рамках межрегионального проекта по адаптации детей с миграционной историей в школах России
Стартовала серия ознакомительных консультаций со школами в рамках президентского гранта, посвященного адаптации детей с миграционной историей в школах России
Участие в методическом семинаре по обучению детей-инофонов в Калужской области
Материалы проекта “Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: консультативная и методическая поддержка школы и детских садов в регионах России”
Отчетная презентация по I этапу проекта
Отчетная презентация по II этапу проекта
Для администрации и педагогов образовательных организаций России:
- проводятся индивидуальные и групповые консультации по работе с семьями международных мигрантов и этнических меньшинств;
-
Таблица выездных очных консультаций и проведения диагностики в регионах РФ.
-
Методические рекомендации для школ_организация работы по языковой и социокультурной адаптации.
-
Фотоотчет о дистанционных консультациях и очных встречах (часть 1).
- Фотоотчет о выездных консультациях и очных встречах (часть 2).
- организуется участие педагогов и администрации образовательных организаций в межрегиональных онлайн-семинарах и тренингах по освоению методик, технологий и лучших педагогических практик интеграции детей из семей международных мигрантов, слабо владеющих русским языком и нуждающихся в социальной и культурной адаптации;
- организуется знакомство педагогов с технологиями входной, промежуточной и итоговой диагностики уровня владения языком детей из семей иноэтничных мигрантов;
-
Диагностика уровня языковой адаптации обучающихся.
-
Диагностика уровня культурной адаптации обучающихся.
- ведется обучение управленческим и педагогическим подходам к организации интенсивной языковой подготовки детей с применением методики «русский как иностранный»;
- организуются мастер-классы лучших педагогов-практиков, работающих в классах со значимой долей обучающихся из семей мигрантов;
- даются рекомендации по подбору учебных и учебно-методических материалов для совершенствования учебной работы и языковой адаптации детей из семей мигрантов;
- оказывается содействие школам в организации работы по социально-культурной адаптации обучающихся из семей мигрантов путем интеграции в план учебно-воспитательной работы занятий и тренингов по теме «Русская культура, традиции и уклад жизни в российском обществе», мероприятий по отработке навыков межкультурного диалога в ученическом и педагогическом коллективах.
Задача проекта – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети-инофоны. Коллектив специалистов МПГУ, занятых в реализации данного проекта, имеет более чем 20-летний успешный опыт работы на этом направлении, участвует в качестве экспертов в реализации мероприятий Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и нацелен на конкретную практическую помощь российским образовательным организациям, обучающим детей из семей мигрантов.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Межрегиональная педагогическая конференция «Адаптация и интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования»
Программа конференции
Интеграцию детей-инофонов средствами образования обсудили на Межрегиональной педагогической конференции в МПГУ
19 октября 2021 года преподаватели кафедры ЮНЕСКО и факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ во взаимодействии со специалистами Центра «Этносфера» провели Межрегиональную педагогическую конференцию «Адаптация и интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования». Мероприятие состоялось в рамках проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России», реализуемого в 2020-2021 гг. с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.
Участниками Межрегиональной педагогической конференции стали учителя начальной и основной школы, педагоги дополнительного образования, администрация школ, воспитатели и методисты детских садов, учителя-логопеды, работающие с детьми-инофонами, из Калуги, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Надыма, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, города Москвы и Московской области, других регионов России.
Темы, представленные педагогами в качестве презентации своей деятельности по адаптации детей из семей мигрантов, имеют широкий охват: от подготовки воспитанников детского сада к поступлению в 1-ый класс до интенсивной тренировки выпускников-инофонов к ОГЭ и ЕГЭ по школьным предметам, в том числе по русскому языку.
Учителя поделились методическим опытом, приобретённым во время проекта с учётом уже сформированных компетенций в области преподавания русского языка как иностранного; рассказали об инструментах, применяемых сегодня в их образовательных организациях, как в рамках обычных занятий, так и в рамках работы на факультативах. Коллеги представили опыт в виде презентаций, тезисов и научных статей.
Материалы конференции будут опубликованы в сборнике докладов в электронном виде с размещением в РИНЦ. Запись трансляции конференции доступна на канале youtube Центра «Этносфера».
Мы благодарим педагогов за интересную и продуктивную работу на конференции, надеемся на дальнейшее продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» реализуется МПГУ и Центром «Этносфера» при поддержке Фонда президентских грантов. Наша главная задача – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети с миграционной историей.
Следите за новостями проекта на сайте Центра «Этносфера» http://www.etnosfera.ru и странице сайта МПГУ https://mpgu.su/integration
Информационный отчет о конференции
Контактная информация:
Омельченко Елена Александровна, профессор кафедры культурологии, и.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ,
тел. +7 (916) 652-22-50, e-mail: ea.omelchenko@mpgu.su;
Криворучко Татьяна Васильевна, ведущий специалист Центра историко-культурных религий и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ,
тел. +7 (915) 064-32-41, e-mail: tv.krivoruchko@mpgu.su
Программа повышения квалификации “Дети из семей мигрантов в современной школе: технологии адаптации и интеграции” (36 часов).