Навигация по сайту

План научно-исследовательской работы МПГУ

Тематика научно-исследовательской работы МПГУ в 2017 г

Тематика научно-исследовательской работы МПГУ в 2018 г

 

КафедраНазвание темы научно-исследовательской работы
Институт биологии и химии
Кафедра ботаники1. Региональные флоры СНГ и биологическое разнообразие таксонов.
2. Морфо-функциональная организация растений и их популяций в ценозах разной степени нарушенности.
3. Фундаментальные проблемы морфологии и систематики растений в вузовском и школьном преподавании.

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных1.Функциональные и морфологические основы здоровьсберегающих технологий.
2. Онтогенез регуляции и координации функций организма.
Кафедра зоологии и экологии1.Адаптивные стратегии высших позвоночных в динамической среде: устойчивость популяций и сообществ.
2. Разработка принципов биологической систематики и проблем синэкологии на основе изучения модельных групп почвенных членистоногих.
3. Современное развитие научно-методических основ обучения зоологии и экологии.
Кафедра биохимии, молекулярной биологии и генетики
1. Исследование структуры генома эукариот, анализ продуктов его экспрессии и регуляция функциональной деятельности белков, ферментов и их ингибиторов.
2. Исследование ферментов белкового обмена эукариот в норме и под воздействием на них биологически активных веществ и токсикантов.

Кафедра общей химии
1. Синтез и исследование гетерополисоединений ванадия, молибдена, вольфрама и ниобия, катализаторов нового поколения.
2. Экологически безопасная ресурсосберегающая комплексная переработка растительного сырья в продукты, имеющие народнохозяйственное значение.
3.Создание и исследование нанокомпозиционных материалов на основе природных биополимеров.
4.Разработка методических подходов при изучении наиболее сложных тем университетского и школьного курсов химии.
5.Расчеты характеристик низколежащих резонансов в системах с несколькими электронами.
6.Экспериментальное исследование и моделирование адсорбционных явлений на границе оксид-электролит с учетом положений гетерогенной кинетики и синергетики.
7. Формирование количественных понятий у учащихся средней школы.
Кафедра органической химии
1. Модификация природных флавоноидов и изучение их свойств.
2. Полидентатные наноразмерные лиганды на платформе каликс[4]резорцинаренов: синтез, трансформация, комплексообразование и формирование супрамолекулярных систем.
3. Модификация биологически активных соединений на основе циклодекстрина. Стабильные наноразмерные моно- и димерные комплексы включения циклодекстринов.
4. Содержание школьного химического образования как ресурс достижения предметных и метапредметных образовательных результатов.

Кафедра естественнонаучного образования и коммуникативных технологий
1. Разработка проблем содержания и технологии обучения биологии и химии и подготовка студентов к работе в средних общеобразовательных учреждениях.
Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности1.Разработка концептуальных подходов к обновлению требований к результатам обучения и содержания учебной дисциплины «ОБЖ» Общей школы.
2. Развитие культуры безопасности детей и молодежи в условиях четвертой технологической революции.
3.Психолого-педагогические подходы к работе с детьми, страдающими синдромом гипермоторности и дефицита внимания.
4. Состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и пути их социализации.
Институт детства
Кафедра дошкольной дефектологии
1.Подготовка специалистов для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования.
2. Развитие теории и практики дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития.
Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии1. Социализация и самоопределение лиц с умственной отсталостью.
2. Психолого-педагогическое сопровождение развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Кафедра психологической антропологии1. Развитие человека в контексте культуры: психологическая антропология и антропопрактика.
Кафедра иностранных языков начальных классов
1. Иностранный язык в профессиональном становлении педагога.
Кафедра логопедии
1.Использование инновационных форм, содержания и технологий в процессе вузовской подготовки бакалавров и магистров «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Логопедия».
2.Использование инновационных форм, содержания и технологий в комплексном изучении, воспитании и обучении лиц с нарушениями речи.
Кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики1. Инновационные технологии образования детей с нарушениями слуха и подготовки педагогических кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Сурдопедагогика»)
Кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе1. Подготовка учителя и младших школьников к творческой деятельности на занятиях ИЗО и художественного труда.
2. Обучение младших школьников естествознанию и подготовка учителя начальных классов.
3. Интеграция исследовательской и проектной деятельности в содержание предмета «Окружающий мир» .
Кафедра анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии1. Изучение особенностей сенсорных систем и высшей нервной деятельности у детей с отклонениями в психофизическом развитии.
Кафедра психологии младшего школьника1.Системогенез деятельности и способностей учащихся.
Кафедра теории и практики начального образования1. Традиции и инновации начального образования.
Информационных технологий в образовании1. Формирование новых ИКТ компетенций педагога.
2. Цифровой университет.
3. Дистанционные технологии в образовании.
4. Формирование информационно-математической компетентности в образовании.
5. Мультимедийные технологии и инструменты в образовании.
Кафедра математики и информатики в начальной школе1.Проблемы преподавания математики и информатики в современной начальной школе.
2. Проблема подготовки будущего учителя к преподаванию информатики в начальной и основной школе.
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе
1. Филологическая подготовка учителя начальных классов: теория и практика.
Институт изящных искусств
Кафедра музыкально-исполнительского искусства в образовании
1.Основные компетенции учителя музыки и их совершенствование в процессе обучения музыкальному исполнительству.
2. Развитие общих и специальных способностей в процессе музыкального обучения и воспитания.
3. Формирование текстологической культуры студентов в процессе освоения музыкально-исполнительской деятельности.
4. Вопросы теории, методики и истории вокально-хоровой подготовки учителя музыки.
Кафедра методологии и технологий педагогики музыкального образования
1.Методологическая подготовка учителя музыки.
2.Историко-педагогическая подготовка педагога-музыканта.
3.Психолого-педагогическая подготовка педагога-музыканта.
4. Музыкально-теоретическая и музыкально-историческая подготовка педагога-музыканта.
Кафедра эстрадно-джазового искусства в образовании
1.Музыкальная педагогика и исполнительство в области эстрадно-джазового искусства.
Кафедра музыкознания и музыкального образования1.Культурологические основы музыкального образования в контексте православной культуры.
2. Теоретико-методические основы инновационных технологий в музыкальном образовании.
3. Управление в сфере искусства и художественного образования.
Кафедра декоративного искусства и художественных ремесел
1.Развитие творческих способностей и художественных потребностей молодежи средствами декоративно-прикладного искусства.
Кафедра живописи
1.Методология художественного образования в глобальном социокультурном образовательном пространстве .
2. Современные методы и технологии преподавания академической живописи в системе художественного образования.
Кафедра истории художественной культуры и методики преподавания ИЗО
1. Изобразительное искусство в контексте истории художественной культуры.
2. Влияние теории и истории искусства на пути развития художественного образования.
3. Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности.
4.Формирование профессиональной компетентности в процессе методической подготовки будущего учителя ИЗО.

Кафедра рисунка
1.Исследование и экспериментальная апробация научной и учебно-творческой деятельности студентов средствами академического рисунка и графики.
2. Формирование художественно-творческих способностей студентов средствами печатной графики.
Кафедра дизайна и медиатехнологий1. Информационные и коммуникационные технологии в системе художественно-графического образования (школа-вуз).
Институт истории и политики
Кафедра истории древнего мира и средних веков им. профессора В.Ф.Семенова1.Античный мир и его периферия.
2.Археология Средиземноморья и Причерноморья.
3. Цивилизации Древнего Востока: основные направления развития.
4. Политика и идеология в истории Европейской цивилизации.
Кафедра новой и новейшей истории1. Модернизация системы экономических отношений и социальной структуры общества в странах Запада и Востока (XVI-XXI вв.)
2. Эволюция политико-правовых институтов и политического процесса в странах Запада и Востока (XVI-XXI вв.).
3. Конфессиональные и этнокультурные факторы развития зарубежного мира (XVI-XXI вв.).
4. Становление и развитие систем международных отношений в Новое и Новейшее время (XVI-XXI вв.).
5. Новые подходы к проблемам истории и историографии стран Запада и Востока (XVI – XXI вв.): проблемы культуры и эволюция общественной мысли.

Кафедра истории России
1. Общественное движение в России XVIII – начала ХХ вв.
2. Отечественная традиция научной исторической мысли: проблемы историографии и источниковедения.
3. Эволюция социально-политического строя России.
4. Социально-экономическое развитие России.
5. Военно-патриотическая и православная традиция в отечественной истории.
Кафедра методики преподавания истории
1. Научно-методическое обеспечение методики преподавания истории и обществознания в школе и вузе.
2. Музейная педагогика как ресурс развития исторического образования.
3. Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и школьников.
Кафедра новейшей отечественной истории
1. Власть и общество: Проблемы социально-экономической и политической истории России ХХ – начала XXI вв. (Появление и развитие технологий сознательного управления социальными процессами в истории).
2. Проблематика исторической психологии в новейшей отечественной истории.
3. Эволюция общественной мысли и социально-культурных отношений в России ХХ – начала ХХI вв.
4. Идеологическая, экономическая и социальная роль государства в истории советского общества (1917-1991).
5. Теория и методология истории, источниковедение и историография истории России XX- начала XXI вв.
Кафедра политологии 1. Исследование открытых сложноорганизованных социально-политических систем в современном мире.
Кафедра социально-политических исследований и технологий1. Predictor Mining: методология интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов.
2. Ценностное сознание российской молодежи.
3. Образовательные технологии в сфере подготовки политологов.
4. Политика памяти.
Институт социально-гуманитарного образования
Кафедра истории1.Власть, церковь, общественное сознание в монархической России.
2.Политические системы и идеологии новейшего времени.
3.Системы образования в исторической ретроспективе.


Кафедра культурологии
1.Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России.
2.Религиозная культура и светская этика в России: история и современность.
3.Культурные практики и технологии в исторической и социальной динамике России.
Кафедра теоретической и специальной социологии
1. Современные дискурсы социологии образования.
2. Социально-ориентированное управление в организациях .
3. Современные социологические теории и школы.
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
1.Проблемы правовой подготовки обучающихся в системе общего и профессионального образования. (межкафедральная)
Кафедра уголовно- правовых дисциплин 1.Организация правоохранительной деятельности в сфере защиты прав несовершеннолетних. (межкафедральная)
Кафедра права 1. Проблемы правовой подготовки обучающихся в системе общего и профессионального образования. (межкафедральная)
Кафедра теории и истории государства и права 1. Проблемы правовой подготовки обучающихся в системе общего и профессионального образования .
(межкафедральная).
Кафедра философии1.Эпистемология социально-гуманитарного естественнонаучного знания.
2. Философия образования: проблемы и поиски (фундаментальное исследование).
3.Проблемы историко-философских исследований: русская и зарубежная философия (фундаментальное исследование).
Кафедра управления образовательными системами
1. Управление ресурсами развития образовательных систем.
2. Формирование управленческих компетенций субъектов образовательной деятельности.
Кафедра экономической теории и менеджмента1.Разработка экономических механизмов функционирования конкурентоспособных институтов в современном образовательном пространстве.
2. Формирование и развитие интеграционных механизмов регионального сотрудничества в глобальной экономике.
3.Развитие социально-экономических механизмов формирования конкурентоспособной экономики России.
Кафедра государственного и муниципального управления1.Современные формы народовластия.
Центр историко-культурных исследований религий и межцивилизационных отношений 1. Формирование гражданской идентичности через преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России на всех уровнях образования.
Институт физики, технологии и информационных систем
Кафедра естественных наук и инновационных технологий
1.Разработка фундаментальных и методических основ интегрированных естественнонаучных дисциплин в школе и вузе.
Кафедра интегрированного предметно-языкового обучения
1. Исследование методов преподавания иностранного языка в контексте предметной подготовки в средней и высшей школе.
Кафедра общей и экспериментальной физики
Исследование новых сверхпроводниковых материалов для чувствительных детекторов электромагнитного излучения видимого и инфракрасного диапазонов.
2. Разработка и создание интегрального однофотонного спектрометра для телекоммуникационных длин волн.
3. Взаимодействие излучения с квантовыми устройствами. (нов.)
4. Терагерцовый метод диагностики психического состояния человека (нов.)
5. Широкополосный спектрометр терагерцового диапазона на основе сверхпроводникового болометра на горячих электронах.
6. Исследование спектральных люминесценции квантовых точек CdSe выращенных в стеклованной жидкокристаллической матрице в широком диапазоне температур.
Кафедра технологии и профессионального обучения1.Разработка информационной образовательной среды для системы непрерывного педагогического образования в предметной области «Технология».
Кафедра теоретической физики имени
Э.В. Шпольского
1. Квантовая оптика и спектроскопия; флуоресценция одиночных объектов - молекул, квантовых точек и примесных центров.
2. Механические свойства трековых мембран и композитов (нанокомпозитов) на их основе как модельных материалов».
3. Разработка содержания и методики знакомства учащихся старших классов с современными материалами и наноматериалами с использованием межпредметных связей физика-химия-биология-информатика».
4. Развитие постэйнштейновских и многомерных калибровочных теорий гравитационного взаимодействия.
5.Теория и методика обучения астрономии в современной школе и педвузе.
Кафедра прикладной математики, информатики и информационных технологий
1.Математические методы и модели сложных структур и систем.
2.Современные проблемы преподавания математики и информатики в высшей и средней школе.
3. Разработка и внедрение инновационных методов и средств в ИКТ сфере.
Кафедра теории и методики обучения физике имени А.В. Пёрышкина1.Инновационные процессы в физическом образовании на этапе внедрения новых образовательных стандартов.
2.Подготовка будущего учителя физики и реализация ФГОС общего образования.
Кафедра технологических и информационных систем1. Проектно-исследовательская деятельность школьников, как система взаимодействия "Школа−ВУЗ".
Институт физической культуры, спорта и здоровья
Кафедра теоретических основ физической культуры и спорта
1.Научно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
2.Медико-биологические основы формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях различного типа.
3. Развитие интеллектуальных способностей детей, подростков и учащейся молодежи в процессе учебной и тренировочной деятельности.
4. Научно-методическое и технологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы с семьей в образовательных учреждениях различного типа.

Кафедра спортивных дисциплин и методики их преподавания
1.Повышение эффективности управления: содержанием образования в области физической культуры и спорта; деятельностью физкультурно-спортивных организаций; процессом оздоровительной и спортивной тренировки.
Кафедра физического воспитания и спорта
1.Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в высших учебных заведениях на современном этапе.
Институт филологии
Кафедра русской литературы 1. Теоретические проблемы и вопросы исторического развития фольклора и русской литературы.
2. Взаимодействия и взаимовлияния национальных литератур, их контактные и генетические связи.
3. Журналистика в интеграционном пространстве науки, культуры и образования.
4. Научные основы развития современного литературного образования.
Кафедра методики преподавания литературы
1. Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве.
2. Проблемы литературного образования в сравнительно-историческом изучении.
3.Научные основы развития современного литературного образования.
Кафедра всемирной литературы
1. Всемирная литература в контексте культуры.
2. Поэтика западноевропейской литературы.
3. Россия в культурном сознании Запада.

Кафедра русского языка1.Системные отношения в лексике, фразеологии и словообразовании.
2.Многоаспектный анализ грамматических явлений русского языка.
3. Лингвокультурология и русская языковая картина мира.
4. Стилистика художественной речи. Лингвистическая поэтика.
Кафедра общего и прикладного языкознания
1. История русского языкознания в очерках и извлечениях.
2. Проблемы русского исторического словообразования и создание «Историко-словообразовательного словаря русского языка».

Кафедра риторики и культуры речи
1. Научные основы преподавания риторики в школе и вузе.
2. Коммуникативные стратегии и тактика речевой деятельности.

Кафедра методики преподавания русского языка 1.Теоретическое и учебно-методическое обеспечение преподавания блока методических дисциплин в педагогическом ВУЗе.
2. Актуальные вопросы русского языка и методика его преподавания.
3. Современная методика преподавания русского языка в поликультурной среде и РКИ.
Кафедра русского языка как иностранного1.Формирование коммуникативных умений и социокультурная адаптация иностранных учащихся.
Кафедра русского языка как иностранного (в профессиональном обучении)1. Иноязычная вербальная коммуникация: психологические и педагогические концептуальные подходы в России и за рубежом.
Кафедра теологии1. История Русской Православной Церкви.
2. Актуальные компетенции образовательных программ по теологии в светском вузе.
Лаборатория междисциплинарных филологических проектов в образовании1. Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам.
Институт иностранных языков
Кафедра фонетики и лексики английского языка
1.Функциональный анализ фонетических средств языка.
2.Функциональный анализ лексических и фразеологических средств языка.

Кафедра грамматики английского языка
1. Функциональный анализ грамматических единиц.
Кафедра романских языков имени В.Г.Гака1.Романские языки в функционально-динамическом аспекте.
Кафедра немецкого языка
1.Функциональное исследование языковых единиц, описание лексической и синтаксической семантики немецкого языка.
Кафедра методики преподавания иностранных языков.
1. Современные коммуникативные технологии в языковом образовании.
2. Концепция иноязычного образования: содержание и контроль.
3. Теория и практика овладения иностранным языком в условиях начального развивающего иноязычного образования.

Кафедра теории и практики перевода и коммуникаций
1.Лингво-когнитивные и экстралингвистические аспекты перевода.
Кафедра контрастивной лингвистики
1. Сравнительно-историческое языкознание.
2. Современный русский язык в функциональном аспекте.
3. Современный русский язык как иностранный.
4. Типологическое и сопоставительное языкознание.
5. Когнитивная лингвистика.
6. Инновационные технологии в преподавании иностранных языков.
Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Кафедра журналистики и медиакоммуникаций1. Журналистика в интеграционном пространстве науки, культуры и образования.
2. Формирование информационно-медийных компетенций вожатых.
Кафедра коммуникационного менеджмента, рекламы и связей с общественностью1.Исследование актуальных проблем рекламы и связей с общественностью.
Кафедра медиаобразования1. Фундаментальные исследования в области теории медиа и медиаобразования.
2.Медийно-информационная грамотность. Проблемы компетенций.
3. Развитие медиакомпетенций преподавателей высшей школы в условиях трансформации российской системы образования.
4. Паттерны распространения новостной информации разных жанров в социальных сетях.
5. Медиабезопасность как теоретико-практическая проблема.
6.Медиа- и информационная грамотность как научное направление и как предмет преподавания.
7. Актуальные проблемы истории отечественной журналистики.
8. Медиаобразование в эпоху четвертой промышленной революции.
Географический факультет
Кафедра экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского1. Экономическая и социальная география России и новых независимых государств.
2. Современная дидактика формирования инфраструктурной среды в преподавании географии в школе и вузе.
3. Экономическая и социальная география зарубежных стран.
Кафедра экологии и природопользования1.Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
2.Оценка пространственно-временной изменчивости естественных и антропогенно преобразованных экосистем.
3. Эколого-ландшафтные, рекреационные и туристско-краеведческие исследования и оценки.
4. Проблемы и обеспечение экологической безопасности урбанизированных территорий.
Кафедра физической географии и геоэкологии1.Фундаментальные научно-методические проблемы преподавания физической географии и геоэкологии в школе и вузе.
2. Региональные физико-географические и геоэкологические исследования.
3. Научно-методические проблемы высшего образования в области туризма.
Кафедра методики преподавания географии
1. Проблемы повышения качества методической подготовки учителей географии в ВУЗе.
2. Научно-методические проблемы преподавания географии в основной и средней школе.
Кафедра геологии и геохимии ландшафта1.Экологическая и биогеохимия геохимия тяжелых металлов.
2. Научно-методическое обеспечение преподавания наук о Земле в педагогических ВУЗах и внедрение новых систем контроля качества образования.
3. Геохимия ландшафтов лесной зоны Российского Дальнего Востока.
4. Минералогия и петрография четвертичных отложений.
Кафедра туризма и межкультурной коммуникации1. Интерактивные технологии обучения в условиях компетентностной модели профессиональной подготовки.
2. Состояние и проблемы развития внутреннего туризма в России.
Факультет дошкольной педагогики и психологии
Кафедра теории и методики дошкольного образования
1. Научно-методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования.
Кафедра дошкольной педагогики
1. Научно-методические основы содержания и технологии дошкольного образования в условиях ДОО и семьи.
2. Формирование актуальных профессиональных компетенций педагога дошкольного образования в условиях многоуровневой модели образования.
Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.Культурологические аспекты проблем дошкольного художественного образования.
Кафедра возрастной психологии
1.Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в дошкольном образовании.
2.Психология эмоционального развития детей и подростков.
Математический факультет
Кафедра алгебры
1. Абелевы группы и группы их расширений.
2. Неассоциативные кольца и алгебры.
3. Частично упорядоченные алгебраические системы.
Кафедра математического анализа
1. Математический анализ, топология, исследования по теории функций, функциональному анализу и дифференциальным уравнениям.
2. Проблемы логической подготовки учителей математики в педагогическом вузе.
3.Современные технологии в обучении математическому анализу в педвузе и школе.
Кафедра теоретической информатики и дискретной математики1. Современные проблемы образования.
2. Теоретические основы информатики.
3.Теоретические исследования и разработка математических моделей с использованием основных результатов в учебном процессе.
4. Прикладные компьютерные системы и технологии.
Кафедра теории и методики обучения информатике
1. Новые направления методической подготовки учителя информатики в педагогическом вузе.
2. Условия формирования информационно-коммуникационной среды, ориентированной на новые образовательные результаты.
Кафедра элементарной математики и методики обучения математике1. Актуальные проблемы преподавания математики в педвузе и школе.
Кафедра теории чисел
1.Аналитическая теория чисел.
2. Совершенствование преподавания математики.
Кафедра геометрии
1. Геометрия многообразий и общая топология непрерывных отображений.
2. Проблема преподавания математики в школе и в педвузе.

Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии1.Саногенная рефлексия как фактор развития личности.
2.Развитие личности средствами музыкального искусства.
3. Психология и педагогика развития когнитивных способностей личности. Закономерности депрофессионализации и дизонтогенеза профессионального становления субъекта деятельности.
4. Духовная безопасность будущих педагогов .
5.Развитие учебной мотивации школьников путем формирования смыслообразующей образовательной среды.
6.Психологические детерминанты девиантного поведения.
7. Психология одаренности: личностные факторы, способствующие самореализации.
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина1. Управление качеством современного образования.
Кафедра психология образования
1. Личность в инновационном образовательном пространстве.
Кафедра социальной педагогики и психологии
1.Психолого-педагогические проблемы социума.
2. Социальное воспитание как социальная практика.
Кафедра психологии развития1.Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты.
Кафедра психологии труда и психологического консультирования1. Когнитивная психология XXI века и поколения Z.
Высшая школа образования
Кафедра педагогики1.Научно-исследовательская деятельность в сфере разработки теоретических основ педагогической подготовки.
Институт международного образования
Кафедра иностранных языков1. Межкультурная коммуникация и инновационные технологии в преподавании иностранных языков.