Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Молодежная лаборатория инновационных технологий в персонализированном образовании

Основной тематикой исследований Молодежной лаборатории инновационных технологий в персонализированном образовании (далее – Лаборатория) в 2022 году стало создание теоретико-методологического обоснования и разработка концепции проектирования педагогической деятельности в многофункциональном персонализированном образовательном пространстве.

Методологическую основу работы составили теоретические подходы к моделированию развивающей образовательной среды, разработанные Л.С. Выготским,  А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым,  Д.Б. Элькониным; концепция личностно-профессионального развития учителя В.А. Сластенина;  представления о персонализации как процессе трансляции субъектом своей индивидуальности в жизнедеятельности других людей А.В. Петровского и В.А. Петровского.

Создание концепции многофункционального трансформируемого образовательного пространства, как ресурса обучения педагогов инновационным образовательным технологиям персонализированного обучения позволило определить теоретические подходы, цели, принципы, задачи, основные механизмы ее реализации в области совершенствования педагогических компетенций учителей, воспитателей, классных руководителей, тьюторов, ориентированных на многообразие, вариативность, развивающее образование школьников.

Концептуальные основы функционирования многофункционального трансформируемого образовательного пространства определяются с учетом характерных признаков персонализации как процесса обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности; как процесса трансляции субъектом своей индивидуальности в жизнедеятельности других людей, трансляции своей индивидуальности другим людям, преобразования интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности во взаимодействии с другими людьми.

Персонализированное образование рассматривается как образовательный подход, использующий индивидуальные образовательные траектории, в результате применения которого возрастает уровень индивидуальной мотивации, происходит удовлетворение индивидуальных интересов, стремления каждого обучающегося. В персонализированном обучении ученик сам управляет своим обучением, соотносит обучение с интересами, талантами, увлечениями и желаниями, активно участвует в дизайне обучения и определяет цели и показатели успеха.

Определены особенности персонализированного образовательного пространства как особой педагогической реальности, представленной специально организованной совокупностью пространственных элементов, мест взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленной на создание условий, способствующих проявлению потенциальных возможностей учащегося, его самопознания и стремления к саморазвитию на основе индивидуальных интересов, потребностей и значимых образовательных целей в соответствии с культурой сотрудничества и сотворчества.

Принципы организации персонализированного образовательного пространства выражаются в вариативности, доступности, открытости, трансформируемости и многофункциональности.

Преимуществами персонализированного образовательного пространства являются: обеспечение свободного доступа для учащихся к качественным учебным инструментам, технологиям и ресурсам, отвечающим их интересам и предпочтениям в обучении; стимулирование творческой самореализации учащихся; вовлечение их в учебную деятельность; стимулирование взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение разнообразия возможностей для организации формального и неформального обучения; стимулирование творческой активности педагогов.

Дана характеристика многофункционального образовательного пространства как целостного многофункционального комплекса возможностей окружающей среды, имеющего педагогически целесообразную организацию с целью развития, образования и воспитания человека.

Образовательное пространство рассматривается как специально созданная учебная зона, наполненная необходимым материалом и оборудованием, способствующая установлению многоступенчатой системы связей и отношений и обеспечивающая эффективное взаимодействие между педагогами и учащимися для организации образовательной деятельности.

Проектирование образовательного пространства с учетом персонализированного обучения позволит расширить диапазон методов и форм преподавания, обучить педагогов использованию инновационных образовательных технологий обучения, созданию интегрированных сценариев занятий, трансформированию образовательного пространства под различные педагогические задачи, организации занятий на основе динамики индивидуальных достижений.

Многофункциональное образовательное пространство предоставляет значительные возможности для внедрения персонализированной модели обучения, смешанного обучения, применения методов активного обучения, проектных методов, одновременной организации индивидуальной, парной и групповой работы в рамках одного урока, что требует от педагога новых подходов к проектированию педагогической деятельности, дополнительных умений и навыков работы в таком пространстве. При этом в связи с динамичностью и нелинейностью педагогического процесса в таком пространстве, заранее предусмотреть все течение урока невозможно, таким образом, педагог должен быть активен, уметь быстро и чутко реагировать, уметь перестраивать свою деятельность, исходя из ситуации на уроке. Способность и умение быстро перестроить и организовать деятельность учащихся, мотивировать их на выполнение проектных заданий, распределить роли между учащимися, стимулировать желание учащихся принимать участие в проектной деятельности, вносить элемент новизны, необычности, являются основой работы педагога в многофункциональном образовательном пространстве.

Многофункциональное образовательное пространство призвано стимулировать творческую деятельность не только учащихся, но и педагогов. Педагог должен обладать творческим потенциалом, быть творческой личностью с гибким мышлением, чтобы генерировать оригинальные и нестандартные подходы к педагогической деятельности в целом.

Важно, чтобы педагог был готов к непрерывному циклическому характеру педагогического проектирования, в связи с тем, что постоянно меняется актуальность материала, запросы учащихся на определенные знания в рамках индивидуальных образовательных траекторий. В целом деятельность педагога в многофункциональном образовательном пространстве усложняется, так как возникает необходимость в овладении новыми навыками и приемами разработки учебных материалов, уроков, а также педагог должен оказывать поддержку учащимся, предоставлять им индивидуальную обратную связь, организовывать рефлексивную деятельность учащихся.

Также трудности в проектировании педагогической деятельности могут возникать в связи с:

– низким уровнем рефлексии над проектированием у самого педагога, неумением критически оценить собственное педагогическое проектирование;

– отсутствием возможности (площадок) и желания (или времени) обмениваться опытом проектирования образовательной деятельности с коллегами;

– значительными временными, эмоциональными затратами на педагогическое проектирование с использованием всех ресурсов многофункционального образовательного пространства;

– инновационной «закрытостью» педагога, неготовностью принять новые идеи, отличные от собственных, неготовностью к принятию вариативности педагогического опыта, желанием использовать старые, проверенные временем методы проектирования педагогической деятельности, что может быть обусловлено как личностными характеристиками педагога, так и внешними установками;

– отсутствием востребованности результатов собственной педагогической деятельности как образовательным учреждением, так и обществом в целом, риском ситуации неуспеха, который может обернуться чувством неуверенности в себе и своих силах, отсутствием положительной обратной связи от руководителей образовательного учреждения, которая бы повышала мотивированность педагога на дальнейшее активное проектирование педагогической деятельности в многофункциональном образовательном пространстве;

– отсутствием методической поддержки для реализации педагогического проектирования в многофункциональном образовательном пространстве.

Анализ представлений педагогов о многофункциональном образовательном пространстве на основе контент-анализа и прототипического анализа П. Вержеса показал, что педагоги определяют его как условие для развития. Учителям в возрасте от 26 до 39 лет свойственно осмысливать себя в контексте многофункционального образовательного пространства, как возможность для саморазвития и самообразования, а не только как источник и средство для развития личности ученика.

Говоря об условиях развития, мы рассматривали представления педагогов, направленные на развитие личностных качеств, ориентацию на комфорт, свободу, возможности, технологичность и т.д., Обсуждая категорию как образовательную среду, респонденты чаще всего рассматривают как платформу для развития просоциальных качеств, направленных на взаимодействие со всеми субъектами образовательного пространства.

По мнению педагогов, образовательное пространство не только содержит в себе характеристики мобильности, разнообразия и технологичности, но также является зоной непосредственного выстраивания коммуникации между образовательными организациями, организациями управления, между администрацией школы, учителями и их родителями, то есть многофункциональное образовательное пространство выходит за рамки школьного кабинета и представляет собой открытую, доступную, современную систему образования. Пространство в данной категории представляет собой само помещение, которое оборудовано под разные формы взаимодействия во время уроков и во внеурочной деятельности, позволяя всем субъектам образовательного пространства наиболее эффективно задействовать школьные помещения без больших временных затрат и усилий.

Создание персонализированного образовательного пространства связано с обеспечением следующих условий: организация повсеместности обучения; предоставление возможностей для реализации принципа педагогической гибкости; обеспечение мобильности учебных помещений; стимулирование реализации модели полного жизненного цикла; соответствие иерархии учебных помещений целевым ориентирам обучения.

В работе представлены технологии персонализированного обучения и воспитания в многофункциональном образовательном пространстве с использованием цифровых сред и сетевых проектов, инструментов контрольно-оценочной и проектной деятельности, представлен опыт организации образовательного пространства для проведения творческого сочинения.