Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Алексей Лубков рассказал на Педагогическом форуме о социальной миссии университетов

Новости МПГУ

Ректор МПГУ Алексей Лубков выступил на пленарном заседании Педагогического форума Российского профессорского собрания – 2021 «Университет в эпоху педагогических новаций», которое состоялось в РГПУ имени А.И.Герцена 9 июня. Ректоры вузов, государственные и общественные деятели, представители научного сообщества обсудили на форуме вопросы развития педагогических университетов, их сетевого взаимодействия, преподавания и совершенствования системы аттестации научных кадров.

Доклад Алексея Лубкова был посвящен социальной миссии университетов, их роли в жизни общества на примере педагогических вузов, в том числе МПГУ. Он напомнил, что в следующем году два братских университета – МПГУ и РГПУ им. А.И.Герцена – будут отмечать юбилеи: 150 лет и 225 лет со дня основания соответственно. «Это были достойные годы – годы служения России, формирования будущего поколения граждан, ее патриотов, и мы на всех исторических поворотах достойно несли это знамя», – подчеркнул ректор.

Он напомнил, что во время Великой Отечественной войны Ленинградский государственный педагогических институт имени А.И.Герцена и МГПИ имени В.И.Ленина, несмотря на тяжелейшие условия, ни на один день не прекращали подготовку учителей для страны. Герценовский институт работал в блокадном Ленинграде, МГПИ – в Москве в условиях осадного положения, оба вуза работали и в регионах, куда они были перемещены.

Алексей Лубков отметил, что место университетов в истории уникально. Фундаментом, институциональным основанием европейской цивилизации и гражданского общества на Западе были именно университеты, задавшие основу того цивилизационного кода, который передается в течение тысячелетий. В России противопоставление гражданского общества и государства, в том числе с участием университетов, не было таким острым, но оно все же обозначилось во второй половине XIX века благодаря созданию женских курсов – в 1872 году в Москве, затем в Санкт-Петербурге и Киеве.

Инициатива предоставления женщинам возможности получать высшее образование исходила от императорских университетов – государственных учебных заведений, а сами высшие женские курсы были общественно-государственными, рассказал ректор МПГУ. Таким образом, общественная деятельность становилась частью государственной повестки. В советское время на базе многих женских курсов были созданы педагогические вузы, и общественная составляющая развития педагогического образования в России сохраняется и сегодня. Алексей Лубков напомнил, что днем ранее, 8 июня 2021 года, представители различных вузов страны подписали декларацию, обозначив принципы преемственности в развитии педагогического образования.

В основе модели современного университета в России лежит сочетание традиций и инноваций, констатировал ректор МПГУ. Но университет сегодня – это не только и не столько сугубо профессиональная подготовка.

«Мы по-иному понимаем профессиональную подготовку – она вбирает в себя не только подготовку предметную, но и самый широкий комплекс тех компетенций, которые сегодня формируют, во-первых, гражданина страны и, во-вторых, учителя современной России. В университете мы предоставляем возможность этого синтеза, соединения самых разных направлений для развития профессионального мастерства, профессионального творчества и других видов деятельности человека», – рассказал Алексей Лубков.

Социальная миссия университета, по его мнению, тесно связана с так называемой третьей миссией. Речь идет, прежде всего, об общественно значимых проектах и инициативах – так, в 2017 году благодаря МПГУ было воссоздано направление вожатской деятельности, в котором сегодня нуждается страна. В свое время ЛГПИ и МГПИ готовили вожатых для работы в пионерлагерях, и это давало импульс развитию новой педагогики, педагогики новаторства. Сейчас это направление сохраняется и развивается благодаря Федеральному учебно-методическому объединению «Образование и педагогические науки» и его председателю Елене Ивановне Казаковой. Вожатых для оздоровительных лагерей в рамках отдельного модуля образовательной программы готовят не только педагогические, но и другие вузы.

Алексей Лубков также отметил, что в последние полтора года в связи с пандемией в университетах возникли инициативы, помогающие развивать студенческое самоуправление и выполнять социальную миссию. Он обратил внимание на движение «Волонтеры просвещения», в котором ярко проявилась преемственность поколений, когда важные социальные импульсы идут не только от отцов к детям, но и наоборот. Молодые люди, обладающие цифровыми навыками, стали передавать их представителям старшего поколения, студенты педагогических вузов вышли на замену учителям, а затем остались в школах и сегодня ведут там занятия.

«Цифровизация по-новому раскрывает социальную миссию. Многие университеты используют виртуальное пространство для просветительской деятельности, и сегодня в связи с законом о просветительской деятельности это очень важно. У МПГУ есть свои каналы на Youtube, мы там реализуем свою просветительскую, культурную, образовательную миссию, демонстрируем наши достижения. И очень приятно, что в новом формате мы имеем возможность обратиться к традициям педагогического образования – например, давать студентам вторую, а может быть и третью квалификацию, которая позволяет не только вести кружки в школах, но и отвечать на запросы социума», – рассказал ректор МПГУ.

Он напомнил, что многие инициативы, появившиеся в период пандемии, сегодня определяют жизнь студенчества. Например, в МПГУ были организованы встречи с интересными людьми онлайн – состоялись две встречи с выдающимися режиссерами Кшиштофом Занусси и Андреем Михалковым-Кончаловским. По мнению Алексея Лубкова, на формирование духовно-нравственных основ личности большое влияние оказывает среда, и подобные социально значимые мероприятия, масштабные проекты «Без срока давности», «Диктант Победы», «Волонтеры просвещения», «Бессмертный полк» способствуют созданию такой среды.

Благодаря нашим традициям сегодня есть возможность более широко рассматривать социальную миссию университета, которая включает взаимодействие как с Российским движением школьников, так и с традиционными религиозными конфессиями, с музейными учреждениями и так далее. «Все это создает совершенно новое образовательное, культурное, воспитательное пространство современных университетов, способствует реализации социальной миссии вузов, и педагогических вузов прежде всего», – заключил ректор МПГУ.

 
В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

10 / 06 / 2021

Показать обсуждение