Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Алексей Лубков выступил с открытой лекцией «Русская национальная элита и Запад»

Новости МПГУ

Ректор МПГУ, академик РАО Алексей Лубков рассказал студентам, как представители русской национальной элиты относились к Западу в XIX веке. Он показал на конкретных примерах, что одни из них поддерживали Россию, отстаивая традиционные ценности, а другие выступали против ее национальных интересов. Дискуссии тех лет не теряют актуальности и сегодня.

В начале лекции Алексей Лубков подчеркнул, что речь пойдет не о властной, а о культурной элите, и для будущих педагогов, учителей именно это важно. «Мы формируем культуру и сами являемся ее носителями. Те ценности и смыслы, которые мы стремимся передать, – это прежде всего наследие великой русской культуры, литературы XIX века», – пояснил он.

Одним из выдающихся представителей национальной культурной элиты был Александр Сергеевич Пушкин. Его «восхождение» как гражданина и национального поэта происходило в очень драматичный период, напомнил ректор МПГУ. В 1830 году началось польское восстание – мятеж на территории Царства Польского, которое с 1815 года входило в состав Российской империи и обладало особым статусом. Поляков не устраивала та доля свободы и автономии, которую они имели, и России пришлось применить жесткие меры воздействия. В 1831 году восстание было подавлено.

Алексей Лубков рассказал, что Европа критически отнеслась к подавлению польского восстания – например, члены французского парламента выступили с идеей объявить санкции против России и даже применить вооруженную силу. В ответ Пушкин написал два стихотворения – «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина», поддержав позицию российского государства. По повелению императора Николая Павловича стихотворения вошли в брошюру «На взятие Варшавы», изданную массовым по тем временам тиражом. Все российские университеты и гимназии были обязаны иметь ее в своих библиотеках.

Впрочем, подчеркнул ректор МПГУ, русское общество в те годы, как и сегодня, было представлено разными людьми с разными настроениями. Давний друг Пушкина Петр Андреевич Вяземский, прочитав брошюру, счел эти стихотворения «квасным патриотизмом» и ошибкой поэта (впрочем, впоследствии он пересмотрел свои взгляды и во время следующего польского восстания 1863-1864 годов занял ярко выраженную патриотическую позицию). А вот Петр Чаадаев – старший товарищ Пушкина – в отличие от Вяземского утверждал, что именно благодаря этим произведениям Пушкин стал не просто великим поэтом, а великим гражданином – национальным поэтом, «нашим Данте».

Еще один пример дискуссий между представителями русской национальной элиты, о котором рассказал Алексей Лубков, был связан с польским восстанием 1863-1864 годов. Участниками дискуссии стали Александр Иванович Герцен – тот самый, которого «разбудили декабристы», и Михаил Никифорович Катков – «выдающийся и во многом нераскрытый, оболганный русский публицист, ставший основоположником русской политической журналистики» (недавно к его 200-летию вышла книга Алексея Лубкова «Михаил Катков: молодые годы»).

Ректор МПГУ отметил, что Александр Герцен находился в жесткой оппозиции не только к царскому режиму, но и в целом к России. На свои деньги и деньги Ротшильда он издавал в эмиграции газету «Колокол», которая поддержала польское восстание. Катков оппонировал Герцену, и за несколько месяцев его газета «Московские ведомости» стала печатным органом, пробуждающим сознание русского народа.

«Для Каткова не стоял вопрос о том, что угнетают поляков, – он выступал идеологом имперского сознания, и вопрос единства империи был для него приоритетным. Эту позицию поддержало русское общество, отойдя от «Колокола». Более того, после восстания и жесткой, яркой полемики «Колокол» потерял свои тиражи. Влияние на умы и сердца русского общества со стороны лондонского проекта было ослаблено», – рассказал Алексей Лубков.

Он добавил, что Катков публиковал и материально поддерживал Достоевского, влиял на него, так что после возвращения из ссылки и с каторги этот писатель стал наследником и проводником русской идеи. А смысл русской идеи по Достоевскому заключается прежде всего в отзывчивости русской души – практически во всех его романах ведется полемика с западными ценностями. В отличие от Пушкина он хорошо знал Европу – спасался там от кредиторов и писал свои великие романы, и его дневник, который он начал вести накануне русско-турецкой войны 1877-1878 годов, насыщен нелицеприятными высказываниями в адрес Европы.

По мнению ректора МПГУ, формула русской идеи эволюционировала от Пушкина через Чаадаева, Гоголя к Достоевскому, и многие русские религиозные философы по-своему воспринимали ее. Владимир Сергеевич Соловьев, преподававший философию на Московских высших женских курсах, считал русской идеей не то, что мы думаем о своем Отечестве во времени, а то, что Господь задумал о нем в вечности. Свой вклад в понимание русской идеи внесли Струве и Бердяев, противопоставлявшие высокие духовные ценности России мещанскому, обывательскому миру Запада.

«К сожалению, мы не всегда помним об этом наследии, и, может быть, одна из главных ошибок последнего времени заключается в том, что мы также поддались этому искушению, соблазну и забыли о наследии выдающихся представителей русской национальной элиты. А это наследие и сегодня, на мой взгляд, является для нас нравственным компасом», – заключил ректор МПГУ.

Затем Алексей Лубков ответил на вопросы студентов. Они были посвящены не только теме лекции, но и, в частности, истории нацизма, изучению Великой Отечественной войны в школьном курсе, развитию критического мышления у школьников и студентов, различиям между западным и русским миром, многополярности современного мира. Говоря об важности изучения истории, ректор МПГУ подчеркнул, что эта наука является вечной. Рассматривая тему национальной элиты в позапрошлом веке, мы видим ее новые грани: стихи, которые Пушкин написал в 1831 году, возможно, были его завещанием для живущих сегодня.

Отвечая на вопрос о том, почему вмешательство западного капитала приводит к фашизации режима в разных странах и некоторые страны бывшего СССР после этого прекращают диалог с Россией, ректор МПГУ объяснил, что корни этого явления – в русофобии. При любом строе, социалистическом или квази-капиталистическим, мы являемся носителями других ценностей – немещанских, необывательских, и считаем, что человека нельзя свести к формуле успешной жизни.

«Россия, ее культура, мы с вами вместе вызываем радикальное отторжение, граничащее с нацизмом и фашизмом. Не случайно русофобия сегодня принимает уродливые формы – в Миланском университете запрещают проводить лекцию о Достоевском, и требуется вмешательство премьер-министра Италии, чтобы руководство университета пересмотрело свое решение. Куда уже дальше идти?» – заключил Алексей Лубков. По его мнению, причина такого отношения в том, что у России и Запада – разные модели мира, разное отношение к жизни, к человеку, к высшим ценностям.

 

Лекция Алексея Лубкова «Русская национальная элита и Запад» транслировалась онлайн – в прямом эфире ее посмотрели более 2 тыс. человек. На Youtube-канале МПГУ на данный момент она набрала порядка 18 тыс. просмотров.

 

11 / 03 / 2022

Показать обсуждение