Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Музее МПГУ открылась выставка мэтров художественно-графического факультета

МПГУ-2022

6 июля 2022 года в Выставочном зале Музея МПГУ открылась выставка «Мэтры художественно-графического образования», на которой были представлены живописные работы художников-педагогов Е.В.Шорохова  и А.А.Унковского.

Выставка открылась приветственным словом ректора МПГУ А.В. Лубкова, который вспомнил о тех временах, когда историки располагались на 3 этаже КГФ, художники на 5-м, как дружили факультетами, проводили совместные мероприятия и каким добрым, отзывчивым и душевным был Евгений Васильевич Шорохов – декан ХГФ в 90-е годы.

Нынешний декан ХГФ ИИИ МПГУ К.М.Зубрилин рассказал о плодотворных годах сотрудничества с педагогами-живописцами, отметил высокую работоспособность А.А.Унковского, его профессионализм и творческую интуицию.

Директор ИИИ МПГУ А.А.Коновалов ярко и красочно передал самые интересные факты из жизни мэтров Худграфа – Е.В.Шорохова и А.А.Унковского, пожелал присутствующим быть достойными продолжателями традиций факультета, Института изящных искусств и Университета.

На открытии выставки присутствовали члены ректората, участники проекта “Университетские профильные образовательные смены” для детей Донбасса в МПГУ и начальник управления воспитательной работы и молодежной политики МПГУ А.А.Кайгермазов, преподаватели ХГФ ИИИ МПГУ, выпускники-краснодипломники ХГФ ИИИ и других институтов и факультетов МПГУ, которые с интересом осматривали живописные полотна и обещали вернуться в выставочный зал еще раз, потому как выставка «Мэтры художественного образования» будет открыта до 10 сентября и ждет старых и новых посетителей.

О художниках и их жизненном и творческом пути можно рассказывать не один час. Вся жизнь Евгения Васильевича Шорохова неразрывно связана с художественным образованием. Член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный работник высшей школы России, доктор педагогических наук, профессор, член профессионально-творческого Союза России, член Союза художников, Академик Международной Академии Наук педагогического образования, академик Академии гуманитарных наук, Евгений Васильевич в 1962 году окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института.

После окончания Московского педагогического училища с «Красным» дипломом в 1954 году и службы в армии в г.Кинешме Евгений Васильевич в 1957 году успешно сдает экзамены в Московский педагогический институт им. В.П. Потемкина и оканчивает его в 1962 году в составе Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина. С этого момента его педагогическая деятельность навсегда связана с художественно-графическим факультетом, которому он отдает все свои силы, энергию и талант.

По окончании художественно-графического факультета МГПИ им. В.И. Ленина работал в аппарате Министерства просвещения РСФСР и СССР, курируя художественно-графические факультеты.

В период работы Шорохова Е.В. в Министерстве просвещения РСФСР была создана Ученая комиссия, а позднее НМС в МП СССР по художественно-графическим факультетам. В эту комиссию входили выдающиеся ученые педагоги, художники: Ростовцев Н.Н., Анисимов Н.Н., Дембицкий С.И., Пучков А.С., Христенко Н.П., Серов А.М., Ефанов Е.П., Беда Г.В.(Краснодар), Суздалев П.К., Яшухин А.П. (Ростов), Белов А.А. (Ленинград), Коротков Н.А. (Кострома). Комиссией разрабатывались программы для школ, художественных училищ и педагогических вузов, положения по кафедрам, о пленэрах, об учебных мастерских с их оборудованием, утверждались учебные пособия и учебники по изобразительному искусству.

В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию в диссертационном совете МГПИ имени В.И. Ленина по теме «Проблемы композиции в детском изобразительном творчестве и методические обоснования преподавания тематического рисования в школе (5-7 классы)» по специальности 732 – методика преподавания рисования, научный руководитель Смирнов Глеб Борисович.

В конце 1968 году Евгений Васильевич перешел в лабораторию изобразительного искусства НИИ школ Минпроса РСФСР в качестве старшего научного сотрудника. В лаборатории изобразительного искусства он вел интересную научно-исследовательскую работу по проблемам совершенствования преподавания изобразительного искусства в школе, по развитию художественно-творческих способностей школьников.

В 1976 году Шорохов Е.В. был приглашен в созданное тогда Министерство просвещения СССР в качестве инспектора-методиста по художественно-графическим факультетам, где проработал до 1983 года. В УУЗе Минпроса СССР Евгений Васильевич провел большую работу по обеспечению учебно-методической документации художественно-графических факультетов и училищ не только в РСФСР, но и в республиках Советского Союза. Именно в это время были изданы учебные программы по всем специальным дисциплинам, учебные пособия по живописи (Г.В. Беда, А.П. Яшухин, А.А. Унковский) по рисунку (Н.Н.Роствоцев), по композиции (Е.В. Шорохов), по рисунку и живописи натюрморта (А.С.Пучков и А.В.Триселев) и др.

В 1983 году Евгения Васильевича пригласили заведовать кафедрой живописи на Художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина, а в Минпросе СССР курировать художественные факультеты стал его ученик Ломов Станислав Петрович.

С 1983 г. вел занятия по живописи и композиции на 1-5 курсах, руководил пленэрной практикой и дипломниками, осуществлял руководство аспирантами и докторантами (подготовлено более 40 кандидатов и докторов наук).

Являлся председателем учебно-методической комиссии по изобразительному искусству, Учебно-методического объединения по педагогическому образованию.

С 1993 года и до конца жизни работал в должности декана художественно-графического факультета МГПИ им. Ленина.

В 1989 году — защитил докторскую диссертацию, тема: «Научно-методическое обоснование композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования», присвоено учёное звание профессора.

В 2006 году — избран членом-корреспондентом Российской академии образования от Отделения образования и культуры.

С 2010 года являлся председателем диссертационного Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций при МГПИ, где осуществляется аттестация специалистов высшей квалификации не только МПГУ, но и для образовательных организаций разного уровня России и ближнего зарубежья.

Опубликовано более 100 научно-методических статей. Автор учебника “Композиция”, учебного пособия “Композиция”, методических пособий “Тематическое рисование в школе” “Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе”.

Шорохов Е.В. внес значительный вклад в совершенствование системы художественно-педагогического образования.

Художественно-педагогическая система Е.В. Шорохова сориентирована на серьезное и основательное формирование художественно-педагогического мастерства будущих учителей изобразительного искусства, на выстраивание такого содержания образования, использование таких форм педагогического воздействия, которые обеспечивали бы высокий уровень профессиональной подготовки студентов.

В научно-педагогических публикациях Шорохова, которые изданы большим тиражом и пользуются успехом среди студентов, аспирантов и преподавателей художественно-графических факультетов, указывается, какими профессиональными качествами, художественными умениями должен обладать будущий учитель изобразительного искусства.

Евгению Василевичу пришлось взять на себя руководство развитием системы художественно-графических факультетов на этапе долгих лет непрекращающихся реформ, испытывающих на прочность и выживание все высшее профессиональное образование России. Это годы, приходящиеся на создание первых государственных образовательных стандартов, резкое сокращение объема академических занятий, широкое распространение формалистических направлений в изобразительном искусстве. В этих условиях актуальным стало не только сохранение традиций реалистической школы рисунка и живописи, но и отстаивание самой необходимости реалистической направленности в обучении этим основополагающим дисциплинам в подготовке художников-педагогов. Е.В. Шорохову удалось сохранить у профессорско-преподавательского состава художественно-графических факультетов потребность в опоре на работу с натуры, в приоритете овладения гармонией цветов и форм реальной действительности.

В своих работах, учебных пособиях и монографиях «Композиция», «Тематическое рисование в школе», «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе» Е.В.Шорохов отмечает огромное значение композиции в художественном воспитании и образовании как учащихся школы, студентов вузов, так и художников-педагогов. Изучение законов, правил, приемов и средств композиции на художественно-графических факультетах по его учебным пособиям помогает студентам грамотно, с учетом своих творческих возможностей, постепенно накапливать профессиональный опыт и продвигаться к вершинам художественного мастерства. Важнейшим условием освоения композиции является знание истории и теории ее становления и развития.

 

 

Андрей Алексеевич Унковский ушел из жизни год назад, на 93-м году жизни, но до последних дней преподавал, читал лекции студентам из Китая.

А.А.Унковский – профессор кафедры живописи, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник МПГУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, Заслуженный работник культуры РФ, заведовал кафедрой живописи – 34 года, научно-педагогический стаж — 64 года.

Андрей Алексеевич Унковский родился в 1928 г. в Твери. Позже переехал жить и работать в Москву.

Прадед художника А.М. Унковский был известным лидером либеральной оппозиции второй половины XIX века, он активно выступал за освобождение крестьян и был одним из самых близких друзей М.Е. Салтыкова-Щедрина. По линии матери дед художника А.П. Федоров – выпускник Императорской Академии художеств, он так же, как и его отец, был городским и епархиальным архитектором Твери.

После войны, в 1945 г., Андрей Алексеевич поступил в Строгановское училище на факультет монументально-декоративной живописи, где ему посчастливилось учиться у таких блестящих русских и советских мастеров живописи,  как А.В. Куприн и С.В. Герасимов. От них он перенял, прежде всего, основы культуры и их отношение, подход к методологии обучения живописи.

Он принимал непосредственное участие в становлении и развитии заочного института и его художественно-графического факультета,  воспитал не одно поколение талантливых художников и педагогов изобразительного искусства. А.А. Унковский представил методическое теоретическое обоснование учебного процесса в области обучения предметам изобразительного искусства. А также преподавал такие дисциплины, как живопись, рисунок, руководил ВКР. Занимался научной деятельностью, известен как автор множества методических пособий и программ, основанных на лучших традициях русской художественной школы, в том числе пособия: “Живопись. Вопросы колорита”, “Цвет в живописи”, “Живопись гуашью и темперой”, “Рисунки – наброски”. Основным направлением его научно-методической деятельности являются вопросы повышения эффективности преподавания специальных дисциплин и развитие творческих способностей студентов.

Помимо научной, педагогической деятельности, А.А. Унковский никогда не переставал работать творчески. Художественную деятельность Андрей Алексеевич начал с оформления интерьера общественных зданий. Принимал участие в создании мозаики на ст. м. Киевская, её наземного вестибюля. А также в создании ряда панно для выставочных комплексов на ВДНХ. От росписи и мозаики постепенно пришел к станковой живописи.

В творческой работе А.А. Унковский отдавал  предпочтение русскому реализму, его направлению, известному как “московская школа живописи”. Особое внимание он уделял вопросам колорита, состояния, композиционного решения работы. Андрей Алексеевич известен как мастер пленэрного и архитектурного пейзажа, ему принадлежит авторство серии картин “Памятники Отечества”. На полотнах художника запечатлены памятники древнего зодчества, уголки старой Москвы, Можайска и других подмосковных городов, старинные парки и сельские пейзажи, где памятники русской архитектуры органично вписываются в окружающую их природу.

Став в 1961г. членом МОСХа, А.А. Унковский много лет работал в различных жанрах, но оставался, прежде всего, пейзажистом. Он регулярно представлял свои работы на выставках Московского союза художников и факультетских выставках МГГУ им. М.А.Шолохова. Провел ряд персональных выставок: “Унковский и ученики” в галерее “Выхино” в 2007г.; как ученик С. В. Герасимова в 2007 провел персональную выставку в Можайском историко-краеведческом музее, Дом-музей им. С. В. Герасимова; в 2014г. с успехом прошла персональная выставка в Твери, родном городе художника, в стенах литературного музея им. Салтыкова-Щедрина.

В 1957 году Андрей Алексеевич начал работать в должности ассистента в Московском заочном педагогическом институте по специальности черчение и рисование.

В 1972 году Андрей Алексеевич защитил кандидатскую диссертацию в диссертационном совете при МГПИ имени В.И. Ленина на тему «Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства» по специальности 13.731 – методика преподавания изобразительного искусства, научный руководитель Ростовцев Николай Николаевич.

С 1975 по 2009 год – на должности заведующего кафедрой живописи, в Московском заочном педагогическом институте (МЗПИ) (переименован в 1992 году в Московский гуманитарный открытый педагогический институт (МГОПИ), в 1995 в Московский гуманитарный открытый педагогический университет (МГОПУ), в 2000 году в Московский гуманитарный открытый педагогический университет им М.А. Шолохова (МГОПУ им М.А. Шолохова), в 2009 году в Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова (МГГУ имени М.А. Шолохова)).

С 12 декабря 1985 года по 19 мая 1986 года исполнял обязанности декана Художественно-графического факультета МЗПИ.

С 11 ноября 2009 года по 12 октября 2015 года работал в должности профессора кафедры рисунка и живописи (переименована в 2010 в кафедру художественного образования) МГГУ имени М.А. Шолохова.

С 12 октября 2015 года работал в должности профессора кафедры художественного образования Художественно-графического факультета Института искусств Московского педагогического государственного университета в связи с объединением двух ВУЗов (МПГУ и МГГУ имени М.А. Шолохова).

В 2015 году Андрей Алексеевич решил представить свои работы в родном для московских художников зале – Галерее живописного искусства МСХ. Эта ретроспективная выставка являлась своего рода юбилейной и посвящена 60-летию творческой деятельности А. А. Унковского.

С 1 сентября 2016 года до конца жизни работал профессором на кафедре живописи Художественно-графического факультета Института искусств Московского педагогического государственного университета.

В 2019 году Андрею Алексеевичу присвоено звание Почетный работник МПГУ.

Андрей Алексеевич являлся одним из ведущих специалистов художественно-педагогического образования в России. С его именем связано становление и развитие подготовки учителей изобразительного искусства, приобретение ими профессионального мастерства, приобщение к художественным ценностям.

Большим вкладом в теоретическое обоснование академической системы обучения являются многочисленные учебные пособия А.А. Унковского, основанные на лучших традициях русской художественной школы и посвященные изучению различных видов и жанров живописи и рисунка, его научно-методическая деятельность, связанная с вопросами повышения эффективности преподавания специальных дисциплин и развития творческих способностей студентов.

В творческой работе А.А. Унковский отдавал предпочтение русскому реализму, его направлению, известному как “московская школа живописи”. Особое внимание он уделял вопросам колорита, состояния, композиционного решения работы. Андрей Алексеевич известен как мастер пленэрного и архитектурного пейзажа, которому принадлежит авторство серии картин “Памятники Отечества”. На полотнах художника запечатлены памятники древнего зодчества, уголки старой Москвы, Можайска и других подмосковных городов, старинные парки и сельские пейзажи, где памятники русской архитектуры органично вписываются в окружающую их природу.

УнковскийА.А.- автор большой серии широко издававшихся учебных пособий по изобразительному искусству, основанных на традициях русской живописи. Работы А.А. Унковского находятся в галереях и частных собраниях России, Франции, Германии, Канады, Америки, Испании.

08 / 07 / 2022

Показать обсуждение