2 – 3 февраля 2023 года в Институте филологии Московского педагогического государственного университета состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция «XXVIII Шешуковские чтения. Писатель, учитель, наставник в литературе России XX – XXI веков», организованная кафедрой русской литературы ХХ-ХХI веков.
Открыл конференцию ректор МПГУ, академик Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков.
Алексей Владимирович напомнил о том, что 2023-й год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Идея о преемственности поколений и дани уважения легендарным учёным, наставникам, в том числе выдающимся педагогам МПГУ, прозвучавшая в речи ректора вуза, объединила всех участников мероприятия.
В приветственным слове директор Института филологии МПГУ, заведующий кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук Елена Геннадьевна Чернышева отметила, что сохранять на протяжении почти тридцати лет высочайший уровень организации и научно-методического содержания Шешуковских чтений помогают именно признание заслуг и следование методологии великих предшественников-наставников МПГУ: А. Ф. Лосева, С. И. Шешукова, В. А. Лазарева и др.
Пленарное заседание открыл доклад председателя оргкомитета конференции, проректора по учебно-методической работе МПГУ, заведующего \ кафедрой русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии, доктора филологических наук, профессора Людмилы Александровны Трубиной, отметившей, что в 2023-м году отмечается 110-летие со дня рождения Степана Ивановича Шешукова, основателя конференции.
В докладе особое внимание было уделено учительской миссии русской литературы, которая связана не столько с «дидактико-морализаторским», сколько с «сущностным, сутевым» её наполнением. Сочетание публицистичности и художественности русской литературы свидетельствует об особом типе русской культуры, частью которой становится учитель, наставник.
На пленарном заседании с докладами, посвященными роли и значению наставника в литературе, также выступили:
Олег Викторович Дефье, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX – XXI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва, Россия)
«А. Ф. Лосев ученикам о качестве знания и умении думать»;
Диана Владимировна Абашева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва, Россия)
«Концепция воспитания в жанрах народной словесности и древней литературы»;
Надежда Дмитриевна Милентий, кандидат педагогических наук, директор «Международной школы Контакт» (г. Исфара, Согдийская область, Республика Таджикистан)
«Образ наставника в персидско-таджикской литературе»;
Рамиль Хайдарович Шаряфетдинов (кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии МПГУ)
«Образ мусульманского наставника в татарской литературе»;
Ирина Николаевна Арзамасцева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва, Россия)
«Друг Мурзилка: модель журнала воспитания (к 100-летию издания)»;
Юрий Борисович Орлицкий, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва, Россия)
«Лианозовская школа» как школа стиха»;
Илья Борисович Ничипоров, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия)
«Образ учителя в современной литературе: повесть Анатолия Словцова «Сюжет и фабула не совпадают»».
В рамках конференции осуществлялась работа в шести секциях:
секция 1. «Национальные традиции учительства, наставничества и воспитания в русской литературе, литературах народов России и литературах зарубежья» (руководитель секции: Олег Викторович Дефье, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета);
секция 2. «Вопросы воспитания в историко-литературном дискурсе» (руководитель секции: Игорь Сергеевич Урюпин, доктор филологических наук, заместитель директора Института филологии, профессор кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета);
секция 3. «Наставническая функция литературы: взгляды современных писателей» (руководитель секции: Рамиль Хайдярович Шаряфетдинов, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета);
секция 4. «Эволюция жанровой системы литературы XX – XXI веков в контексте идей воспитания и становления молодых поколений Наставническая функция литературы: взгляды современных писателей» (руководитель секции: Владимир Константинович Сигов, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета);
секция 5. «Современные тенденции изучения и развития детской, подростковой и юношеской литературы» (руководитель секции: Ирина Николаевна Арзамасцева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета);
секция 6. «Цифровая среда литературного творчества, критики и чтения: новые форматы, возможности и риски (руководитель секции: Янина Викторовна Солдаткина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета).
В ходе работы секций были представлены уникальные рукописные и книжные артефакты, включавшие в себя нравственно-религиозные наставления просвещенной восточной мудрости, которые находят отражение в воспитании современных обучающихся. Особое внимание вызвало творчество поэтов-суфиев, писавших о человеке как источнике истинных знаний, которые должны быть опорой в формировании личности у молодых людей.
Участники секций рассмотрели проблемы воспитания, авторских педагогических систем, дидактические функции современной прозы. В разнообразных по тематике докладах прозвучали оригинальные (и иногда неожиданные) выводы о лингвокультурном типаже «учителя» или специфике преломления традиционного для русского фольклора образа Бабы Яги в цифровой среде и современной литературе».
Докладчики стремились соотнести опыт современной медиакультуры с классическими литературными и журналистскими жанрами, темами, образами, иллюстрируя, что сетевая среда, с одной стороны, ориентирована на вкусы массовой аудитории, но, с другой, податливо впитывает значимые эстетические и аксиологические идеи и топосы.
В дискуссии о текущем детско-подростковом литературном процессе и читательских потребностях подрастающего поколения было предложено шире вводить произведения современных детских авторов в воспитательно-образовательный процесс.
Участники конференции были единодушны в том, что поднятые в ходе работы секций проблемы требуют дальнейшего исследования, поскольку имеют существенное значение для содержания современного преподавания литературы и смежных гуманитарно-педагогических дисциплин.
Всего на заседаниях секций конференции было заслушано более 60 докладов. Исследователи были едины в понимании особой значимости роли учителя, педагога – духовного наставника как в классической, так и в новейшей литературе, а также с учетом тенденций современной медиасловесности.
Всего в работе конференции приняли участие более семидесяти ученых из России (Москва, Казань, Калининград, Санкт-Петербург, Томск и др.), Китайской Народной Республики, Республики Таджикистан.
«Шешуковские чтения» не теряют популярности вот уже почти три десятилетия и по сей день являются одной из самых интересных и содержательных конференций, организуемых МПГУ.
Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.Мероприятие проходит в рамках Научно-педагогического марафона «Педагогические университеты России: по пути К.Д. Ушинского» (серия научно-практических конференций) в соответствии с п. 4 р. 2 Плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 г. № 399-р.
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023