Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

В МПГУ открылся XIV Международный семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество»

Новости МПГУ

8 декабря 2022 года в Московском педагогическом государственном университете начал работу XIV Международный научно-практический семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». В семинаре участвуют более 100 руководителей и специалистов из образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования из 15 регионов РФ и 10 зарубежных стран, представители международного экспертного и академического сообщества. В этом году семинар проходит в рамках мероприятий, приуроченных к 150-летнему юбилею МПГУ: среди его участников много представителей вузов-партнеров, в том числе по программе межуниверситетского сотрудничества УНИТВИН, которая и сама отмечает в этом году 30-летие.

Открывая семинар, ректор МПГУ, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция мигрантов», доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков отметил, что содержание программы семинара отражает задачи, которые на фоне глобальных геополитических изменений стоят перед российской системой образования в целом и педагогическим образованием в частности. В решении этих задач Московский педагогический государственный университет, как и всегда, готов к сотрудничеству с перспективными партнерами, среди которых в первую очередь страны СНГ, ЕАЭС, ШОС.

Темы мероприятий семинара отражают и профильные направления работы всего университета и кафедры ЮНЕСКО: роль учителя в обществе, поддержка русского языка и образования на русском языке в мире, обучение и воспитание молодежи в духе межкультурного диалога и толерантности, сохранение межэтнического и межконфессионального диалога в образовании, адаптация и интеграция мигрантов средствами образования. Решать эти задачи университет готов, как сказал ректор, «опираясь на наши национальные традиции и основы, на обучение и воспитание учителя, который призван, прежде всего, формировать личность гражданина».

На открытии семинара прозвучали приветствия в адрес его участников и организаторов от Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения РФ, от Председателя Комитета кафедр ЮНЕСКО РФ Владимира Константиновича Егорова, от Национального координатора Международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Нэллы Матвеевны Прусс. Во всех приветствиях отмечалась важность организации мероприятия, которое в ответ на вызовы, с которыми столкнулся мир в 2020-22 годах, предлагает к обсуждению широкий круг вопросов, связанных с гуманизацией образования, акцентирует внимание на значении просвещения, расширения социально-гуманитарного компонента образования и гражданского воспитания.

В ходе Пленарного заседания «Образование и культура в контексте глобальных вызовов» прозвучали доклады, которые обозначили проблемное поле и стали лейтмотивом семинара. О том, как в конкретных образовательных проектах со школьниками и студентами решаются задачи, связанные с целями устойчивого развития в контексте глобальных вызовов, рассказал первый заместитель председателя Российской Ассоциации содействия ООН, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по правам человека и демократии МГИМО МИД России, к. полит. н. Алексей Николаевич Борисов. К таким относятся ролевые игры Модель ООН, просветительские мероприятия о правах человека и другие – успешность их отражают в том числе региональные добровольные обзоры о выполнении ЦУР, которые под эгидой МИД набирают популярность в последнее время.

О необходимости настоятельного обращения к человеку, к балансу общества и природы, к справедливости как важной цели развития человечества убедительно говорил в своем выступлении «Гуманизация технологии и образования» генеральный директор, экс-директор и руководитель кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета, Индия, профессор Джагдиш Кхатри. Он напомнил о том, что технологический прогресс не должен приводить к информационным и вооруженным конфликтам, что в центре образования должен быть «человек многомерный», что в образовании нужно обращать больше внимания на искусство, культуру, духовность.

Возможности совмещения потенциала образовательных программ и приобщения к культуре в пространстве музея стали основной темой выступления ученого секретаря Музея истории мировых культур и религий из города Дербента, к. филол. н. Карины Юрьевны Мосесовой. На конкретных примерах из практики работы музея она рассказала о возможностях по приобщению молодежи к историко-культурному наследию как о мощном средстве гражданского и поликультурного воспитания. Завершил пленарное заседание доклад зав. кафедрой ЮНЕСКО по межкультурному образованию и повышению квалификации преподавателей Колледжа Бейт Берл, г. Кфар-Сава, Израиль, Рувайды Абу Расс «Что следует учитывать в квалификации преподавателей, обучающих студентов из числа меньшинств?». На примере обучения языкам международных студентов в израильских университетах она пришла к выводу о том, что многие из этих практик демонстрируют недостаточное внимание к различиям между образовательными парадигмами, с одной стороны, и образовательным и культурным фоном студентов и преподавателей, с другой. Педагог отметила, что при обучении учителей стоит серьезнее относиться к ситуациям «столкновения культурных кодов» – профилактика этого относится к задачам поликультурного образования.

Двухдневная программа семинара включает работу двух секций, круглого стола, творческой мастерской для педагогов, на которых предлагается обсудить темы: «Диалог в меняющемся мире: право на безопасность для всех», «Учитель-просветитель-наставник: традиции и инновации в подготовке педагогов будущего», «Русский язык и культура межнационального общения», «Этнопедагогика и технологии поликультурного образования», «Научное знание и образование для мира и развития». Обмену опытом, практическими наработками и педагогическими технологиями интеграции мигрантов, формирования межкультурной компетентности средствами образования посвящено специальное мероприятие семинара – Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация особых образовательных потребностей детей-инофонов и детей иностранных граждан: региональный опыт, лучшие российские и мировые практики».

Программа семинара этого года также возрождает традицию участия в мероприятии молодежи: 9 декабря на полях семинара пройдет Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная», который соберет на творческих мастер-классах и дискуссионных площадках в университетских аудиториях студентов и московских школьников, а в онлайн режиме – обучающихся из других российских регионов. Надеемся, что ребятам будет интересно и полезно побывать на форуме, участники же семинара в рассуждениях учащихся, возможно, услышат ответы на вопросы, которые обсуждают на международном уровне.

М.А. Кривенькая

08 / 12 / 2022

Показать обсуждение