Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Зампред Правительства РФ Татьяна Голикова пообщалась со студентами и преподавателями МПГУ

Новости МПГУ

В рамках торжественных мероприятий, приуроченных к 150-летнему юбилею МПГУ, 1 ноября состоялась встреча заместителя председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой и ректора МПГУ Алексея Лубкова со студентами и преподавателями МПГУ. В мероприятии также приняли участие заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева, руководитель Рособнадзора Анзор Музаев и директор Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства РФ Татьяна Синюгина.

Встреча была неформальной и представляла собой заинтересованный диалог. Сначала Татьяна Голикова ответила на вопросы студентов и преподавателей, а затем поменялась с ними ролями: заместитель председателя Правительства РФ задавала вопросы, а они на них отвечали.

Первый вопрос, поступивший от заместителя директора Института истории и политики МПГУ Владимира Шаповалова, был посвящен совершенствованию материально-технической базы педагогических вузов в последние два года. Он поинтересовался, насколько велика вероятность продолжения таких изменений, и Татьяна Голикова заверила собравшихся, что 2023 год не станет исключением. В частности, в педагогических вузах предусмотрено создание 13 кванториумов, один из которых будет открыт в МПГУ.

«Очень приятно, что это не просто решения об обновлении чего-либо, а содержательные изменения, которые определяют сами эксперты, преподаватели. Важно, что сейчас в педагогических вузах взят курс на поддержку лабораторий в области химии, биологии, физики. Безусловно, есть много разных направлений, в которых мы с вами вместе должны двигаться, и это в определенной степени инновационное развитие российского педагогического образования», – добавила Татьяна Голикова.

Вопрос заместителя декана факультета начального образования Института детства Татьяны Живодровой был посвящен единым программам подготовки учителей во всех вузах страны – ведь несмотря на единые стандарты для школ, в разных вузах учат по-разному.

По мнению Татьяны Голиковой, единая содержательная база образования должна быть в равной мере обеспечена по всей стране. У вузов остается право вводить свои программы, и это связано с особенностями конкретного учебного заведения: что именно там считают важным донести до студентов. Она напомнила, что основой подготовки в 33 педагогических вузах, находящихся в ведении Минпросвещения России, сегодня является ядро высшего педагогического образования.

Понимая, что в вузах другой ведомственной подчиненности также выпускают учителей, Правительство России приняло Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, и сейчас Минобрнауки России вместе с Минпросвещения России готовят комплексный план ее реализации. «Для нас этого будет своего рода дорожная карта по реализации идеологии, которая заложена в Концепции, исходя из сегодняшней потребности рынка труда», – пояснила Татьяна Голикова.

К беседе присоединилась проректор МПГУ Людмила Трубина, подчеркнув, что после передачи педагогических вузов в ведение Минпросвещения России «мы оказались в одном образовательном пространстве со школами, колледжами, системой повышения квалификации, с теми, для кого мы работаем». Одно дело быть в числе 1,5 тысяч вузов, и совсем другое – в числе нескольких десятков вузов одного профиля. «И наш университет, и другие педвузы почувствовали к себе серьезное внимание. Мы со своей стороны разработали ядро педагогического образования, и главная политика, которую мы сейчас проводим, – ориентация на цели и задачи школы», – добавила проректор.

Татьяна Голикова поинтересовалась мнением преподавателей и студентов МПГУ о том, какие мероприятия должны проводиться в Год педагога и наставника, и получила предложение о проведении представительного форума педагогических работников. У студентов, уже имеющих опыт работы в школе, она спросила, насколько комфортно они чувствуют себя в школьной среде и достаточно ли им полученных в университете знаний.

Оказалось, что знаний, а также практики, пройденной за время обучения в университете, вполне достаточно для подготовки к работе в школе. К тому же, как сообщил один из студентов магистратуры, директора школ, видя диплом МПГУ, без сомнений принимают на работу его обладателей. Самое же трудное для молодых специалистов – привыкнуть к условиям конкретной образовательной организации, где у администрации могут быть свои особые запросы. Многое зависит и от самого молодого учителя – например, его умения общаться, и это качество может оказаться не менее важным, чем те или иные профессиональные компетенции.

Отвечая на вопрос первокурсника бакалавриата Института социально-гуманитарного образования МПГУ о том, каким она видит современного учителя и чему важно учиться сегодняшним студентам, Татьяна Голикова отметила, что учитель приходит в школу не просто для того, чтобы провести уроки по 45 минут.

«Важно, чтобы ребенок к тебе тянулся – видел в тебе человека, которому можно доверять, который помогает познать мир, который может рассказать не только о своем предмете, но и познакомить с жизнью, историей, культурой страны, передать свой опыт – свое знание жизни. Когда человек, работающий с ребенком, становится для него не просто учителем, но и тем, кому можно доверять, это, наверное, и есть самое важное для педагога», – считает заместитель председателя Правительства РФ.

В ходе встречи был затронут вопрос о развитии в педагогических вузах научных исследований, в том числе способствующих развитию технологического суверенитета России. Татьяна Голикова сообщила, что ежегодно на развитие педагогической науки направляется около 0,5 млрд рублей, и, кроме того, есть возможность получения грантов от научных фондов. По ее мнению, тема педагогической науки незаслуженно забыта, о ней мало говорится в публичном пространстве, хотя это очень широкое поле деятельности. Студентам, которые решили посвятить себя педагогической науке, она порекомендовала смело идти вперед и ничего не бояться.

В свою очередь, ректор МПГУ Алексей Лубков поблагодарил заместителя председателя Правительства РФ за такую позицию и напомнил, что научные школы МПГУ были созданы еще в XIX веке. В их числе не только педагогика, но и психология, естественные науки и другие. Так что задачей педагогического вуза является не только обучение методике преподавания, но и фундаментальная подготовка, добавил он.

В завершение встречи Татьяна Голикова поделилась впечатлениями о своих любимых учителях на разных этапах жизненного пути, начиная с учебы в начальной школе и заканчивая работой в Минфине России.

В частности, она сообщила, что в Минфине России, где она работала 17 лет, пройдя путь от экономиста 1-й категории до первого заместителя министра, у нее было три наставника – «три замечательные женщины, которые работали там на разных должностях и научили меня формировать бюджет страны». «Когда они трое одновременно заболели, а я, будучи молодым специалистом, оказалась в Госдуме на защите бюджета, все сразу встало на свои места – я поняла, как важно иметь правильных наставников, которые помогут тебе в жизни», – рассказала Татьяна Голикова.

 

02 / 11 / 2022

Показать обсуждение