Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Представители МПГУ приняли участие в Первом заседании Рабочей группы по подготовке концепции преподавания истории России в вузах

Новости МПГУ

В Доме Российского исторического общества (РИО) состоялось заседание Рабочей группы по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы, о создании которой было объявлено во время заседания Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России.

В мероприятии приняли участие ректор Московского педагогического государственного университете Лубков Алексей Владимирович, председатель Попечительского совета МПГУ Киселёв Александр Федотович, секретарь Попечительского Совета Московский Юрий Викторович.

В составе этой Рабочей группы историки и преподаватели ведущих вузов страны — представители Российского исторического общества.

В повестке дня заседания РГ было:

  1. Учебники и учебные пособия по истории для высших учебных заведений. Вопросы содержания, качества и экспертизы учебной литературы.
  2. Электронные библиотечные системы в высшем историческом образовании: состав и качество учебников, учебных пособий и научной литературы.
  3. Вопросы подготовки содержательного стандарта для неисторических специальностей и направлений подготовки высшего образования.
  4. Разное.

Как отметила в пост-релизе на сайте РИО  Полина Животова:

«Участники заседания обсудили вопросы содержания, качества и экспертизы учебной и научной литературы для высших учебных заведений, подготовки содержательного стандарта для неисторических специальностей и направлений высшего образования, повышения квалификации преподавателей истории из вузов Донецкой и Луганской Народных Республик и другие темы.

Руководитель рабочей группы, председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский обозначил основные направления работы группы по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы.

«Порядка 0,4 % всех, кто получает в России высшее образование, учатся истории, все остальные учатся не истории, но должны её обязательно изучать в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы, во-первых, были бы нормативно установленные требования к объёму, к часам аудиторной нагрузки, а не самостоятельной работы студентов. Во-вторых, мы должны ответить на вопрос: какими знаниями по истории должны обладать люди, получившие в России высшее образование. Мы должны двигаться к подготовке содержательного стандарта», сказал Константин Могилевский.

По словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Татьяны Рябко, минимальный объём изучения истории на неисторических специальностях и направлениях подготовки высшего образования будет определён на нормативном уровне.  Во ФГОС ВО четвёртого поколения есть обязательная дисциплина “История”, сейчас мы остановились на 4 зачётных единицах именно контактной работы»,

Одним из ключевых пунктов повестки заседания стало создание содержательного стандарта по истории для непрофильных специальностей и направлений подготовки высшего образования. О вопросах подготовки содержательного стандарта рассказали руководитель Центра региональных исторических исследований Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Тульской области Елена Симонова и директор Института российской истории РАН, член Президиума Российского исторического общества Юрий Петров.

«Возникает вопрос: каким образом отобрать то содержание материала для студентов непрофильных специальностей именно по истории? Нужно ориентироваться на позитивный опыт разработки школьных учебников на основе Историко-культурного стандарта», – отметила Елена Симонова.

«Мы сейчас должны взяться за подготовку аналогичного Историко-культурного стандарта по истории России и мировой истории для неисторических специальностей. Это должно быть не повторение пройденного, а нечто новое и отличное от того, что мы делали для средней школы. При работе над этим стандартом необходимо учитывать региональную историю и историю отрасли. Также история России не должна быть в отрыве от мировой истории, этот исторический мировой фон истории должен присутствовать в этом стандарте», — подчеркнул Юрий Петров.

Участники рабочей группы также обсудили вопросы обеспечения учебного процесса необходимой литературой. В ходе дискуссии было отмечено не только снижение роли печатных учебников — сокращается и их количество в библиотечных фондах. Всё чаще в вузах используются электронно-библиотечные системы (ЭБС), но их содержание и качество размещённой в них учебной литературы зачастую вызывают большие вопросы. Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать создание отдельной электронно-библиотечной системы по исторической литературе, в которой содержались бы самые качественные и необходимые вузам учебники, учебные пособия и монографии. В реализации озвученной во время заседания идеи могло бы принять участие Российское историческое общество.

В ходе заседания были также приняты результаты работы над программой повышения квалификации для преподавателей истории в вузах Донецкой и Луганской Народных Республик. Её главная задача — поделиться с коллегами последними достижениями отечественной исторической науки, которые уже нашли применение в российских вузах. В программе сформирован примерный перечень тем, в соответствии с которым предстоит работа по разработке программы и определению преподавателей для дальнейшего участия в повышении квалификации.»

Между Российским историческим обществом и МПГУ установились давние рабочие отношения, наши выпускники и специалисты стояли у истоков создания этой авторитетной организации, входят в её состав, принимают самое активное участие в работе РИО.

В материале использованы фото с сайта РИО. Автор: Александр Шалгин

13 / 04 / 2022

Показать обсуждение