С 22 по 24 мая в Казани проходит IV Международный форум по педагогическому образованию, участниками которого стали представители российских и зарубежных вузов, ученые, педагоги-практики, психологи сферы образования и представители крупных международных научных изданий. Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков выступил перед собравшимися с пленарным докладом «Профессионализм учителя», в котором обозначил основные проблемы, с которыми сталкивается подготовка современных педагогов, и поделился опытом их решения, накопленным в МПГУ.
В церемонии открытия форума приняли участие заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Юрьевна Синюгина, заместитель премьер-министра Республики Татарстан-министр образования Рафис Тимерханович Бурганов, вице-президент Российской академии образования Владимир Валентинович Лаптев, президент Международной исследовательской ассоциации по педагогическому образованию и обучению Мария Флорес, Президент Европейской ассоциации педагогического образования Òса Морберг, ректор Казанского федерального университета Ильшат Рафкатович Гафуров, ректор нашего университета Алексей Владимирович Лубков, руководители других ведущих вузов страны. Всего участниками форума, по данным организаторов, стали 638 человек из 93 российских и 65 зарубежных вузов.
Работа форума проходила по 9 актуальным для системы образования стратегическим направлениям, в том числе по проблемам модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования с учетом требований новых образовательных стандартов, моделирования личности и профессиональной деятельности учителя нового типа, реализации воспитательного потенциала образовательного процесса, подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве и другим.
В своем выступлении Алексей Владимирович сделал особый акцент на глобальном характере проблем, которые явились следствием вызовов, стоящих перед Россией и человечеством в XXI веке. «Прежде всего, я хотел бы обратить внимание на две проблемы. Первая проблема – общечеловеческая. Это проблема вызовов информационного века, который несёт нам современная эпоха. Каким должен быть педагог, каким должны быть его профессиональные качества, чтобы готовить наше будущее поколение к жизни в это стремительно меняющееся время и, вместе с тем, сохранить человеческое, человечность и человека? Это глобальный вопрос. И это та тема и та проблема, которую очень хорошо видели не только в русской, но и в западной философской, научной и культурной традициях. Достаточно назвать имена Мартина Хайдеггера и Хосе Ортеги-и-Гассета, которые, живя в первой трети XX века, много внимания уделяли именно этой проблеме», – отметил он.
Вторая проблема – это вопрос «переосмысления нашего прошлого, нашего опыта, в том числе и опыта советского». Алексей Владимирович отметил, что в СССР было сделано много для организации стройной, гармоничной системы воспитания и образования. Однако была допущена серьезная ошибка, во многом приведшая к краху огромной страны. «Не уделялось необходимого внимания ценностно-смысловому фактору, – сказал он. – А человек не может быть без внутреннего мира, без созидательной внутренней вселенной».
В связи с этим он акцентировал внимание участников мероприятия на ценностно-смысловых основаниях профессионализма педагога. «Тема это не новая, более того, мы давно занимались проблемами воспитания. Всем известно изречение о том, что педагог должен быть воспитан. Но все мы по-разному понимаем эту тему, да и время диктует нам разные подходы к тому, что мы сегодня называем «возрождением воспитательной функции нашей системы образования».
Алексей Владимирович рассказал о том, что сделано и делается в МПГУ для подготовки педагогов нового поколения и как учитываются при этом современные реалии и требования времени. Это и модуль, связанный с подготовкой вожатых, и медиаобразование, сказал он.
Особенности современных детей, их склонность к восприятию информации через визуальные образы, делает необходимой подготовку вузом и соответствующих специалистов. И здесь, по словам ректора, особую роль может сыграть отечественный кинематограф, в первую очередь, наследие кинематографистов XX века, обладающее высоким воспитательным потенциалом. «Недавно на площадке Общественной палаты мы обсуждали тот потенциал, который заложен в кинопедагогике. Нужно вернуть тот огромный национальный нравственный культурный заряд, который сформировали в этой сфере наши предшественники», подчеркнул он.
Другой опорой формирования профессионализма учителя в новых условиях должно стать и цивилизационное наследие России, заявил ректор. Эти и другие шаги и практики, применяемые сегодня в МПГУ, работают на то, чтобы выпускники вуза могли эффективно работать в современных условиях. Для этого «система их подготовки должна выстраиваться совершенно по-новому». Работа в данном направлении является приоритетом для университета, который постоянно трудится над новыми, оригинальными методиками, стремясь всегда быть «законодателем мод» в отечественной педагогике.
В работе форума также принял участие целый ряд представителей нашего вуза – проректор по учебно-методической работе Людмила Александровна Трубина, проректор Сергей Дмитриевич Каракозов, директор Института филологии Елена Геннадьевна Чернышева, советник при ректорате Наталья Юрьевна Склярова, начальник управления образовательных проектов Екатерина Борисовна Егорова и другие.
В ходе проведения мероприятий Деловой программы участники форума обменялись мнениями, опытом, материалами и учебными технологиями, обсудили традиционные и инновационные подходы к модернизации педагогического образования в России, актуальную тему обеспечения качества подготовки современного учителя в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и рынка труда, ознакомились с практикой педагогического образования за рубежом. Помимо рабочей части состоялось и приятное для всех участников мероприятие – торжественная церемония вручения Общенациональной премии «Профессор года» лучшим преподавателям в номинации «Педагогическая наука».