Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Ректор МПГУ выступил на круглом столе по вопросам совершенствования курса ОРКСЭ в РИА Новости

Новости МПГУ

18 марта ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков принял участие в круглом столе, посвященном совершенствованию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Организатором мероприятия, которое проходило в Международном мультимедийном пресс-центре, выступило МИА «Россия сегодня».

Вместе с А.В.Лубковым в нем приняли участие главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации Андрей Третьяков; директор правового департамента Министерства просвещения Российской Федерации Светлана Нуждина; заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Пилипенко; старший преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт Союза “Профессионалы в сфере образовательных инноваций” Павел Костылев; председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии, доцент кафедры теологии МПГУ иеромонах Онисим (Бамблевский); декан очного отделения Московского исламского института Гульфия Хабибуллина; председатель Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР Игорь Метлик; педагог, автор учебных пособий по истории еврейского народа Артур Клемперт.

Андрей Третьяков отметил, что вопросы, связанные с межнациональными, межконфессиональными отношениями крайне актуальны во всем мире и последние события в мирной стране, Новой Зеландии, это лишний раз подтвердили. «Если бы людям объясняли, в чем различия и совпадения между религиями, почему религии должны нести мир в общество, то такого бы не было». И опыт нашей страны показал, что это делать возможно и нужно, чтобы дети и молодежь не искали ответы в интернет-пространстве, а знали, что правильные ответы уже давались неоднократно в предшествующие столетия. Он выразил надежду, что курс ОРКСЭ приведет к гармонизации межрелигиозных отношений в стране, правильному взаимодействию между обществом и государством. И российский опыт может послужить примером и для мирового сообщества.

Директор правового департамента Министерства просвещения РФ Светлана Нуждина подчеркнула, что в этом процессе большое место занимает воспитательная компонента. Вместе с тем, это очень тонкая сфера, которая требует ювелирного, точечного подхода.

Обращаясь к аудитории, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Сергей Пилипенко подчеркнул, что вопрос должен пониматься и рассматриваться шире, в контексте духовно-нравственного развития личности. «Этот курс является лишь одним из элементов, и необходимо его продолжать не только в 4 классе», сказал он. Безусловно, он требует постоянного развития и решения проблем – в частности, связанных с подготовкой педагогического состава, его переподготовкой, выбора курса родителями, предметного наполнения и др. Курс ОРКСЭ тесно связан с другими предметами – литературой, обществознанием, историей – которые формируют духовно-нравственную компоненту в человеке. И здесь нельзя проводить черту между ОРКСЭ и другими предметами, а наоборот, прочнее связать их.

В своем выступлении ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков рассказал о том, что подготовка педагогических кадров соответствующей направленности началась в МПГУ еще 30 лет назад. «Однако в 2012 году стало ясно, что после введения курса ОРКСЭ необходимо расширять содержание подготовки». Он также отметил наличие проблемы, требующей комплексного решения – это малая продолжительность курса, 32 часа и, в связи с этим, невозможность сегодня подготовки учителя только под этот курс. «При такой минимальной нагрузке необходимо сочетание предметов, которые обеспечат междисциплинарный синтез, о котором говорили коллеги. И их может вести такой специалист. Кроме того, во всех смежных предметах – литературе, истории и других – присутствует духовная составляющая, требующая не просто усвоения, но и постоянно расширяющегося использования», подчеркнул он.

Кроме того, сегодня в ряде педагогических и классических вузов уже распространена практика прохождения курса профессиональной подготовки и повышения квалификации, отметил Алексей Владимирович. В некоторых вузах введена специальность «бакалавр теологии» – и это уже профессиональная подготовка по многим предметам, связанная с конфессиональным образованием.

Ректор также выразил благодарность руководству и сотрудникам Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также высоко отозвался о профессиональной деятельности Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), в которую входит несколько десятков ведущих высших учебных заведений страны. «Для педагогических вузов наличие таких партнеров и соратников есть гарантия того, что мы можем готовить профессионально ориентированных педагогов, которые смогут разбираться в тонкостях богословия всех традиционных конфессий РФ».

В своем выступлении председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии, доцент кафедры теологии МПГУ иеромонах Онисим (Бамблевский) сделал акцент на ряде моментов, которые уже реализуются в таком многоконфессиональном и поликультурном городе как Москва. «Возможно, этот опыт будет полезен и востребован в других регионах, тем более что он максимально полон и прозрачен, в том числе в плане выбора модулей», сказал он. Так, модуль «Основы православной культуры» привел к созданию службы общественных методистов из числа прихожан московских храмов. Они взаимодействуют с педагогами в рамках методических кабинетов в округах Москвы. Это обеспечивает обратную связь со школами и родителями, дает возможность развития модулей, обмены мнениями, сказал он.

Безусловно не все проблемы решены, подчеркнул иеромонах Онисим. Например, кадровая – занятия по ОРКСЭ ведут, как правило, учителя начальной школы. Соответственно, после 4-го класса, они снова возвращаются в первый. И к моменту возвращения в 4-й класс уже теряют свои компетенции. «Для решения этой проблемы в Москве создана Ассоциация учителей православной культуры, и педагоги работают и во внеучебное время. Мы стараемся вовлечь в них тех педагогов, которые завершили курс. Ассоциация предлагает свои методические услуги, выездные курсы, семинары». В 2019 году столичным учителям предложено пройти добровольную общественную аккредитацию – и интерес к ней весьма высок, сообщил он. Она позволяет учителю поддерживать себя в тонусе, улучшить свои знания и навыки.

В заключение участники круглого стола подчеркнули, что сегодня можно констатировать: государство и педагогическое сообщество, общество в целом услышали друг друга и начали совместно работать в данном направлении. И это системное движение обязательно будет продолжено.

В работе круглого стола также приняли участие Директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Елена Александровна Омельченко и Заместитель директора Центра, доцент Кафедры культурологии Елена Феликсовна Теплова.

М.А.Тимофеев

Предмет без оценки: эксперты обсудили школьный курс по религиозной культуре

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация по реализации ОРКСЭ

Дополнительная информация по реализации ОДНКНР

19 / 03 / 2019

Показать обсуждение