Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Состоялось открытие Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)»

Новости МПГУ

В Главном корпусе МПГУ состоялось открытие и пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)». Организаторами события выступили Институт детства, Факультет дошкольной педагогики и психологии, Институт педагогики и психологии при поддержке Министерства просвещения РФ.

Открыли конференцию поздравлениями с уникальным событием – столетием открытия педагогического факультета про Втором МГУ. Со словами поздравления к организаторам, спикерам и гостям обратился Виктор Павлович Дронов, первый проректор МПГУ, д. географ. наук, профессор, академик РАО, говоря о содержательной глубине конференции он акцентировал внимание на вопросе воспитания детей и подростков в эпоху цифровизации: «Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский сказал, что очень трудно, живя среди людей, оставаться человеком. Я бы немного трансформировал его фразу: очень трудно в нашем цифровом веке оставаться человеком. Это очень важный вызов для цивилизации. И наши коллеги, я думаю, помогут нам достойно ответить на этот вызов».

Татьяна Николаевна Владимирова, проректор по связям с общественностью, доктор педагогических наук в своем приветственном слове подчеркнула значимость командной работы при подготовке конференции и профессиональной деятельности.

Проректор по дополнительному образованию Дарья Александровна Кудрявцева отметила историческое значение работы педагогического факультета.

На открытии выступил Сергей Витальевич Шариков, руководитель проекта «УчимЗнаем», Лауреат Премии города Москвы 2019 года в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах», и реализацию проекта «УчимЗнаем». Он подчеркнул, что МПГУ всегда отличал высокий уровень практики, через которую продолжается сотрудничество вуза и проекта во имя детей.

С приветствием к участникам обратилась Лариса Николаевна Тутова, депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ, куратор Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке, руководитель Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России»: «Педагогическому образованию в нашей стране отводится особая роль и флагманом среди педагогических вузов в решении, поставленных государством задач, является МПГУ. Здесь бережно сохраняются ценности и традиции отечественного образования и культуры, стремительно развивается и движется вперед наше образование».

Всех собравшихся поздравила Юлия Галимжановна Новоселова, старший воспитатель ГБОУ «Школа № 1506», Победитель конкурса «Педагог года Москвы-2016», Лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2016», Лауреат премии города Москвы в области образования, член жюри Всероссийского конкурса «Воспитатель года» 2017-2021 годов, выпускница Факультета дошкольной педагогики и психологии. «Университет и факультет всегда являлся для студентов, не только местом профессионального становления, но и системой координат», – отметила она.

На открытии также выступила Антонина Николаевна Дашкина, президент союза социальных педагогов и социальных работников России, главный редактор журнала «Социальная работа».

Антонина Николаевна подчеркнула особую роль педагогического факультета для всей системы образования нашей страны, отметив: «Факультет явился прародителем специальности социального педагога в России».

Открывая пленарную часть конференции, с историческим экскурсом становления и развития педагогического факультета нашего университета выступила директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии развития личности, к. психол.н. Сахарова Татьяна Николаевна, она обратила особое внимание на личности педагогов, которые формировали систему образования университета, страны, мира.

Пленарную часть продолжил учитель Татьяны Николаевны Валерия Сергеевна Мухина, научный руководитель кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии МПГУ, д. психол. н., профессор, академик РАО с выступлением «Научная школа «Феноменология развития и бытия личности»: концепция и перспективы ее развития».

Завершилась первая часть пленарного заседания выступлениями «Место научной школы «Феноменология развития и бытия личности» в формировании современной образовательной среды» Виктора Стефановича Басюка, заведующего кафедрой психологии развития личности Института педагогики и психологии МПГУ, д.психол.н., профессора РАО, заместителя президента РАО, и «Семья как фактор профилактики девиантности детей и подростков»  Артура Александровича Реана, заведующего кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Института педагогики и психологии МПГУ, председателя научного совета РАО по вопросам семьи и детства, директора центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, д. психол. н., академика РАО.

В перерыве участников пригласили в атриум Главного корпуса МПГУ, где состоялось открытие выставки «100 лет педагогическому факультету при Втором МГУ». Выставка была подготовлена Дирекцией изучения истории МПГУ при участии Института педагогики и психологии, Факультета начального образования Института детства, Факультета дошкольной педагогики и психологии, редакции газеты «Педагогический университет». В выставке представлен ряд уникальных экспонатов, в числе которых редкие фотографии, документы, учебная литература и многое другое. Экспонаты позволяют увидеть становление и развитие педагогического факультета, который на многие десятилетия вперед определил образ нашего Университета как кузницы педагогических кадров для всей страны. На выставке посетители могут ознакомиться с уникальными экспонатами, в числе которых редкие фотографии, документы, учебная литература из фондов Музея МПГУ. Посетителям показана широкая историческая панорама отечественного педагогического образования.

«Мы идем навстречу 150-летию университета. И на пути к этой дате есть ряд важнейших событий, которые так или иначе нас приближают к осмыслению того исторического пути, который прошел наш университет за 150 лет. Выставка, которую мы сегодня открываем, посвящена славной дате в истории нашего Университета, в истории высшего педагогического российского образования – 100-летию основания первого в нашей стране педагогического факультета. Этот историко-документальный проект открывает целый ряд торжественных и научных мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею педфака. Создание педфака при 2-м МГУ стало переломным событием в деятельности нашего вуза, оно определило его лицо на многие десятилетия вперед. Это событие также оказало огромное воздействие на развитие всей системы высшего педагогического образования в нашей стране. Поднимались важные вопросы о том, что такое личность, кто ее формирует? Учеными обсуждались вопросы, значимые для развития отечественной педагогической и психологической науки.

На базе кафедры появились несколько фундаментальных институтов и факультетов. Это прежде всего Институт педагогики и психологии, который уже в восьмидесятые годы благодаря стараниям В.А. Сластенина стал флагманом развития педагогики высшей школы и психологии. Это наш факультет дошкольной педагогики и психологии, и Институт детства, который объединяет два факультета – начального образования и дефектологический факультет. Разрешите вас поздравить и поблагодарить за работу. Сегодняшний юбилей для нашего университета большой праздник», – сказал ректор МПГУ Алексей Лубков во время торжественного открытия выставки.

Приветственные слова также сказали Людмила Михайловна Волобуева, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Ярополковна Ситниченко, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства, кандидат педагогических наук, доцент. Елена Александровна Дубицкая, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

После перерыва конференцию продолжила директор Института детства МПГУ, заведующий кафедрой логопедии, д.пед.н Алмазова Анна Алексеевна погружением в историю университета.

Об истории и значении в ее развитии МПГУ с докладом «Педагогическое образование в России в начале XX века: уроки истории» выступил Александр Наумович Джуринский, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, д.пед.н., Почетный профессор МПГУ, академик РАО, г. Москва, Россия.

«Традиции отечественного университета и их роль в становлении педагогического образования в России» представил Гончаров Михаил Анатольевич, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, д.пед.н.

О философском осмыслении педагогики в своем докладе «Научная рациональность и педагогическая реальность» рассказал Владимир Дмитриевич Шадриков, профессор кафедры психологии младшего школьника Института детства Московского педагогического государственного университета, д.психол.н., Почетный профессор МПГУ, академик РАО.

Уникальный опыт работы Корчаковского общества и его молодежного крыла представила Ирина Дмитриевна Демакова, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, д.пед.н., вице-президент Российского общества Януша Корчака, действительный член Академии педагогических и социальных наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, научный руководитель Московского молодежного корчаковского центра, Кавалер «Ордена Улыбки».

Конференцию поддержали и иностранные выступающие Энди Байфорд, профессор Даремского университета, доктор философии, специалист в области педологии, соавтор учебников по психологии образования, г. Дарем, Великобритания; Катерина Плакитси, руководитель Департамента дошкольного образования, профессор в направлении естественнонаучного образования Университета Иаонины, президент Международного общества культурно-исторических и деятельностных исследований (ISCAR), г. Иаонины, Греция.

После перерыва третью часть первого дня конференции заключительным фрагментом исторического экскурса «Педагогический факультет при 2-м МГУ: история становления и перспективы развития» представила Парамонова Маргарита Юрьевна, декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, к.пед.н.

Научную школу Е.А. Флериной и ее роль в развитии теории и практики дошкольного образования представила Валентина Ивановна Яшина, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, к.пед.н., профессор, Заслуженный работник МПГУ, Почетный работник образования РФ.

С докладом «Родительское просвещение в России: практики, проблемы, перспективы» выступил Алексей Владимирович Гусев, ответственный секретарь Координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (НРА), член Общественного совета проекта «Здоровое будущее» ВПП «Единая Россия».

Развитие МПГУ невозможно без сотрудничества. Опыт плодотворного сотрудничества Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ и Института изучения детства, семьи и воспитания РАО в контексте интеграции науки и образования осветила Ушакова Оксана Семеновна, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, д.пед.н., академик МАНПО.

Христо Кючуков, профессор Свободного университета, г. Берлина и профессор Силезийского университета, г. Катовице, Польши, д.пед.н., доктор языкознания выступили с докладом  «О когнитивном развитии двуязычных детей в России».

Практическую часть конференции представила Алевтина Павловна Аникина, директор АДОУ МО ЦРР – детский сад № 26 «Незабудка» г. Долгопрудный Московской области, обладатель Почетной грамоты Министерства образования Московской области.

Работу пленарной части продолжил Анатолий Викторович Мудрик, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, д.пед.н., Почетный профессор МПГУ, член-корреспондент РАО. Он представил педагогический факультет как социальную реальность.

О проблемах и пробелах в современном психологическом образовании выступил Борис Алексеевич Сосновский, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Института менеджмента и информационных технологий Уральского государственного экономического университета, д.психол.н., г. Екатеринбург.

Завершила пленарную часть Зоя Престес, профессор факультета образования Федерального университета Флуминенсе, д.пед.н., г. Нитерой, штат Рио-де-Жанейро, Бразилия, рассказав о значении Факультета дошкольного воспитания МГПИ им. В.И. Ленина в личном и научном пути.

Работа конференции продолжится 15 октября 2021 года, в рамках 19-ти секций, которые пройдут на базе структурных подразделений вуза. Ведущие ученые обратятся к следующим вопросам: Научная школа «Феноменология развития и бытия личности»; Социально-педагогические и социально-психологические аспекты воспитания и развития личности в мультикультурном мире; Становление и развитие высшего педагогического образования в России; Цифровое образование как новая парадигма профессиональной деятельности педагогов; Семейная педагогика и семейное воспитание на современном этапе; История кафедры психологии в лицах.

В смешанном формате конференции уже приняли участие более 1000 педагогов и студентов, молодых ученых и практиков. Прямую трансляцию конференции на  Youtube-канале МПГУ просмотрело более 5 000 зрителей.

15 / 10 / 2021

Показать обсуждение