24 мая состоялся визит делегации Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка в Московский педагогический государственный университет, в рамках которого прошел круглый стол «Сотрудничество педагогических вузов России и Белоруссии». Участники обсудили повестку в очно-дистанционном формате.
Модератором обсуждения выступил исполнительный секретарь Общественного совета МПГУ – базовой организации по подготовке педагогических кадров в СНГ Эдуард Никитин.
Участники круглого стола «Сотрудничество педагогических вузов России и Белоруссии» обсудили возможности и направления расширения сотрудничества между БГПУ и педагогическими вузами России.
Ректор МПГУ Алексей Лубков представил опыт Московского педагогического государственного университета, как базовой организации государств-участников СНГ по подготовке педагогических кадров, а также рассказал о перспективах сотрудничества с белорусскими университетами, занимающимися подготовкой педкадров.
«В Беларуси сохранились преемственность и традиции, заложенные в советское время. Кластер непрерывного педагогического образования БГПУ не просто сохранился, он совершенствуется. Система дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки активно прогрессирует на базе этого кластера и институтов развития образования, которые есть в каждом областном центре и в системе министерства» – отметил Алексей Лубков.
Ректор МПГУ считает важным возвращение к идее психолого-педагогических классов, которые призваны решать вопрос мотивации абитуриентов.
«Одна из задач педвуза – не просто выпустить из своих стен учителя, а замотивировать его для работы в регионах, где он больше всего нужен. В Беларуси этим последовательно занимаются и нужно брать пример у наших братьев.
Мы с вами решаем серьезную проблему воспитания, решаем вопросы самосознания, гражданской национальной и культурной идентичности. Это то, чему мы должны посвятить всю свою деятельность, потому что вызовы перед Беларусью и Россией стоят серьезные. Идет война за наше молодое поколение, которое не всегда может противостоять борьбе за их душу, сердца, внутренний мир, их сознание и память. Мы должны по-иному и осмысленно подойти к этой новой задаче», – заявил Алексей Лубков.
Ректор Белорусского государственного университета имени Максима Танка Александр Жук рассказал об опыте сотрудничества БГПУ с российскими педагогическими вузами. Он назвал несколько совместных программ, которые уже реализованы, и работа над ними продолжается. Одна из них – программа по дошкольному образованию, которая реализуется уже несколько лет. Также Александр Жук упомянул четыре научных педагогических проекта, которые поддерживают совместно Российский фонд фундаментальных исследований и Белорусский фонд фундаментальных исследований, и проекты Института инклюзивного образования, реализуемые в Республике Беларусь.
«У нас создан Национальный ресурсный центр, который на хорошем счету на международном уровне. С его помощью мы приглашаем коллег из России, Казахстана и других государств.
Сегодня мы поднимаем вопросы геноцида белорусского народа. В ходе Великой Отечественной войны погиб каждый третий белорус. Мы сейчас обновляем содержание школьного исторического образования и социально-гуманитарного блока для высших учебных заведений. Особое внимание в них будет уделено истории белорусской государственности и истории Второй Мировой войны. БГПУ совместно с Институтом стратегии развития РАН реализует проект «Память о великом подвиге 1941-1945», – отметил Александр Жук.
Данный проект рассчитан на пять лет и завершится в 2024 году.
Ректор Липецкого государственного педагогического университета имени Семенова-Тян-Шанского (ЛГПУ) Нина Федина подняла вопрос количества педагогических классов.
«К сожалению, в России система педагогических классов существовала по остаточному принципу. Удивительно, но в последнее десятилетие директора школ предпочитали гордиться открытием медицинских, физико-математических классов. А о том, что мы должны воспроизводить кадры для собственной системы образования, не все думали. В Липецкой области сегодня всего порядка 10 педагогических классов в разных муниципалитетах. Но путь, который нами пройден, дорогого стоит: мы начинали без нормативной основы, без внятных договоренностей – каждый муниципалитет предлагал что-то свое. Педагогические классы сегодня у нас в разных вариациях и нас тревожит только одно – кадровый состав университета не сможет обучить всех желающих даже из одного нашего региона, а у нас есть и желающие из близлежащих областей, в которых нет педагогических университетов», – обратила внимание присутствующих Нина Федина.
Проректор МПГУ Наталья Склярова представила доклад «Педагогические классы: организации предпрофессиональной педагогической подготовки», проректор по связям с общественностью, директор Института журналистики МПГУ Татьяна Владимирова представила перспективы совместной работы по развитию волонтерского движения и других проектов. Жанна Фомичева, проректор по международному сотрудничеству и образованию ТГПУ им. Л. Н. Толстого, в своем докладе рассказала о сотрудничестве ТГПУ им. Л.Н.Толстого, вузов, государственных учреждений образования Республики Беларусь в сфере высшего педагогического образования.
В мероприятии также приняли участие: первый проректор МПГУ Виктор Дронов, директор Института изящных искусств МПГУ Андрей Коновалов, помощник ректора МПГУ Николай Бузулуков, начальник управления международных связей Вячеслав Круглов, заместитель директора Академии Минпросвещения Хож-Ахмед Халадов, начальник отдела стратегии развития педагогического образования Галина Папуткова, начальник центра развития педагогического образования БГПУ Александра Позняк, проректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Михаил Соловьев, проректор по международному сотрудничеству и образованию ТГПУ им. Л. Н. Толстого Жанна Фомичева и проректор по учебной работе ТГПУ им. Л. Н. Толстого Светлана Краюшкина.
Ректор БГПУ посетил с официальным визитом Академию Минпросвещения России