11 октября 2023 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась стратегическая сессия «Формирование гражданской идентичности и патриотизма как стратегическая задача российского образования (по материалам единого учебника)».
Организаторами сессии выступили ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Всероссийский научно-методический центр «Философия образования».
С приветствием к участникам сессии обратились Алексей Благинин, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, затем Максим Костенко, исполняющий обязанности ректора Академии Минпросвещения России.
«С этого года наша система образования учится жить с новым инструментом, новым институтом – государственным учебником. Очень важно, что первым государственным учебником нашей страны стал учебник по истории. Вот сегодня на площадках МПГУ – уважаемое собрание, уважаемые эксперты как раз вместе и будут говорить о том, какое место должен занять этот новый институт – государственный учебник по истории, в том числе в формировании нового содержания школьного образования, формирования нового воспитания в школе, формирования гражданской идентичности, патриотизма, а как стратегической задачи в том числе – и школьного образования. Это важно, что это происходит именно сейчас, на этом историческом этапе», – сказал Алексей Благинин.
В ходе сессии обсуждались вопросы, связанные со стратегическими задачами создания единого учебника истории, необходимостью синхронизации учебников по истории России и всеобщей истории, с определением роли единого учебника истории в формировании общероссийской гражданской идентичности, с формированием новых подходов к осмыслению исторического прошлого и современных событий в развитии страны.
В рамках сессии Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук, профессор, академик РАО рассказал о том, что вопросы создания учебника истории находилось в сфере внимания общественности и власти и в советское время. В тридцатые годы учебник готовили 46 авторских коллективов. Сама подготовка учебника по истории показала, что такое количество разночтений недопустимо. И победил учебник А.В. Шестакова из МГПИ (до 1937г. им. Бубнова), и до 1956-го года он был единственным государственным учебником.
«Сегодня, обсуждая учебник, мы понимаем, что у нас есть глубокая историческая традиция по созданию единственного государственного учебника. Нет и не может быть сегодня единой методологии написания учебников. Никто ранее этим системно не занимался. Современная наука и учебник должны соприкасаться. И главное – должна здесь присутствовать любовь к Отечеству. Как писал Пушкин, что ни за что бы не променял историю своего Отечества, какой нам Бог ее дал. И пусть это и будет нашей главной методологией», – отметил Алексей Лубков.
Наталья Склярова, первый проректор Московского педагогического государственного университета, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ в своем выступлении отметила: «Создание и внедрение в образовательный процесс единого учебника по истории стало важным этапом трансформации государственной политики в сфере школьного образования и воспитания, усиления ценностного и мировоззренческого компонента в средней школе, укрепления единого образовательного пространства и суверенитета национальной системы школьного образования. В свою очередь, формирование государственного учебника по истории становится объектом внешнего информационного давления. Специалисты ВНМЦ «Философия образования» МПГУ провели мониторинг наиболее востребованных среди российских граждан СМИ и социальных сетей с целью определить масштабы и основные черты информационной атаки на новый госучебник истории».
В дискуссии приняли участие Юрий Никифоров, член авторского коллектива учебника, советник департамента управления по общественным связям и коммуникациям Администрации Президента РФ, кандидат исторических наук; Алексей Мамычев, заместитель декана по международным связям факультета политологии, заведующий лабораторией политико-правовых исследований МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор политических наук; Леонид Поляков, профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор философских наук; Данила Аникин, заместитель декана по учебной работе МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат философских наук; Елена Саплина, заведующая кафедрой методики преподавания истории Института истории и политики МПГУ, кандидат педагогических наук; Марина Несмелова, доцент кафедры методики преподавания истории, заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат педагогических наук; Борис Лавринов, учитель истории и обществознания Университетской Гимназии МГУ имени М. В. Ломоносова для одарённых детей; Наталья Хлыстова, учитель истории и обществознания МАОУ “СОШ 4” МО “Мирнинский район” Республики Саха (Якутия); Ирина Фадеева, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменская область; Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей; Андрей Алфёров, член Коллегии Министерства просвещения РФ, президент Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций (НАВУСОО); Ольга Ярмак, руководитель проектов дирекции мультимедийного издания Украина.ру, заведующий кафедрой «Славяноведение и балканистика» Севастопольского государственного университета; Марта Лесюк, автор Телеграм-канала «Научно-образовательная политика», член экспертного клуба молодых политологов «Дигория»; Владимир Лукушин, научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ и др.
Модераторами сессии выступили Елена Бродовская, доктор политических наук, ведущий аналитик Всероссийского научно-методического Центра «Философия образования» МПГУ и Виктор Степаненко, кандидат исторических наук, советник руководителя аналитического центра по разработке и анализу моделей воспитательной работы Федерального института оценки качества образования, ведущий аналитик Всероссийского научно-методического Центра «Философия образования» МПГУ.
В работе сессии онлайн-участие приняли учителя, преподаватели и студенты педагогических вузов и колледжей, представители региональных Институтов развития образования, эксперты, даже школьники из 49 регионов России. Обучающиеся 10 класса из Тюменской области поделились своими первыми позитивными впечатлениями от работы с новым учебником. В процессе дискуссии, как учеными, так и учителями были озвучены основные его достоинства.
В рамках сессии были обсуждены актуальные проблемы и пути их решения по формированию у обучающихся традиционных российских ценностей, гражданской идентичности и патриотизма в рамках изучения школьного курса истории (по материалам единого учебника истории).
Все материалы по результатам работы стратегической сессии будут размещены в ближайшее время на странице ВНМЦ «Философия образования» сайта МПГУ.
Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023