Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Стратегическая сессия «Будущее создается сегодня: укрепление единства образовательного пространства Российской Федерации»

Новости МПГУ

26 октября в главном корпусе МПГУ состоялась стратегическая сессия «Будущее создается сегодня: укрепление единства образовательного пространства Российской Федерации» (по материалам выступления В.В. Путина на пленарной сессии XX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай»). Организаторами сессии выступили ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Всероссийский научно-методический центр «Философия образования».

С приветственным словом к участникам сессии обратился Валерий  Фадеев, советник Президента РФ, председатель Совета по правам человека при Президенте РФ. Валерий Александрович обратил внимание присутствующих на то, что «учебный курс истории всегда пронизан мировоззрением, даже – идеологией, отношением народа к своей истории. Везде история трактуется так или иначе. По-другому и быть не может. Поэтому я приветствую, что появляется единый государственный учебник, с принятой большинством нравственной трактовкой нашей истории».

Сергей Кравцов, Министр просвещения Российской Федерации,  приветствуя участников сессии, сказал:  «В развитии системы образования и воспитания важны практические решения и конкретные шаги. Но мы должны понимать, что результат этой работы не будет сиюминутным, нужно набраться терпения, чтобы его увидеть. Сегодня мы ощущаем большую поддержку Президента нашей страны и видим, как благодаря нашему взаимодействию ситуация меняется. Утверждены единые образовательные программы, единые стандарты, в школах введена единая программа воспитательной работы. В педвузах создано «ядро педагогического образования», в соответствии с которым подготовка учителей также идет по единым стандартам. У нас есть уникальные возможности построить суверенную национальную систему образования».

Министр просвещения отметил, что воспитательная работа в системе образования должна быть комплексной. В школах работают советники по воспитанию, проводятся церемонии поднятия государственного флага и исполнения гимна, в федеральных основных общеобразовательных программах представлено единое содержание образования. Важно, чтобы вместе со школой в воспитании участвовала семья ребенка, большое значение имеют также внешкольные активности, например, участие в деятельности Российского движения детей и молодежи.

Алексей Лубков, доктор исторических наук, профессор, академик РАО, ректор Московского педагогического государственного университета выступил с докладом «Ядро педагогического образования и пилотный проект как механизмы единого пространства подготовки педагогов», подчеркнув, что подобные процессы назрели давно и особенно насущны они стали в наше непростое время вызовов: «Мы сейчас создаем национальную систему  образования. Мы вышли из болонской системы – и обратной дороги нет. И сейчас нам надо выстраивать реальную систему образования, опирающуюся на наши национальные ценности, на традиции. У нас в стране университетская традиция с 17 века, с создания академии, – ей уже триста лет. И всегда у нас это был синтез духовного и образовательного. И всегда в основе нашего национального образования лежала духовность. Почему были так любимы и востребованы писатели Распутин, Белов и их единомышленники? Потому, что они своим творчеством указывали дорогу к храму, к духовному началу в человеке. И сейчас идет борьба, и борьба напряженная. Есть просто другой взгляд на наш цивилизационный путь. И сейчас самое главное – сохранить свою идентичность, не растратить ее. И наш университет, и наша Ассоциация определили свою позицию, мы ее не скрываем и будем на ней стоять».

Наталья Склярова, первый проректор Московского педагогического государственного университета, директор Всероссийского научно-методического Центра «Философия образования» МПГУ обратилась к участникам сессии с докладом «Отношение к Родине и семье: результаты социально-психологического исследования молодежи». Итоги этого исследования, по словам докладчика, являются свидетельством эффективной работы Министерства просвещения Российской Федерации, нашего профессионального сообщества по воспитанию подрастающего поколения. Однако разница в когнитивном и эмоциональном восприятии нашей молодежью образа Родины и семьи является результатом влияния окружающей действительности и виртуального пространства на эмоциональный настрой молодежи.

«Наша молодежь живет в ситуации противоречивых жизненных приоритетов, размытости понятий добра и зла. Самой главной ценностью и целью в жизни сегодня является комфорт и удовольствие. У молодежи наблюдается несформированность навыков к преодолению трудностей, низкий уровень развития волевого компонента деятельности, личностная незрелость, нежелание брать на себя ответственность. Для многих современных детей жизнь – это удовольствие, которое кто-то просто обязан им предоставить по первому требованию. Поэтому о каком деятельном патриотизме можно говорить? Патриотизм предполагает не только осознанную любовь, привязанность к Родине, преданность ей, но также и деятельную готовность к жертвам ради неё, готовность к .физическим, эмоциональным, волевым усилиям ради нее. Тоже можно сказать и о семье и детях. Многодетная семья требует деятельной, жертвенной любви, к которой наша молодежь, к сожалению, не готова.

По результатам исследования очевидно, что в целом педагогический вектор выбран верно, но его необходимо усилить теми компонентами, которые развивают в человеке волевые личностные качества. И самое главное, что важно отметить: формирование личности гражданина и патриота –это целостный процесс, который затрагивает все стороны жизни человека, поэтому важно выработать системный подход к проблеме воспитания и обучения подрастающего поколения, требующий консолидации усилий всего общества», – заключила Наталья Склярова.

В дискуссии приняли участие эксперты: Юрий Никифоров, кандидат исторических наук, член авторского коллектива учебника по истории, советник департамента управления по общественным связям и коммуникациям Администрации Президента России; Алексей Благинин, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации; Максим Костенко, исполняющий обязанности ректора Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации (Академия Минпросвещения России); Оксана Гаман-Голутвина, доктор политических наук, президент Российской ассоциации политической науки (РАПН), заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД России (онлайн); Леонид Поляков, доктор философских наук, профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Игорь Кузнецов, доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Андрей Абрамов, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Модераторами сессии выступили Елена Бродовская, доктор политических наук, ведущий аналитик Всероссийского научно-методического Центра «Философия образования» МПГУ, директор Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ и Виктор Степаненко, кандидат исторических наук, ведущий аналитик Всероссийского научно-методического Центра «Философия образования» МПГУ, советник руководителя аналитического центра по разработке и анализу моделей воспитательной работы Федерального института оценки качества образования.

В ходе сессии обсуждались вопросы, связанные с задачами национальной системы образования в условиях строительства нового мироустройства; вопросы обеспечения многообразия и самодостаточности российского государства-цивилизации в образовательной политике РФ; ответственности за цивилизационный выбор, защиты традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательном пространстве РФ; сохранения наследия прошлого как фундамента формирования у молодых россиян представления о гармоничном будущем страны; перспектив укрепления единства образовательного пространства Российской Федерации в 2024 году.

Все материалы по результатам работы стратегической сессии будут размещены в ближайшее время на странице ВНМЦ «Философия образования» сайта МПГУ.

Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023

27 / 10 / 2023

Показать обсуждение