Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Итоги работы тематической площадки «Змиевская балка и массовый геноцид советского народа в годы Великой Отечественной войны: новые исследования и документы»

Новости МПГУ

Заседание секции «Змиевская балка и массовый геноцид советского народа в годы Великой Отечественной войны: новые исследования и документы» прошло 13 сентября 2022 года в рамках Международного форума «Змиевская балка: история геноцида» в Ростове-на-Дону.

Знание это в его концентрированном виде – продукт деятельности прежде всего историков-профессионалов. Именно данная мысль служила рефреном деятельности данной секции Форума, где не случайно модератором тематической площадки профессиональных историков выступила председатель Совета отделения Российского исторического общества в Ростовской области, директор Института истории и международных отношений ЮФУ Мария Пономарева.

Один из основных докладов на секции – доклад ректора МПГУ Алексея Лубкова. Он сказал: «Для учителей, для педагогов, для историков важно быть гражданином своего Отечества. Скажем прямо, не всегда и не везде, и не во всех университетах это единство воспитания и образования, формирования профессиональной и гражданской идентичности совпадало. И, слава Богу, что наш университет, который в ноябре отмечает свой 150-летний юбилей, относится к тем вузам, в которых эта традиция единства воспитания и образования сохранялась на протяжении всех 150 лет, начиная еще со времен Александра II.

И эта заслуга прежде всего наших преподавателей, профессоров, тех, кто создавал наши научные школы. У истоков наших научных школ стояли выдающиеся историки и граждане нашего Отечества – это и В.И.Герье, и В.О.Ключевский, и С.М.Соловьев».

Далее Алексей Лубков отметил, что в рамках этих школ наукой занимались люди различных политических взглядов – и монархисты, и либералы, и марксисты – и по-разному они интерпретировали различные периоды истории, но «самое главное – они сумели передать эстафету уважения к памяти предков. И на протяжении всех полутора веков эта традиция бережно хранится в нашем университете.

Мне повезло, и я учился у выдающихся русских советских историков, которые уже на первой лекции, 1 сентября, говорили, что история – это дух. Это огонь, а не пепел. История –эта та наука, которая формирует гражданина.

Мой учитель А.Г. Кузьмин, интерпретируя слова Гете, говорил, что между двумя спорщиками находится не истина, а проблема. И эта проблема и есть та научная задача, которую и надо историку разрешить. И здесь огромную роль играет та шкала ценностей, которую исповедует, которой руководствуется историк…

Самое главное в истории – это оценка, факт – это ни о чем, мы его интерпретируем в своем сознании. Любая наша оценка, любая проблема, задача, которую мы решаем в ходе познания истины того или иного периода, оценивая ту или иную историческую личность – это не просто непроизвольная оценка, отталкивающаяся от суммы имеющихся фактов. Это прежде всего оценка мировозренческая, которая исходит от нашего отношения к той же истории, к нашей Родине, к нашим предкам…

Но есть вещи, которые для нас должны быть святыми. И одним из таких периодов нашей истории является период Великой Отечественной войны».

Из поколения начала 20-х годов, напомнил оратор аудитории, почти полностью ушедшего на фронт, выжило лишь три процента ребят, остальные пали в боях.  Они воспитывались в предвоенный период. И именно этот период был «периодом активной борьбы за нашу историю, за то, каким образом мы будем воспитывать граждан», массово добровольцами, уходившими в горнило боев, начиная с 22 июня 1941 года.

Нам надлежит оценить и понять какой был проделан путь, чтобы эти ребята сделали свой человеческий, нравственный, гражданский выбор. Ведь не секрет, что сразу после революции и в 20-х годах в стране преобладал национальный нигилизм по отношению к прошлому. Минин и Пожарский, Герои Бородина, Скобелев – про них писали «Подумаешь они спасли Россию – А может было б лучше не спасать». Конкретно это было сказано о Минине и Пожарском, но по сути дела обо всех героях старой России. Поскольку официальная история начиналась с 1917 года, до этого же были лишь мрак и ужасы царизма. До 1934 года в вузах и школах не преподавали историю. И лишь во многом благодаря И.В.Сталину и его команде происходит поворот в отношении к прошлому – в университеты, педагогические институты, в школы возвращается история.

В 1938 году выходит фильм «Александр Невский», призывающий по сути дела готовиться к смертному бою с врагом, хотя еще и не началась Вторая Мировая война. Готовиться, «опираясь на подвиги святых и воинов, сохранивших великую Россию. В ноябре 1941 года на параде Сталин сумел в своем обращении соединить советскую и досоветскую, дореволюционную историю, не противопоставляя, а соединяя – и сделал это на святом месте, на Красной площади».

В годы войны внимание к истории было значительным. Известные историки, писатели, кинематографисты обращались к сюжетам, мобилизующим на борьбу с врагом.

Роль истории в формировании гражданской позиции и мотивации велика. Пример сразу за границей. За тридцать лет сформировано совершенно по-иному ориентированное в плане идеологем поколение, воспитанное на написанных за рубежом, преимущественно в Канаде, учебниках. Поколение, которое сейчас воюет против нас.

Нам надо обновлять содержание истории. Задача гражданской мотивации должна стоять на первом месте. Все дискуссионные вопросы должны решаться последовательно. Словом, у нас с вами много работы.

«И главное в этой нашей работе вера, что победа будет за нами!».

Выступавший вслед за Алексеем Лубковым директор Международного центра педагогического образования МПГУ Сергей Засорин в завершении своего сообщения сделал вполне закономерный вывод, опирающийся на реалии сегодняшнего дня: «Если мы не научимся бороться с интерпретаторами истории, сознательно искажающими ее, мы никогда не отстоим нашу историческую память, не сохраним наши духовные ценности,  никогда не победим в этой войне. В войне не на поле боя, а в войне за умы, чувства и сознание наших людей, и особенно – молодежи».

Мысли своих коллег по университету развил в своем выступлении и директор Института истории и политики МПГУ Алексей Ананченко, отметивший, что история не может быть безответственной, поскольку она и один из системообразующих элементов идеологии общества – его историческое самосознание. И что вопрос преподавания истории – это прежде всего вопрос формирования позитивных людей и ценностей, опирающиеся на нравственные постулаты, апробированные веками существования традиционного общества.

В последний день Форума, на итоговом круглом столе один из активных участников работы пятой секции директор Международного центра педагогического образования МПГУ Сергей Засорин особо отметит взаимную поддержку, которую оказывали друг другу коллеги из Москвы и Ростова при подготовке масштабного мероприятия. Это – «московско-ростовское гостеприимство», без которого форум мог бы и вовсе не состояться. Иными словами – добрая воля неформальных связей различных групп общества, направленная на доведение до общества в целом комплекса идей, его цементирующих.

И развивая эти научные и гражданские скрепы, на секции выступали  в едином контексте представители обоих регионов: исполняющий обязанности заведующего кафедрой отечественной истории ХХ-ХХ1 веков Института истории и международных отношений ЮФУ Антон Аверьянов, старший научный сотрудник  ФИЦ «ЮНЦ РАН» Владимир Афанасенко, доцент Института истории и международных отношений ЮФУ Людмила Табунщикова, доцент ДГТУ Руслан Тикиджьян, диретор Государственного архива Ростовской области Николай Трапш, учитель истории и обществоведения гимназии ДГТУ Олег Елдинов, директор Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) Андрей Голобородько, главный специалист ФГБУ «27  научный центр» МО РФ  Михаил Супотницкий, ректор МПГУ Алексей Лубков, директор Института истории и политике МПГУ Алексей Ананченко, директор Международного центра педагогического образования МПГУ Сергей Засорин.

В крайний день работы Форума профессионалы-историки – участники работы пятой секции, подводя итоги и деятельности секции, и мероприятия в целом, отмечали особую роль начинающего преобладать системного подхода к наиболее сложным страницам нашей истории. В частности, директор Института истории и политики МПГУ Алексей Ананченко отметил, что сам факт созыва форума в Ростове, работа которого опиралась на новые исследования и документы, может способствовать формированию «нового исторического сознания в России» и выработке новых методов работы с подрастающим поколением россиян. Директор Международного центра педагогического образования МПГУ Сергей Засорин предложил издать сборник материалов форума и распространить его по разным образовательным организациям страны, организовать межвузовские дискуссионные площадки, на которых могли бы выступать  студенты разных специальностей и направлений подготовки для обсуждения актуальных проблем науки и общественной жизни. Эту идею развил главный специалист ФГБУ «27  научный центр» МО РФ  Михаил Супотницкий, предложивший выпустить сборник материалов форума  и обобщить эти материалы в виде монографии. Такие материалы могли бы быть полезными последующим поколениям, поскольку предоставляют возможность изучать историю на основе качественной исторической литературы.

Подобные материалы введут в общественное сознание новые факты и новые парадигмы, воистину судьбоносные в наши нелегкие времена. И не случайно в рамках круглого стола, подводящего итоги деятельности секций и Форума в целом,  эта мысль прозвучала от специалиста, работавшего в пятой секции, где собрались профессионалы, лучше многих представляющие механизмы социального восприятия  информационного контента и его роль, значение и последствия в общем функционировании общества.

21 / 09 / 2022

Показать обсуждение