Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Участие ректора А.В. Лубкова в заседании Ассоциации развития педагогического образования

Новости МПГУ

В рамках продолжения всероссийского семинара-совещания ректоров педагогических вузов 23 декабря на  базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа) состоялось заседание АРПО по реализации Ядра высшего педагогического образования.

Открывая совещание, Андрей Викторович Милёхин, директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России, поблагодарил Ассоциацию развития педагогического образования за работу по созданию методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров на основе единых подходов к их структуре и содержанию. Была отмечена важность дальнейшей работы по созданию рекомендаций для программ среднего профессионального образования. Ядро высшего педагогического образования должно стать ориентиром для обновления программ СПО. Андрей Викторович обратил внимание на введение новой должности советника по воспитательной работе в школе, что уже сейчас позволяет обновить профессиональные компетенции образовательных программ высшего образования. В ближайшее время перед Минпросвещением стоит задача по введению в номенклатуру педагогических работников должности вожатого.

Алексей Владимирович Лубков, ректор МПГУ, председатель правления АРПО, подчеркнул, что в разработке Ядра приняли участие все педагогические вузы, более четырехсот специалистов (разработчики, эксперты, представители работодателей). Было проведено свыше пятидесяти публичных обсуждений на самых разных уровнях. Все разработанные вузами модули прошли независимую экспертизу в Институте  стратегии развития образования РАО. Результаты разработки всех модулей представлены педагогической общественности на ВКС. Столь широкая заинтересованность, инициативность и активная включенность вузов в эту работу сами по себе говорят об общем понимании значимости единства в подготовке педагога. В ходе совместной работы удалось найти важный инструмент реального обеспечения единого образовательного пространства. Принципиально важен поворот всей подготовки к задачам современной школы. Рекомендации по подготовке педагогических кадров на основе Ядра высшего педагогического образования были одобрены на коллегии Минпросвещения 25 ноября.

О принципах и задачах Ядра высшего педагогического образования рассказала проректор по учебно-методической работе Людмила Александровна Трубина. Разработке Ядра предшествовал мониторинг текущего состояния системы высшего педагогического образования, определение принципов содержательного и структурного обновления образовательных программ. Все это нашло свое отражение в разработанных модулях. Важным результатом работы стало новое понимание фундаментальности педагогического образования, которое определяется сегодня поворотом всех компонентов подготовки педагогов на задачи школы, воспитания и развития личности. Принятые методические рекомендации разработаны на основе ФГОС ВО, это согласованное  мнение профессионального сообщества, которое должно стать ориентиром для вузов. Ядро не предполагает полной унификации, оно не нарушает академических свобод вузов, не ограничивает свободу преподавателей в определении содержания и ведения дисциплин (модулей).

Екатерина Александровна Балабаева, начальник учебно-методического управления, представила проект дорожной карты по реализации мероприятий по внедрению Ядра высшего педагогического образования.  Уже сегодня педагогические вузы приступили к реализации проекта. В целом дорожную карту можно разделить на три больших этапа: подготовительный, основной и заключительный.   В рамках подготовительного этапа уже сейчас проходят ВКС, обсуждения и разъяснения принципов и содержания Ядра, что позволяет сформировать психологическую готовность вузов к внедрению в практику нового содержания, принятие ценностно-целевых установок. Результатом этой работы также становится и нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение внедрения Ядра. Разрабатываются образовательные программы 2022 года приема, обновляются единицы содержания программ 2020 и 2021 годов. В рамках основного этапа важно организовать работу по сопровождению, мониторингу и корректировки обновленных образовательных программ. Выстроить систему непрерывного повышения квалификации педагогических работников, включить в качестве площадок для практической подготовки построенные Технопарки универсальных компетенций. Планомерная и совместная реализация мероприятий дорожной карты позволит к 2023 году сформировать единое образовательное пространство педагогического образования всех уровней подготовки.

В вопросах и выступлениях ректоров педагогических вузов прозвучали предложения по проведению конкретных мероприятий дорожной карты на базе Алтайского, Нижегородского, Ярославского, Волгоградского  и других педагогических вузов.  Была поддержана инициатива создания на базе АРПО предметно-методических комиссий по профилям подготовки педагогов в целях координации процессов  обновления образовательных программ.  Заседание показало общность позиций и  заинтересованность профессионального сообщества в  совершенствовании педагогического образования. Внедрение   Ядра высшего педагогического образования станет  реальным механизмом этого процесса.

23 / 12 / 2021

Показать обсуждение